Цели урока:
- Образовательная: введение уч-ся в круг общих представлений о правовом государстве, его основных признаках, отражении признаков в Конституции РФ.
- Развивающая: развивать логическое мышление, умение самостоятельно работать с текстом.
- Воспитательная: формировать правовую культуру учащихся, воспитывать уважительное отношение к основам государственности.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, информационно-рабочая карта для каждого учащегося (приложение 1).
Понятия для усвоения:
- Верховенство закона;
- Правовая культура;
- Правовое государство;
- Разделение властей.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1: тема урока
Сообщение темы урока: “Понятие и признаки правового государства”.
Слайд 2: План урока:
1. Понятие правового государства.
2. Основные признаки правового государства.
3. Россия-правовое государство: миф или реальность?
В конце урока мы должны с учениками вступить в дискуссию и сделать обоснованный вывод по третьему вопросу.
II. Подготовка учащихся к усвоению знаний.
Слайд 3: “Государство крепко, когда в нем соблюдается закон”. Эврипид
Учитель: Главное требование, предъявляемое к любой власти, - справедливость. Как вы думаете, в каком государстве хотели бы жить граждане? Безусловно, большинство ответит, что в справедливом и свободном.
А теперь давайте поразмышляем над образом некоего идеального государства. С помощью ответов учащихся составляется рисунок (слайд 4):
· Сильное
· Без богатых и бедных
· Закон одинаков для всех
· Единое
· Миролюбивое
· Со справедливым правителем
· Права граждан защищены.
Учитель: Понятие “правовое государство” мы стали употреблять не так давно. Хотя идея правового государства восходит к Древней Греции. Однако особое звучание эта идея обрела в трудах философов Нового времени: Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескье, И.Кант, Г.Гегель, что связано с переосмыслением роли индивидов, масс в жизни общества, с постановкой проблемы о необходимости ограничения произвола государственных должностных лиц. Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества (одно без другого немыслимо) является ликвидация сословных привилегий и превращение людей из подданных в граждан с неотчуждаемыми правами на жизнь, собственность, свободу. Обязательным условием его возникновения является появление у всех граждан обрести экономическую самостоятельность на базе частной собственности. Россия с конца 20 века по настоящее время переживает период демократического переустройства. Идея правового государства – одно из ценнейших достижений человечества. Обратимся к понятию “правовое государство”.
III. Получение новых знаний.
На информационно-рабочей карте учитель просит учащихся прочитать понятие.
Слайд 5: Правовое государство- государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в Конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. (Из “Школьного словаря-справочника” В.В.Баранов, И.П.Насонова, М., 2004г.)
Учитель: просит учащихся подчеркнуть в определении на информационно-рабочей карточке ключевые слова. Проверяют, обсуждают. Данное выделение поможет учащимся не только лучше запомнить определение, но и формулировать самостоятельно с опорой на ключевые слова.
Слайд 6: Правовое государство- государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в Конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.
Учитель: Вернемся к карте. Прочитайте текст и выпишите во 2 столбик карты основные признаки правового государства, встретившиеся в тексте.
Текст: Можно выделить следующие признаки правового государства. Верховенство закона: ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Вся система государственной власти должна быть организована строго в соответствии с конституцией, законодательными актами. Государственные органы и должностные лица вправе делать только то, что вытекает из конституции и других законов. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан: конституция определяет взаимную ответственность государства и граждан и предоставляет всем гражданам гражданские, политические права и свободы. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Равенство всех граждан перед законом независимо от занимаемой должности или социального статуса. Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей должно предотвратить возможную концентрацию всей полноты государственной власти в одних руках и обеспечить возможность гражданам контролировать государство, в т.ч. путем выборов высших государственных должностных лиц. Независимый суд, призванный действовать в соответствии с законом.
Проверка выписанных учащимися признаков. Приведение детьми примеров из текста и собственных знаний по обществознанию на каждый признак.
Слайд 7:
- Верховенство закона.
- Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан.
- Разделение властей
- Наличие развитого гражданского общества с высокой правовой культурой населения.
Учитель: Как вы считаете, почему необходимо соблюдение еще одного признака “Наличие развитого гражданского общества с высокой правовой культурой населения”? Докажите на примерах.
Учитель: На карте под цифрой 4 выполните задание: найдите в Конституции положение, отражающее данный признак и укажите в столбике напротив.
Учитель: Проверьте, верно, ли вы выполнили работу.
Слайд 8:
признаки | Статьи Конституции РФ |
Россия-правовое государство | Глава 1, статья 1 |
1. Верховенство закона. | Глава 1, статья 4, пункт 2 |
2. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан. | Глава 1, статья 2 Глава 2 |
3. Разделение властей | Глава 1, статья 10 |
4. Наличие развитого гражданского общества с высокой правовой культурой населения. |
Учитель: Какие, на ваш взгляд, можно добавить еще признаки, которые не указаны в тексте. После рассуждений учащиеся добавляют в карту признаки:
(слайд 9)
- правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
- соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
- прямое действие конституции.
Учитель:
Кроме того политологи отмечают и специфические признаки, закрепленные в Конституции РФ. Учащиеся аналогично отыскивают и указывают статьи Конституции.
Слайд 10:
1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
3. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
4. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
5. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
6. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
7. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
8. Принцип ответственности государства и личности.
Зафиксируйте их в информационно-рабочей карте.
IV. Первичное закрепление знаний
Учитель:
12 декабря 2013 г. отмечалось 20-летие принятия Конституции Российской Федерации. (слайд 11) Мы с вами посмотрели, что Конституция РФ не только провозглашает правовое государство, но и закрепляет основные и специфические признаки правового государства. Давайте попробуем ответить на главный вопрос урока: Россия - правовое государство: миф или реальность?
Учащиеся работают в группах и в разделе пять при общем обсуждении в группе рассуждая, записывают по три аргумента на каждую позицию.
(слайд 12) Например,
Россия - правовое государство |
|
миф | реальность |
Закон далеко не всегда верховенствует в решении остро социально-политических вопросов | Конституционный суд следит за соответствием федеральных законов и других законодательных актов Конституции |
Зачастую наказания избегают люди обеспеченные | Соблюдаются права и свободы граждан |
Слабая правовая культура людей | Существует система противовесов |
Нет последовательности в разделении властей | |
Не всегда в полной мере реализуются права человека |
Дискуссия в классе. Составляется общий свод аргументов. Учащиеся делают вывод. Например, на сегодняшний день Россию трудно назвать правовым государством, но сделано много шагов для достижения этой цели. Одним из этих шагов является – изучение нами основного закона государства – конституции (т.е. овладение правовыми знаниями).
(слайд 13) Учитель: А теперь правовая задача: В США – на лицо все признаки правового государства. Но в штате Оклахома действуют такие курьезные законы:
- противозаконным считается откусывать от чужого гамбургера;
- собаки должны иметь разрешение, подписанное мэром, для того, чтобы собираться в группы по три или более особей в пределах частной собственности. Можно ли США назвать правовым государством?
Ответы учащихся.
V. Домашнее задание:
(слайд 14) С целью организации дискуссии на следующем уроке написать эссе на тему “Государство крепко, когда в нем соблюдается закон”. Эврипид