"Правописание безударных гласных в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (764 кБ)


Тип урока: урок-исследование.(слайд №1)

Цель урока:

формировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова;

формировать умение проверять безударные гласные в корне слова;

повышать культуру речи и грамотность.(слайд №2)

Гости урока: Мудрая Сова и Буратино.(слайд №3)

Оборудование: учебник “Русский язык. 3 класс” Т.Г. Рамзаева; толковые словари; мультимедийный проектор.(слайд №4)

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. (слайд №5)

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.Будем определять, почему в корне слова нужно писать ту или иную безударную гласную.

- Кто из вас знает, что значит исследовать?

(дети высказывают свое мнение)

Задание: найдите значение этого слова в толковом словаре

(у всех детей на парте лежат словари)

Один из учеников зачитывает: “Исследовать—это значит подвергать научномуизучению, выяснению”.(слайд №6)

Дети делают вывод: сегодня на уроке мы будем выяснять какую безударную гласную нужно писать в корне и почему.

Итак, сегодня на уроке нам нужно будет выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне слова, а помогать вам будет Мудрая Сова, но сегодня она пришла не одна, а вместе с Буратино. Мудрая Сова принесла с собой задания, которые предлагает вам выполнить.

Вместе с вами эти задания попробует выполнить и Буратино.

2. Каллиграфическая минутка. (слайд №7)

Первое задание Мудрой Совы: угадайте, какие буквы вы будете сегодня писать на каллиграфической минутке?

Помогите Буратино выполнить задание Мудрой Совы.

  • “Между двух прямых досок, одна легла наискосок”.
  • “В этой букве нет угла, оттого она кругла.
    До того она кругла, покатиться бы могла”.

(дети прописывают в тетрадях соединения с буквами и, о)

3. Работа со словарными словами. (слайд №8)

Второе задание Мудрой Совы: выпишите из словарика 5 слов с безударной гласной О в корне слова.

- Почему слова, которые вы выписали из словарика нельзя проверить.

4. Актуализация опорных знаний об однокоренных словах. (слайд №9)

- Сегодня на уроке мы будем работать по плану, который предлагает Мудрая Сова.

План исследования

  • 1 этап — работа с однокоренными словами
  • 2 этап — объяснить значение слова
  • 3 этап — информация Мудрой Совы
  • 4 этап — решение орфографических задач
  • 5 этап — проблемная ситуация
  • 6 этап — итог исследования

5.

1 этап исследования — работа с однокоренными словами.(слайд №10)

Задание Мудрой Совы: “Найдите лишнее слово”

(на экране появляются слова)

Водитель, подводник, вода, водяной

- Какое слово лишнее? Почему?

- Докажите, что это слово лишнее.

- Как называются остальные слова?

- Почему их можно назвать однокоренными?

- Какую гласную нужно проверить?

Назовите и запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемые слова.

Дети записывают в тетрадь: Подводник—вода, водяной.

- Каким правилом вы пользовались?

Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

Мудрая Сова предлагает послушать вам стихотворение:

Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья —
Вызывает он сомненья.

С этим заданием вы справились и вот вам новое: упражнение №245.

(дети читают задание, упражнение выполняют самостоятельно)

- А сейчас обменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа(взаимопроверка).

6.

2 этап исследования — объясни значение слова.(слайд №11)

-Скрываясь от Карабаса Барабаса, Буратино встретился в лесу с гномами. Помоги ему определить, как зовут гномов и какая безударная гласная пропущена в словах.

На экране появляется изображение гномов и их имена: Ч.стюля, См.льчак, Гр.знуля, Д.бряк, В.сельчак, Л.нтяй.

(В процессе рассуждения и объяснения смысла слов, дети вставляют безударные гласные.)

На экране появляется запись: Чистюля, Смельчак, Грязнуля, Добряк, Весельчак,Лентяй. (слайд №12)

7.

3 этап исследования — информация Мудрой Совы.

- Что же по этому поводу говорит Мудрая Сова?

Прочитайте, что написано на карточке №1, которая лежит у вас на парте.

(дети читают карточку, на экране появляется аналогичная запись, дети прочитывают запись вслух и объясняют своими словами)

(слайд №13)

Видишь, как много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

- Какое правило по этому способу проверки безударных гласных вы можете сформулировать?

(учитель помогает ребятам сформулировать правило проверки)

- Прочтите, что написано на карточке №2, которая лежит у вас на парте.

(аналогичное правило появляется на экране, дети читают его вслух)

Внимание!

В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

Объяснение значения слов—это способ проверки корней.

- Ребята, постарайтесь запомнить это правило, а табличку №2 оставьте себе как памятку.

Физкультминутка. (слайд №14)

Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали
Потом быстро побежали.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде: “Раз!”
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде: “Два!”

8.

4 этап — решение орфографических задач. (слайд №15)

- Используя полученную в ходе исследования информацию, попробуем решить орфографические задачи.

- Найдите в учебнике упражнение №247

- Прочитайте задание. Объясните, почему так называются предметы, которые обозначают данные слова. Как будете действовать, вставляя нужную безударную гласную? (Будем объяснять значение слов.)

(Дети самостоятельно выполняют упражнение)

Самопроверка. На экране появляются буквы, которые дети должны бели вставить О, О, И , А, Е, Е, Е.

- Что помогло вам решить орфографическую задачу?

9.

5 этап — проблемная ситуация.(слайд №16)

-Ребята, Буратино снова столкнулся с трудностью: ему встретились слова с одинаковыми по звучанию корнями и он не может определить, какую букву ему нужно писать. Мудрая Сова ему посоветовала обратиться за помощью к вам.

(На экране появляется запись с иллюстрациями)

Пол.скать бельё.
Пол.скать котёнка.
Сл.зать сметану.
Сл.зать с дерева
Зап.вать песню.
Зап.вать лекарство.
Зелёные л.са.
Хитрая л.са.

- Что вы посоветуете Буратино?

(надо объяснить значение слова)

Устно ребята доказывают выбор букв во всех словах, а записывают ту пару словосочетаний, которая понравилась.

- С заданием справились легко, потому что знаем новый способ проверки корней — это объяснение значения слова.(слайд №17)

10.

6 этап — итог исследования.(слайд №18)

- Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему?

Дети отвечают на вопрос, обосновывая своё высказывание правилом.

- Мудрая Сова очень рада, что вы справились со всеми заданиями, да ещё и помогли Буратино.

- А для закрепления полученных знаний, дома вы выполните упражнение № 248.

- Всем детям спасибо за работу на уроке.