Цель:
- изучить правила дифференцирования;
- формировать умение применять эти правила в простейших ситуациях.
Задачи урока:
- образовательные: изучить правила дифференцирования
- развивающие: развитие умений выявлять закономерности, обобщать; развивать навыки самопроверки, самоконтроля.
- воспитательные: способствовать формированию коммуникативных (умение работать в группе, паре) и ценностно-смысловых (умение объективно оценивать результаты своей работы) компетенций; воспитывать познавательный интерес.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока:
- проектор, экран и ноутбук, презентация к уроку;
- раздаточный материал с таблицами производных;
- карточки для парной и групповой работы.
Ход урока
I. Организация начала занятия.
Подготовка учащихся к работе на уроке: настрой на быстрое их включение в деловой ритм.
Здравствуйте. У нас сегодня гости, т.к. нам выпала честь и большая ответственность показать учителям нашей школы как мы можем работать на уроках алгебры. Вы будете помогать мне, я вам, и думаю, у нас все получится.
В тетрадях запишите число и тему урока. Сегодня на уроке мы должны сформулировать правила дифференцирования и научиться их применять. А эпиграфом к уроку будут слова Франса “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом” (слайд 1).
II. Актуализация прежних знаний.
Подготовка к основному этапу занятия: проверяется готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе ранее полученных знаний. Созданием проблемной ситуации обеспечивается мотивация необходимости получения дополнительных знаний и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности на данном уроке.
- Что мы изучили на прошлом уроке?
- Что называется производной функции f в точке x0? (слайд 2)
- Что называется дифференцированием?
(слайд 3-13) А теперь вспомним, чему равны производные некоторых элементарных функций (в виде игры). Выбирая один из цветных прямоугольников, вам надо найти производную скрытой в нем функции.
Находят производные следующих функций: (5х+4)'= ; (sinx)'= ; (х3)'= ; (х)'= ; (lnx)'= ; (18)'= ; (tgx)'= ; ()'= ; (х2)'= .
Постепенно перед учащимися открывается картина, написанная в 1895г русским живописцем Н.П.Богдановым-Бельским “Устный счет”.
- Кто видел эту картину? (слайд 4)
- Как она называется?
- Чем изображение на слайде отличается от оригинала? (на доске в оригинале дано задание )
Можете ли вы найти производную этой функции (5х2+4х-7)'?
Если нет, то этому мы сегодня и должны будем научиться. Чуть позже мы вернемся к этому заданию.
Если да, то записать на доску предложенные варианты. Позже мы вернемся к этому примеру и узнаем, были ли вы правы.
III. Объяснение нового материала.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий с новыми правилами. Стимулирование активных действий учащихся по открытию новых знаний; использование самостоятельности в добывании знаний.
1) Слайд 14
А сейчас мы попробуем басни Крылова
Для разных задачек принять за основу.
Поскольку мораль этих басен известна,
Решение будет для вас интересным.“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
А выйдет из него не дело, только мука.
...Так мучаются Лебедь, Рак и Щука.Сложив усилья их табличек в ряд,
Дать, наконец, нормальный делу лад,
И доказать, что с суммой груз сравнится...
Коль им поможете, - воздастся им сторицей!”
Как можно получить производную этой функции ()?
Попытайтесь сформулировать правило нахождения производных. Сравните его с правилом в учебнике (стр.241 “Алгебра” Алимов Ш.А.). Запишите формулу ((f(x)+g(x))'=f'(x)+g'(x)) в тетрадь (слайд 15).
2) Слайд 16
“Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок...”Да тот ли это, право сыр,
Который бог послал вороне?
И, может быть, неправ весь этот мир,
Твердя о лести злом законе?..- Нет, басня, как всегда, права,-
Ворона с ветки проворчала.
Найдите значенья В и А,
Чтобы мораль торжествовала!
Если затрудняетесь, найдите в учебнике правило, которое поможет найти нам А и В (Записывают 2 формулу (f(x) * g(x))' =f'(x) * g(x)+f(x) * g'(x) в тетрадь (слайд 17)).
А теперь, применяя это правило, найдем производную функции и узнаем, чему равны А и В (слайд 18).
3) Работа в группах (каждой листок с заданием).
Применяя 2 правило, найдите производные следующих функций:
1 группа - (8sinx)'; 2 группа - (5)'; 3 группа - (9)'; 4 группа - (2)'.
Выписываем ответы на доску. Если одним из множителей является постоянная, то можно ли производную такой функции найти проще? Слайд 19 – Записывают правило (C g(x))' =C g'(x). Слайд 20 – Чему равна производная ?
4) Работа с учебником.
Все ли правила изучили?
Записывают правило частного. (слайд 21)
Применяя это правило, находим производную функции . (слайд 22)
IV. Первичная проверка понимания нового материала
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; cамостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой ситуации.
1) Вернемся к нашему примеру (задание на доске на картине)
Как же найти производную функции 5х2+4х-7? (слайд 23)
2) Работа в парах по карточкам с ответами с обратной стороны.
Найти производные следующих функций:
(5sin x)'; ; ; ; (2x3 - 3x2 + 6x + 1)'; .
Проверьте ответы и оцените свою работу.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Анализ соответствия результатов урока поставленным целям: что и почему получилось, почему не получилось, в чем испытали затруднения.
С помощью мордочек оцените, с каким настроением вы работали сегодня на уроке, понравился ли вам урок.