Цель:
- обобщить знания детей о развитии детской литературы в 30-е годы XX века, о появлении новых детских писателей и поэтов;
- учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;
- развивать наблюдательность, устную речь, внимание;
- учить наблюдать за словом автора, авторской позицией;
- упражнять в выразительном чтении, выборочном чтении, в пересказе;
- выполнять творческую работу: наблюдать, иллюстрировать и др.;
- выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений;
- воспитывать нравственные качества, культуру общения
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- демонстрационный экран;
- презентация;
- учебник “В океане света” Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 4 кл., ч. 2, “Баласс”
- выставка книг детских писателей и поэтов 30-х годов XX века
I. Организационный момент
- Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.
II. Постановка темы урока
- Помните, как называлось наше последнее путешествие в мир детской литературы?
(“Вокруг Маршака”)
- Объясните, почему авторы выбрали такое название.
(Они хотели рассказать, как Маршаку удалось “превратить” взрослых писателей в детских и как эти писатели обогатили, развили литературу для детей)
- Наше заключительное занятие по этой большой теме мы так и назовем ... (слайд 1) “Вокруг Маршака”.
III. Беседа о С.Я.Маршаке
(слайд 2)
- Посмотрите на экран. Чей это портрет?
(Это портрет Самуила Яковлевича Маршака)
- Вспомним фамилии писателей, которых объединил С.Я.Маршак.
(Дети называют фамилии писателей, они появляются на экране вокруг портрета Маршака).
- Вспомните, как работал Маршак, будучи редактором детского издательства. Каков был стиль его работы? Расскажите.
(Дети рассказывают об атмосфере, царящей в редакции, об отношении Маршака к молодым литераторам).
- Докажите свои слова чтением отрывка из статьи С.Сивоконя “Уроки детских классиков”. (“Работа в редакции, руководимой С.Я.Маршаком, была напряженная... Правда, она была и очень интересная, радостная и протекала весело”)
- Что говорили о Маршаке-редакторе?
(Он стремился всех превратить в детских писателей)
- Приведите примеры.
(Дети рассказывают эпизоды с Б.Житковым, А.Толстым)
- Вспомните, что говорил Маршак писателю Л.Кассилю. (слайд 3)
(“Вы можете писать для детей! Я чувствую, вы их, верно, любите. Так добивайтеь взаимности. Это же такое редкое счастье”)
- Ребята, выберите из этих слов Маршака эпиграф к нашему уроку.
(Писать для детей - это же такое редкое счастье)
- Как вы считаете, работа над детскими книгами нравилась писателям? Почему?
(Да, она приносила счастье, радость, даже способствовала выздоровлению одного из писателей)
- Кого именно? Расскажите об этом. (слайд 4)
(Дети рассказывают, как А.Толстой писал “Буратино”)
- А теперь откройте учебники на с. 92 и в статье Б.Галанова “Пишу на ту же тему по-своему” найдите строки, подтверждающие эти мысли. (слайд 5)
(“Буратино писался весело, охотно, щедро, от всей души... ...Толстой как бы лечился этой книгой”)
- Я продолжу вашу мысль. “Толстой взялся за работу с большим аппетитом. Он как бы играл с читателем в какую-то веселую игру, доставлявшую удовольствие прежде всего ему самому”)
- Докажите, что автор жил книгой.
(“...Через много лет после того, как “Буратино” был написан, издан, поставлен в театре и снят в кино, Толстой в часы отдыха нередко возвращался к “Буратино”, объявляя, что решил привести на страницы книги еще какого-то нового зверька, для которго припас очень смешное дело”)
- Ну что же, я думаю, вам было интересно узнать, как создавалась одна из самых любимых детьми книга про Буратино.
- А сейчас мы с вами вспомним еще одну сказку. (слайд 6) А помогут нам в этом вот эти рисунки. К какой сказке эти рисунки?
(Это сказка Е.Шварца “Два брата”)
- Давайте вспомним эту увлекательную историю и найдем подходящие подписи к предложенным иллюстрациям. (слайды 7, 8, 9)
(Поиск и чтение подписей)
- Ребята, у Шварца сказка начинается сразу с волшебства?
(Нет, она начинается как самый обычный рассказ)
- А где же осуществляется переход в сказку? Как Шварц соединил сказку и реальность?
(Волшебный промерзший лес разделяет реальную жизнь и волшебство)
- Каждая сказка нас чему-то учит. Чему же научила вас эта сказка?
(Быть внимательными к родным, чуткими, понимать их, ценить то, что у нас есть семья)
- Молодцы. Вы верно поняли содержание сказки. А теперь вспомните, разве только одни сказки сочиняли в тридцатые годы для детей писатели, объединенные С.Маршаком?
(Таким писателем является М.Пришвин, который писал о природе, о лесе, о животных)
(слайд 10)
- Да, Пришвин стал писать для детей по совету Маршака, который высоко ценил его талант и написал о творчестве Пришвина статью “Сила жизни”. Откройте учебники на с. 111. В чем же проявилась “сила жизни” писателя? Расскажите о форме и языке Пришвина.
(Дети рассказывают о форме и языке Пришвина).
- А теперь послушаем, как звучит язык Пришвина. Откройте с. 107 и начнем читать выразительно.
(выразительное чтение рассказа М.Пришвина “Изобретатель”)
- Давайте подумаем, как здесь выражается “пришвинская” форма - сплав смелого воображения и точных наблюдений? Что здесь может быть выдумкой?
(Эпизод, в котором описывается, как утиные яйца высиживает курица, а вылупившиеся утята убежали от своей мамы-курицы на пруд).
- Почему вы считаете, что этот эпизод мог быть выдумкой?
(Странно, что курица высиживала утиные яйца и не догадалась, что у нее вылупились не цыплята, а утята)
- А как вы считаете, этот эпизод мог быть в действительности?
(Мог быть, ведь Пришвин создавал произведения на основе своих наблюдений за миром природы)
- Молодцы. Я рада, что вы познакомились с творчеством таких интересных, непохожих друг на друга писателей.
IV. Викторина
- А сейчас мы проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать отрывки из произведений, а ваша задача вспомнить автора и название.
(слайд 12)
- “Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества золотых одуванчиков. Это было очень красиво” (М.Пришвин “Золотой луг”)
(слайд 13)
- “Девочка с голубыми волосами ждала в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой” (А.Толстой “Золотой ключик”)
(слайд 14)
- “Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки”
(С.Маршак “Вот какой рассеянный”)
(слайд 15)
- “С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но все-таки бывает” (Е.Шварц “Два брата”)
(слайд 16)
- “Если бы можно было ходить пешком по дну, хотя бы в водолазной одежде, то чего бы человек не увидел” (Б.Житков “Николай Исаич Пушкин”)
(слайд 17)
- “Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло, и пошло...” (М.Пришвин “Изобретатель”)
(слайд 18)
- “В детской за сундуком лежал медведюшка, - его туда закинули, он и жил” (А.Толстой “Прожорливый башмак”)
(слайд 19)
- “Тетя, тетя Кошка,
Выгляни в окошко,
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, Кошка,
Покорми немножко”
(С.Маршак “Кошкин дом”)
- Молодцы, вы все хорошо помните. Ну, а тем, кому сегодня не повезло, я советую не огорчаться. Вот здесь, на столике выставка книг писателей, о которых мы с вами сегодня говорили. (слайд 20) Прочитайте их, и вам будут не страшны любые вопросы.
V. Подведение итогов
- Подводя итог этого урока, ответим на вопрос, поставленный авторами учебника: почему историки литературы называют 30-е годы XX века очень важным периодом в развитии русской детской литературы?
(В это время появилось много новых писателей, которые писали специально для детей. Появлялись новые книги, новые имена, которые обогатили и развили литературу для детей)
VI. Домашнее задание
- Дома вы еще раз перечитаете наиболее понравившиеся вам произведения из этого раздела.