Урок литературного чтения "Вокруг Маршака". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель:

  • обобщить знания детей о развитии детской литературы в 30-е годы XX века, о появлении новых детских писателей и поэтов;
  • учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; 
  • развивать наблюдательность, устную речь, внимание;
  • учить наблюдать за словом автора, авторской позицией;
  • упражнять в выразительном чтении, выборочном чтении, в пересказе;
  • выполнять творческую работу: наблюдать, иллюстрировать и др.;
  • выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений;
  • воспитывать нравственные качества, культуру общения

Оборудование: 

  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • презентация;
  • учебник “В океане света” Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 4 кл., ч. 2, “Баласс”
  • выставка книг детских писателей и поэтов 30-х годов XX века

I. Организационный момент

- Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки,  то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

II. Постановка темы урока

- Помните, как называлось наше последнее путешествие в мир детской литературы?

(“Вокруг Маршака”)

- Объясните, почему авторы выбрали такое название.

(Они хотели рассказать, как Маршаку удалось “превратить” взрослых писателей в детских и как эти писатели обогатили, развили литературу для детей)

- Наше заключительное занятие по этой большой теме мы так и назовем ... (слайд 1) “Вокруг Маршака”.

III. Беседа о С.Я.Маршаке

(слайд 2)

- Посмотрите на экран. Чей это портрет?

(Это портрет Самуила Яковлевича Маршака)

- Вспомним фамилии писателей, которых объединил С.Я.Маршак.

(Дети называют фамилии писателей, они появляются на экране вокруг портрета Маршака).

- Вспомните, как работал Маршак, будучи редактором детского издательства. Каков был стиль его работы? Расскажите.

(Дети рассказывают об атмосфере, царящей в редакции, об отношении Маршака к молодым литераторам).

- Докажите свои слова чтением отрывка из статьи С.Сивоконя “Уроки детских классиков”. (“Работа в редакции, руководимой С.Я.Маршаком, была напряженная... Правда, она была и очень интересная, радостная и протекала весело”)

- Что говорили о Маршаке-редакторе?

(Он стремился всех превратить в детских писателей)

- Приведите примеры.

(Дети рассказывают эпизоды с Б.Житковым, А.Толстым)

- Вспомните, что говорил Маршак писателю Л.Кассилю. (слайд 3)

(“Вы можете писать для детей! Я чувствую, вы их, верно, любите. Так добивайтеь взаимности. Это же такое редкое счастье”)

- Ребята, выберите из этих слов Маршака эпиграф к нашему уроку.

(Писать для детей - это же такое редкое счастье)

- Как вы считаете, работа над детскими книгами нравилась писателям? Почему?

(Да, она приносила счастье, радость, даже способствовала выздоровлению одного из писателей)

- Кого именно? Расскажите об этом. (слайд 4)

(Дети рассказывают, как А.Толстой писал “Буратино”)

- А теперь откройте учебники на с. 92 и в статье Б.Галанова “Пишу на ту же тему по-своему” найдите строки, подтверждающие эти мысли. (слайд 5)

(Буратино писался весело, охотно, щедро, от всей души... ...Толстой как бы лечился этой книгой”)

- Я продолжу вашу мысль. “Толстой взялся за работу с большим аппетитом. Он как бы играл с читателем в какую-то веселую игру, доставлявшую удовольствие прежде всего ему самому”)

- Докажите, что автор жил книгой.

(“...Через много лет после того, как “Буратино” был написан, издан, поставлен в театре и снят в кино, Толстой в часы отдыха нередко возвращался к “Буратино”, объявляя, что решил привести на страницы книги еще какого-то нового зверька, для которго припас очень смешное дело”)

- Ну что же, я думаю, вам было интересно узнать, как создавалась одна из самых любимых детьми книга про Буратино.

- А сейчас мы с вами вспомним еще одну сказку. (слайд 6) А помогут нам в этом вот эти рисунки. К какой сказке эти рисунки?

(Это сказка Е.Шварца “Два брата”)

- Давайте вспомним эту увлекательную историю и найдем подходящие подписи к предложенным иллюстрациям. (слайды 7, 8, 9)

(Поиск и чтение подписей)

- Ребята, у Шварца сказка начинается сразу с волшебства?

(Нет, она начинается как самый обычный рассказ)

- А где же осуществляется переход в сказку? Как Шварц соединил сказку и реальность?

(Волшебный промерзший лес разделяет реальную жизнь и волшебство)

- Каждая сказка нас чему-то учит. Чему же научила вас эта сказка?

(Быть внимательными к родным, чуткими, понимать их, ценить то, что у нас есть семья)

- Молодцы. Вы верно поняли содержание сказки. А теперь вспомните, разве только одни сказки сочиняли в тридцатые годы для детей писатели, объединенные С.Маршаком?

(Таким писателем является М.Пришвин, который писал о природе, о лесе, о животных)

(слайд 10)

- Да, Пришвин стал писать для детей по совету Маршака, который высоко ценил его талант и написал о творчестве Пришвина статью “Сила жизни”. Откройте учебники на с. 111. В чем же проявилась “сила жизни” писателя? Расскажите о форме и языке Пришвина.

(Дети рассказывают о форме и языке Пришвина).

- А теперь послушаем, как звучит язык Пришвина. Откройте с. 107 и начнем читать выразительно.

(выразительное чтение рассказа М.Пришвина “Изобретатель”)

- Давайте подумаем, как здесь выражается “пришвинская” форма - сплав смелого воображения и точных наблюдений? Что здесь может быть выдумкой?

(Эпизод, в котором описывается, как утиные яйца высиживает курица, а вылупившиеся утята убежали от своей мамы-курицы на пруд).

- Почему вы считаете, что этот эпизод мог быть выдумкой?

(Странно, что курица высиживала утиные яйца и не догадалась, что у нее вылупились не цыплята, а утята)

- А как вы считаете, этот эпизод мог быть в действительности?

(Мог быть, ведь Пришвин создавал произведения на основе своих наблюдений за миром природы)

- Молодцы. Я рада, что вы познакомились с творчеством таких интересных, непохожих друг на друга писателей.

IV. Викторина

- А сейчас мы проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать отрывки из произведений, а ваша задача вспомнить автора и название.

(слайд 12)

  • “Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества золотых одуванчиков. Это было очень красиво” (М.Пришвин “Золотой луг”)

(слайд 13)

  1. “Девочка с голубыми волосами ждала в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой” (А.Толстой “Золотой ключик”)

(слайд 14)

  • “Сел он утром на кровать,
    Стал рубашку надевать,
    В рукава просунул руки -
    Оказалось, это брюки”
    (С.Маршак “Вот какой рассеянный”)

(слайд 15)

  • “С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но все-таки бывает” (Е.Шварц “Два брата”)

(слайд 16)

  • “Если бы можно было ходить пешком по дну, хотя бы в водолазной одежде, то чего бы человек не увидел” (Б.Житков “Николай Исаич Пушкин”)

(слайд 17)

  • “Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло, и пошло...” (М.Пришвин “Изобретатель”)

(слайд 18)

  • “В детской за сундуком лежал медведюшка, - его туда закинули, он и жил” (А.Толстой “Прожорливый башмак”)

(слайд 19)

  • “Тетя, тетя Кошка,
    Выгляни в окошко,
    Есть хотят котята.
    Ты живешь богато.
    Обогрей нас, Кошка,
    Покорми немножко”
    (С.Маршак “Кошкин дом”)

- Молодцы, вы все хорошо помните. Ну, а тем, кому сегодня не повезло, я советую не огорчаться. Вот здесь, на столике выставка книг писателей, о которых мы с вами сегодня говорили. (слайд 20) Прочитайте их, и вам будут не страшны любые вопросы.

V. Подведение итогов

- Подводя итог этого урока, ответим на вопрос, поставленный авторами учебника: почему историки литературы называют 30-е годы XX века очень важным периодом в развитии русской детской литературы?

(В это время появилось много новых писателей, которые писали специально для детей. Появлялись новые книги, новые имена, которые обогатили и развили литературу для детей)

VI. Домашнее задание

- Дома вы еще раз перечитаете наиболее понравившиеся вам произведения из этого раздела.