Цели урока:
- познакомить учащихся с основными видами минеральных удобрений, их многообразием
- определить состав удобрений, способы их получения и распознавания
- рассмотреть физические и химические свойства удобрений
- выявить роль удобрений в жизни растений.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация «Минеральные удобрения», набор минеральных удобрений,
Продолжительность урока: 2 часа.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Какие химические вещества
входят в состав живых растений?
Учащиеся: Неорганические (вода и
минеральные соли) и органические (белки, жиры,
углеводы, нуклеиновые кислоты)
Учитель в ходе обсуждения учащиеся заполняют на
интерактивной доске обобщающую схему:
Химический состав растений
?
?
?
? ?
? ? ? ?
Учитель: Из каких химических элементов состоят данные вещества? На данной интерактивной схеме найдите соответствие между веществами и их поэлементным составом:
|
|
Учащиеся предлагают свое решение и выполняют его, соединяя на интерактивной доске стрелками соответствующие элементы правого и левого столбика.
Учитель: Проверим ваше решение, сравнив его с поясняющей таблицей.
(В случае обнаружения ошибок класс исправляет и дает обоснованные комментарии своего выбора)
Химический состав растений |
|||||
Органические вещества |
Неорганические вещества |
||||
Белки |
Жиры |
Углеводы |
Нуклеиновые кислоты |
Вода |
Соли |
C O H N P S |
C O H |
C O H |
C O H N P |
O H |
P N K Ca Mg Fe Mn Cu Zn |
Учитель: Рассмотрим перечень
предлагаемых химических элементов на
динамической схеме (символы элементов
предварительно крепятся на магнитной доске)
Какие химические элементы, по вашему мнению, чаще
всего встречаются в растениях? Классифицируйте
выбранные вами элементы на 2 группы. Какой
признак вы взяли за основу своей классификации?
Учащиеся: распределяют выбранные химические элементы, делят их на 2 группы, обосновав свой выбор.
Учитель: Сравним ваше решение с данной интерактивной схемой:
Химические элементы
?
?
C O H N P S K Ca
Mg
Fe Mn Cu Zn Cr
Учитель: Блицопрос:
– Откуда растения получают необходимые им
питательные элементы?
– Откуда в растение поступает углерод?
– Откуда растение может взять кислород и
водород?
– Что является источником азота для растений?
Учитель: Проанализируйте высказывание П.С. Коссовича: «… в воздухе много свободного азота, но растения не способны его усваивать. Только бобовые растения, имеющие азотофиксирующие клубеньки, способны усваивать азот воздуха. Все другие берут его из почвы. Пригодные для питания вещества в почве содержатся в виде растворов»
Учащиеся в ходе блицопроса приходят к выводу, что в питании растений важную роль играет ионный состав почвенных растворов.
Учитель: На интерактивном слайде даны названия наиболее часто встречаемых ионов в почвенных растворах. Запишите химические формулы этих ионов.
- Нитрат-ионы
- Ионы аммония
- Фосфат-ионы
- Гидрофосфат-ионы
- Дигидрофосфат-ионы
- Сульфид-ионы
- Катионы калия, кальция, магния…
Учащиеся по цепочке выходят и записывают напротив названий соответствующие формулы. Следующий ученик должен проверить формулу предыдущего ученика, при обнаружении ошибки – зачеркнуть и записать правильный вариант ответа.
Учитель: Проанализируйте высказывание Ю. Либиха: «Продавая урожай со своего поля, крестьянин продает само поле…»
Учащиеся: В ходе рассуждений приходят к идее о том, что в минеральном питании растений важнейшую роль имеют особые вещества, в состав которых обязательно должны входить элементы фосфор, азот и калий.
Учитель: вещества, три важнейших питательных элемента: азот, фосфор, калий и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.
(Делается совместное с учащимися обобщение, определение демонстрируется на слайде)
– Как вы думаете, какую цель мы можем сегодня поставить перед собой на уроке и реализовать ее?
(Учащиеся обсуждают и предлагают возможные цели)
2. Сообщение целей урока. Представление плана (алгоритма) работы:
– классификация удобрений
– названия, состав удобрений
– питательная ценность удобрений
– некоторые общие физические и химические
свойства удобрений
– отдельные удобрения, их распознавание
3. Изучение нового материала с элементами промежуточного закрепления
Учитель: Рассмотрим классификацию
минеральных удобрений по:
А) основному питательному компоненту (азотные,
калийные и фосфорные)
Б) числу питательных элементов (простые и
комплексные: сложные и смешанные)
Задание 1: Изучите данные таблицы и выполните задания:
- Назовите простые удобрения, укажите их химический состав
- Назовите комплексные удобрения
- Поясните свой выбор
Учащиеся работают с таблицами, анализируют состав удобрений, определяют признаки классификации:
Для группы № 1:
Название азотного удобрения | Химический состав удобрений | Содержание питательного элемента, % |
Натриевая селитра Кальциевая селитра Аммиачная селитра Сульфат аммония Карбамид (мочевина) Жидкий безводный аммиак Аммиачная вода |
NaNO3 Ca(NO3 )2 NH4NO3 (NH4)NO3 CO(NH2)2 NH3 NH3 + H2O |
15-16 |
Для группы № 2:
Название фосфорных и калийных удобрений | Химический состав удобрений | Содержание питательного элемента, % |
Калийная соль Сульфат калия Зола растений |
КCl K2SO4 K2CO3 |
63,2 |
Фосфоритная мука Суперфосфат двойной Суперфосфат простой Преципитат |
Ca3(PO4)2 Ca(H2PO4)2 Ca(H2PO4)2 + 2CaSO4 CaHPO4 . 2Н2О |
2-30 |
Для группы № 3:
– Почему данные удобрения относят к
комплексным?
– Назовите комплексные удобрения, содержащие
наибольшее число питательных элементов
Название комплексных удобрений | Химический состав удобрений |
– калийная селитра – фосфат калия – аммофос – аммофоска – нитрофос – нитрофоска |
KNO3 K3PO4 NH4H2PO4 + (NH4)2HPO4 (NH4)2HPO4 + NH4H2PO4 + КCl NH4H2PO4 + CaHPO4 + (NH4)NO3 NH4H2PO4 + CaHPO4 + (NH4)NO3 + КCl |
Учащиеся дают ответы со своими обоснованными комментариями. В результате обобщения информации, поступившей от трех групп, сделаем вывод по многообразию комплексных удобрений:
Сложные удобрения – это комплексные
удобрения, в которых атомы питательных элементов
объединены химической связью. (Сложное
удобрение – это одно вещество, его состав
выражен одной формулой)
Смешанные удобрения – это комплексные
удобрения, которые представляют собой смеси
нескольких (двух, трех) различных веществ.
Промежуточное закрепление:
Учитель:
Задание 1: Разделите данные удобрения на три группы:
– простые
– комплексные сложные
– комплексные смешанные
Поясните свой выбор:
- KNO3
- K3PO4
- NH4H2PO4 + (NH4)2HPO4
- (NH4)2HPO4 + NH4H2PO4 + КCl
- NH4H2PO4 + CaHPO4 + (NH4)NO3
- NH4H2PO4 + CaHPO4 + (NH4)NO3 + КCl
- Ca(H2PO4)2
- Ca(H2PO4)2 + 2CaSO4
- CaHPO4 . 2Н2О
- КCl
- K2SO4CO(NH2)2
- NH3
- NH3 + H2O
Задание № 2. Заполните интерактивную схему:
Минеральные удобрения
?
?
???
??
Учитель: Рассмотрим питательную
ценность минеральных удобрений.
Основные положения вопроса:
– Удобрения с высоким содержанием питательного
элемента (с высокой массовой долей его)
называются концентрированными.
– Питательная ценность минерального удобрения
определяется массовой долей питательного
элемента в нем.
– Почему предпочтительнее использовать
концентрированные удобрения?
Промежуточное закрепление:
Задание 3: Среди данных удобрений выберите концентрированные:
- КCl
- K2SO4
- K2CO3
- NaNO3
- Ca(NO3)2
- NH4NO3
- (NH4)NO3
- CO(NH2)2
- NH3
- NH3 + H2О
Группы 1 – 3 учащихся производят расчеты массовых долей питательного элемента для выбранных удобрений и определяют среди них концентрированные.
Учитель: рассмотрим некоторые физические свойства минеральных удобрений.
Практическое задание: Проверьте практически растворимость в воде выданных вам образцов минеральных удобрений. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.
1 вариант:
- КCl
- K2CO3
- Ca3(PO4)2
- Ca(H2PO4)2 + 2CaSO4
- NH4NO3
2 вариант:
- K2SO4
- Ca(H2PO4)2
- NaNO3
- Ca(NO3)2
- Ca3(PO4)2
Учащиеся проверяют на практике данное физическое свойство и комментируют полученные результаты.
Учитель: Рассмотрим некоторые специфические свойства удобрений на примере взрывоопасности селитр и гигроскопичности удобрений.
- Удобрения селитры – взрывоопасны.
- Гигроскопичность – способность поглощать влагу даже из сухого воздуха.
Например:
– Сильногигроскопичное удобрение – аммиачная
селитра
– Слабогигроскопичное удобрение – сульфат
аммония
Гигроскопичные удобрения выпускают в виде гранул. А в чем может быть преимущество гранул перед порошкообразным удобрением? При каких условиях надо хранить селитры?
Учащиеся:
Гранулированные удобрения:
- Меньше поглощают влагу
- Экономически более выгодны
- Растениями используются дольше
Условия безопасного хранения селитр:
– Предохранять от слеживания
– Контролировать температурный режим, предотвращать нагревание
4. Закрепление полученных знаний на практике:
Учитель: познакомимся с планом характеристики минерального удобрения.
На интерактивной доске обозначаем план:
- Простое или комплексное удобрение
- Концентрированное или неконцентрированное удобрение
- Внешний вид (агрегатное состояние, цвет, гранулированное или порошкообразное)
- Растворимое или нерастворимое
- Гигроскопичное или негигроскопичное
- Гидролизуется или не гидролизуется
- Способ получения
Задание 1: Дайте характеристику удобрения по плану
1 вариант: Аммиачная селитра
2 вариант: Аммиачная вода
Задание 2: Распознайте минеральные удобрения практическим путем:
Выполните задание:
- 1 вариант: докажите практически качественный состав аммиачной селитры
- 2 вариант: докажите качественный состав сульфата аммония
- 3 вариант: распознайте опытным путем, в каком из пакетов находится аммиачная селитра и сульфат аммония
Ответьте на вопросы:
- Что значит распознать удобрение?
- Как доказать наличие в составе удобрений иона аммония?
- Какова качественная реакция на нитрат – ионы?
- Какова качественная реакция на сульфат – ионы?
Запишите соответствующие реакции.
5. Представление учащимися опережающего творческого задания
Учитель: Рассмотрим биологическое значение минеральных удобрений в жизни культурных растений.
Учащийся выступает с кратким сообщением на тему: «Азот – важнейший элемент питания растений». В ходе выступления учащегося звучит основная мысль: «Наибольшую потребность в азоте растения испытывают в начальный период развития, когда идет строительство вегетативных органов. Однако нельзя злоупотреблять внесением азотных удобрений. Избыток нитратов вреден для организма человека».
Задание: Распознайте практическим путем фосфорные удобрения.
Выполните задания:
Вариант 1: Рассмотрите в
коллекции двойной суперфосфат, простой
суперфосфат, фосфоритную муку.
Вариант =2: Дайте характеристику
двойного суперфосфата по плану.
Выполните задание: Как доказать практически что в выданном вам пакете содержится сложное калийно – фосфорное удобрение? Запишите соответствующие уравнения реакций.
Представление опережающего задания.
Учащийся представляет свое краткое сообщение по теме: «Фосфор – важный элемент питания растений»
… Многочисленные эксперименты показали, что растения особенно нуждаются в фосфоре в начальный период развития. При нехватке его растения остаются низкорослыми их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком. В 20-х годах 20 века А.Н.Ферсман открыл крупное месторождение апатитов на Кольском полуострове, в Хибинах. Производство фосфорных удобрений возросло…(содержание выступления может быть и иного содержания)
Задание: Распознайте практическим путем калийные удобрения.
Распознайте практическим путем
калийную соль.
Запишите уравнения соответствующих
реакций.
Представление опережающего задания.
Учащийся представляет краткое сообщение на тему: «Калий – важный элемент питания растений»
Задание 4. Химический диктант:
1 Вариант: Запишите химический состав
удобрений: мочевины, преципитата, простого
суперфосфата, кальциевой селитры, нитрофоса.
2 Вариант: Запишите химический состав
удобрений: аммиачной селитры, фосфоритной муки,
карбамида, двойного суперфосфата, аммофоски.
1 Вариант: Закончите предложение:
«Минеральные удобрения, содержащие один
питательный элемент, называют…»
2 Вариант: Закончите предложение:
«Минеральные удобрения, содержащие два и более
питательных элемента, называют…»
1 Вариант: Закончите предложение:
«Удобрения с высоким содержанием питательного
элемента называют…»
2 Вариант: Закончите предложение: «Удобрения
с невысоким содержанием питательного элемента
называют…»
6. Подведение итогов работы на уроке. Оценка работы учащихся с комментариями. Самооценка.