Технологическая карта урока
| Тип урока | Комбинированный | ||||
| Используемые педагогические технологии | Технология сотрудничества с элементами информационных технологии, проблемно-поисковые и рефлексивные технологии. | ||||
| Цель урока | Создать условия для освоения учащимися новой учебной информации и включения в процесс познания через организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности. | ||||
| Задачи урока | Обучающие: | Развивающие: | Воспитательные: | ||
| Получить учащихся, усвоивших
принцип действия трансформатора, изучивших физические основы производства, передачи и использования электрической энергии. |
Получить учащихся, владеющих знанием о
трансформаторе, умеющих различать повышающий
трансформатор от понижающего. Развивать познавательную компетенцию, используя данные о производстве, передаче и использовании электроэнергии. |
Получить учащихся, убежденных в
том, что полученные знания помогают человеку
ориентироваться в окружающем мире. Формировать экологическую, ценностно-смысловую компетенции. |
|||
| Прогнозируемый результат (знания, умения, навыки, компетенции) | Учащиеся должны усвоить принцип действия трансформатора; физические основы производства, использования и передачи электрической энергии; выявить экологические проблемы, связанные с выработкой электроэнергии. | ||||
| Оборудование | Учебник «Физика-11 класс» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, модель трансформатора, компьютерная презентация, для актуализации опорных знаний, виртуальные лаборатории YENKA, тесты заданий для самоконтроля, оценочный лист с рефлексией. | ||||
| Организационно-деятельностная структура урока | |||||
| Этап 1. Организационный момент | Цель: приветствие, проверка готовности к уроку | Длительность этапа: 2 мин. | |||
| Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Формируемые компетенции | |||
| Приветствует учащихся и настраивает на работу. | Приветствие, осмысление предстоящей деятельности | Умение организовать рабочее место. | |||
| Этап 2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание | Цель: проверить подготовку учащихся к восприятию следующей темы. | Длительность этапа: 8 мин. | |||
| Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Формируемые компетенции | |||
| – Организует индивидуальную
работу студентов по карточкам, тема:
«Генерирование электрической энергии» (см. Приложение 1). – Организует опрос домашнего задания с помощью интерактивной доски: (слайд 2) Вопросы:
|
– 4 студента выполняют работу по
карточкам. – Фронтальная работа. Ответы на поставленные вопросы:
|
Учебно-познавательные и коммуникативные – умение конкретизировать фактический материал в процессе активных умственных действий. |
|||
| Этап 3. Изложение новой темы | Цель: получить учащихся усвоивших принцип действия трансформатора, изучивших основы производства, использования и передачи электрической энергии. | Длительность этапа: 40 мин. | |||
| Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Формируемые компетенции | |||
| Работа с учебником (слайд 4) Знакомство с основными типами электростанций по плану:
|
Слушают и записывают тему
занятия: (слайд 3) Тема: «Производство, передача и использование электрической энергии. Трансформаторы». Осуществляют поиск информации с помощью учебника «Физика-11класс» § 38-41и отвечают на поставленные вопросы (слайды 5-7) |
Учебно-познавательные и информационные – умение свободно ориентироваться в тексте, умение устанавливать причинно-следственную связь явлений, анализировать и обобщать информацию. | |||
| Знакомство с особенностями энергетики в своем крае и возникшими в связи с этим экологические проблемы (слайд 8) | Учащиеся записывают то, что Тюменская область – главный источник углеводородного сырья, Сургут – ее энергетическое сердце. Выделяют проблемы, возникшие при производстве энергии. Убеждаются в уникальности электростанций, которые работают на попутном газе. | Ценностно-смысловые – умение видеть и понимать окружающий мир. | |||
Организует фронтальный опрос:
(слайд 9)
|
|
Предметные компетенции –формирование новых знаний, применение полученных знаний при решении возникающих в повседневной жизни проблем. | |||
| – Объясняет, как можно уменьшить потери энергии при транспортировке с помощью трансформатора (слайд 10) | – Студенты убеждаются, что эффективным способом уменьшения потерь энергии является повышение напряжения. | Информационно-познавательные компетенции – умение анализировать, выделять главное, обобщать и структурировать новую информацию. | |||
| – Демонстрация модели трансформатора, знакомство студентов с устройством и принципом действия трансформатора. | – Записывают в тетрадь определение, зарисовывают схему трансформатора, выделяя главное, какое явление лежит в основе действия трансформатора. | ||||
| – Демонстрация с помощью виртуальной лаборатории YENKA зависимости напряжения от числа витков в катушке. | – Записывают формулу для вычисления коэффициента трансформации, определения понижающего и повышающего трансформатора (слайд 11) | ||||
| – Учебно-познавательная задача:
(слайд 12) 1. Проследить подачу энергии от электростанций до потребителя и представить в виде схемы 2. Объяснение преподавателя о преимуществе передачи постоянного тока, перед переменным на большие расстояния (слайд 14) |
1. Вычерчивают схему
передачи электрической энергии (слайд 13) Записывают выводы в рабочую тетрадь. 3. Учащиеся рассуждают и понимают, что необходимо все станции объединить, а затем распределять энергию т.к. территория нашей страны охватывает 11 часовых поясов, случаются аварии на линии и потребление энергии в течение дня различна. 4. ЕЭС позволяет с наибольшим экономическим эффектом использовать имеющиеся энергоресурсы на огромной территории. |
Информационные – готовность обучающихся самостоятельно работать с полученной информацией, преобразовывая ее в схему. | |||
| 3. Разрешить ситуацию нехватки
энергии во время аварийного отключения
энергии, в часы пик, веерной подачи энергии… 4. Введение понятия ЕЭС (слайд 15) |
|||||
| Этап 4. Закрепление новой темы. Первичный контроль. | Цель: Закрепить полученные
знания о трансформаторе, физических основах
производства и использования электрической
энергии. Оценить уровень усвоения новых знаний. |
Длительность этапа: 25 мин. | |||
| Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Формируемые компетенции | |||
| 1) Задание: найти и исправить ошибку в утверждении: «При очень высоком напряжении между проводами начинается коронный разряд, уменьшающий потери энергии в линии электропередачи». | Анализируют высказывание и
находят ошибку. «При очень высоком напряжении между проводами начинается коронный разряд, уменьшающий (увеличивающий) потери энергии в линии электропередачи». |
Ценностно-смысловые
компетенции – умение видеть и понимать
окружающий мир. Коммуникативные – умение формулировать высказывание, аргументировать свой ответ, оценивать свою деятельность. |
|||
2) Ответить на вопросы:
Знакомство с познавательной информацией о бесшумных, высокочастотных трансформаторах. |
Анализируют четверостишие и
отвечают на вопрос, знакомятся с новыми
бесшумными трансформаторами (слайд 16) |
||||
| Вопрос: Как, вы думаете,
что будет, если первичную обмотку подключить к
источнику постоянного тока? Вопрос: Трансформатор при работе вхолостую получает из сети небольшую энергию. На что она расходуется? Вопрос: Чем повышающий трансформатор отличается от понижающего? |
Ответ: В этом случае
трансформатор сгорит, так как первичная обмотка
обычно имеет ничтожно малое сопротивление, и
поэтому произойдет короткое замыкание. Ответ: На нагревание обмоток трансформатора. Ответ: Количеством витков на первичной и вторичной обмотке трансформатора. |
||||
| 3) Выполнить тест: «Тест: Передача электрической энергии. Трансформатор» (см. Приложение 2). |
Выполняют тестовое задание по теме и делают взаимопроверку (слайд 17) | ||||
| Этап 5. Рефлексия. | Цель: Выявить уровень понимания и эмоционального психологического состояния учащихся на уроке. | Длительность этапа: 3 мин. | |||
| Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Формируемые компетенции | |||
| – Предлагает выбрать эмоции: (см. Приложение 3) Я доволен
занятием – |
Восстанавливают и оценивают результаты выполненных действий. | Компетенции личностного
совершенствования – умение оценивать свою деятельность. |
|||
| Этап 6. Подведение итогов. Домашнее задание. | Цель: Настрой на выполнение домашнего задания | Длительность этапа: 2 мин. | |||
| Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Формируемые компетенции | |||
| § 38-41 (учебник «Физика-11» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев), Рекомендации по выполнению домашнего задания защита проекта – «Неожиданные источники энергии». | Принимают к сведению и записывают творческое домашнее задание (слайд 18) | Информационные – умение обучающихся самостоятельно работать: искать, отбирать и анализировать информацию из различных источников. | |||