Урок литературного чтения по теме "Обобщающий урок по сказам П.П. Бажова"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 3, 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о П.П. Бажове и его сказах;
  • учить выделять главное, значимое;
  • учить мыслить самостоятельно;
  • развивать  устную речь, ее содержательность, точность, выразительность;
  • развивать  способность эмоционально откликнуться на прочитанное;
  • прививать любовь к родному краю, чувство уважения и благодарности тем, кто славит его своим трудом.

Оборудование: презентация к уроку, рисунок решета, изображения драгоценных камушков (магниты), рисунки для конкурса «Узнай предмет»,  детские рисунки к сказам Бажова.

Предварительная подготовка: по сказам Бажова «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец» и «Огневушка-поскакушка» проходят уроки внеклассного чтения.  (Приложение 1)

ТСО: компьютермультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

На партах у детей: книги с произведениями П.П.Бажова.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Введение в тему занятия (Слайды 1-2)

У: "Рабочие руки все могут! Кое в порошок сомнут, кое по крупинкам соберут да мяконько прогладят – вот и выйдет камень небывалой радости. Всему миру на диво и на поученье тоже". Так сказал Павел Петрович Бажов  про  умелые руки уральских мастеров.   
Но также ведь и он по крупинкам собирал уральские поверья, легенды, не сказки, а сказы, приглаживая их своей мыслью, но, не уничтожая народный язык, а делая его понятным читателю. И получились у него произведения небывалой радости. "Всему миру на диво  и на поученье тоже!" (Слайд 3)
И мы сегодня по крупинкам соберем наши знания о прочитанных сказах, и если все наши ответы будут яркими, интересными – наш урок засверкает, как решето бабки Синюшки,  полное самоцветных камней.

(На доску прикрепляется  изображение пустого решета. < Рисунок 1>.
За каждый правильный ответ на уроке в него будет добавляться  изображение  самоцветного камушка на магните).

II. Актуализация опорных знаний. "Разминка".

У: А начнем мы с разминки.

Что вы знаете о Павле Петровиче Бажове? (Слайд 4).
Чем сказ отличается от сказки? (Слайд 5)
Кто помогал в сказах добрым и честным людям? (Слайд 6)
– Какие сказы Павла Петровича Бажова вы знаете? (Слайды 7-12)
– А какие сказы прочитали сами?
– Расскажите кратко, о чем прочитанные сказы?

Класс делится на три группы. Представитель группы  должен дать краткий отзыв об одном из трех вышеназванных сказов по плану: (Слайд 13)

1. Название сказа.
2. Главные герои сказа.
3. Сказать кратко, о чем этот сказ.
4. Понравившийся эпизод рассказать более подробно.
5. Сказать, какое настроение осталось после прочитанного.

III. Викторина по произведениям П.П. Бажова.

У: Молодцы!  Посмотрите, в решете уже сверкают камушки! А сейчас, я думаю, их станет ещё больше!
Давайте разгадаем кроссворд. (Карточки с кроссвордом лежат на партах. Дети работают в парах.  Вопросы к кроссворду появляются в презентации. Ответы обсуждаются коллективно и  иллюстрируются в презентации. Слайды 14-25)

1. Какое прозвище было у болотного духа, который стерег богатство в глубоком колодце и мог обернуться старушонкой, царицей, купецкой дочерью и простой девчоночкой? (Синюшка)
2. Какое прозвище было у духа огня, вроде маленькой девчонки, которая пляшет? Где она покажется, там и золото. (Поскакушка)
3. Как называлась группа старателей, которые на золотом прииске промывали песок в поисках золота? (Артель)
4. Как называли драгоценные камешки, которые люди стали находить в тех местах, где пробегал Козлик Серебряное копытце? (Хризолиты)
5. Какое прозвище было у парня, "который мастак был насчет того, чтобы чужое в карман прибрать. Одним словом – ворина", а нос и губы у него были рассечены. (Двоерылко)
6. Как называется небольшой домик с очагом, с окошечком. В таком домике зимой в лесу жили Кокованя и Даренка. Так же называли небольшой домик и старатели. (Балаган)
7. Как  звали девочку-сиротку, которую взял к себе жить старик  Кокованя? (Даренка)
8. Так называют глубокие и длинные овраги, заросшие травой. Летом там покосы, а зимой там волшебный козёл скакал, и с тех пор в них находят драгоценные камешки, зелененькие больше. (Ложки')
9. Там, где плясала Огневушка-поскакушка, люди находили этот драгоценный металл. Лежал он не пластом, а вроде редьки. (Золото)
10. Кем должна была обернуться Бабка Синюшка, чтобы богатство,  подаренное ей, было чистым и крепким, и не принесло человеку несчастья. (Девушка)
11.Что за зверек бегал вместе с Серебряным Копытцем и вместе с ним и исчез? (Кошка)

В выделенных клетках кроссворда появляются буквы «Сказы Бажова».

У: А теперь проверим,  все ли хорошо  и внимательно прочитали сказы Бажова

Конкурс называется «Так все начиналось»

Какой сказ имеет такое начало:

  • «Жил в нашем заводе старик один. Семьи у него не осталось, он и придумал взять в дети сиротку…» («Серебряное копытце»)
  • «Жил в нашем заводе парень. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от     всех ему наследство досталось. От отца – руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи особый поминок…» («Синюшкин колодец»)
  • «Сидели раз старатели вкруг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко, лет так восьми, не больше. Давно всем спать пора, да разговор занятный пришёлся…» («Огневушка-поскакушка»).

У: Следующий конкурс «Узнай предмет». Назовите, что это за предмет, кому он принадлежал и в каком сказе. (Слайд 26)

  • Старая лопата с расколотым черенком. «А по ржавчине золотые таракашки посажены. Целых шесть штук». (Лопата из сказа «Огневушка-поскакушка», принадлежала Федюньке)
  • Три перышка связанных голубой ниточкой: «одно беленькое – на веселый день, черное – на спокойную ночь, а рыженькое – на красное солнышко» (перышки из сказа «Синюшкин колодец», принадлежали Илье)
  • Решето с ягодами: «тут тебе и земляника, и жёлтая морошка, и черная смородина с голубикой. Ну, всяких сортов ягод». (Решето из сказа «Синюшкин колодец». Решето бабки Лукерьи, а подавала его Синюшка)
  • Шапка с драгоценными камнями. (Шапка деда Коковани из сказа « Серебряное копытце»)
  • Кошка. (Кошка Муренка из сказа «Серебряное копытце», принадлежала Даренке)

У: Посмотрите! Наполнилось наше решето. Приятно сознавать, что многое мы узнали, и сверкают наши знания, как камушки.
А сказов у Павла Петровича Бажова еще много. «Мы ведь что! Сверху поковыряли маленько, а копни-ка поглубже…» Как глубокий Синюшкин колодец еще добытчиков ждет, так и книги со сказами Бажова будут вас ждать, когда вы снова придете к ним узнать  новые интересные сказы о нашей земле Уральской.

То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
И становится делом слово,
В каждом камне – цветы цветут…
Продолжается сказ Бажова,
Продолжаются Жизнь и Труд!

В. Радкевич

(Слайд 27)