Цели урока:
- обобщить знания учащихся о П.П. Бажове и его сказах;
- учить выделять главное, значимое;
- учить мыслить самостоятельно;
- развивать устную речь, ее содержательность, точность, выразительность;
- развивать способность эмоционально откликнуться на прочитанное;
- прививать любовь к родному краю, чувство уважения и благодарности тем, кто славит его своим трудом.
Оборудование: презентация к уроку, рисунок решета, изображения драгоценных камушков (магниты), рисунки для конкурса «Узнай предмет», детские рисунки к сказам Бажова.
Предварительная подготовка: по сказам Бажова «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец» и «Огневушка-поскакушка» проходят уроки внеклассного чтения. (Приложение 1)
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
На партах у детей: книги с произведениями П.П.Бажова.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Введение в тему занятия (Слайды 1-2)
У: "Рабочие руки все могут! Кое в
порошок сомнут, кое по крупинкам соберут да
мяконько прогладят – вот и выйдет камень
небывалой радости. Всему миру на диво и на
поученье тоже". Так сказал Павел Петрович
Бажов про умелые руки уральских
мастеров.
Но также ведь и он по крупинкам собирал уральские
поверья, легенды, не сказки, а сказы, приглаживая
их своей мыслью, но, не уничтожая народный язык, а
делая его понятным читателю. И получились у него
произведения небывалой радости. "Всему миру на
диво и на поученье тоже!" (Слайд 3)
И мы сегодня по крупинкам соберем наши знания о
прочитанных сказах, и если все наши ответы будут
яркими, интересными – наш урок засверкает, как
решето бабки Синюшки, полное самоцветных
камней.
(На доску прикрепляется изображение
пустого решета. < Рисунок 1>.
За каждый правильный ответ на уроке в него
будет добавляться изображение
самоцветного камушка на магните).
II. Актуализация опорных знаний. "Разминка".
У: А начнем мы с разминки.
– Что вы знаете о Павле Петровиче
Бажове? (Слайд 4).
– Чем сказ отличается от сказки? (Слайд
5)
– Кто помогал в сказах добрым и честным
людям? (Слайд 6)
– Какие сказы Павла Петровича Бажова вы знаете?
(Слайды 7-12)
– А какие сказы прочитали сами?
– Расскажите кратко, о чем прочитанные сказы?
Класс делится на три группы. Представитель группы должен дать краткий отзыв об одном из трех вышеназванных сказов по плану: (Слайд 13)
1. Название сказа.
2. Главные герои сказа.
3. Сказать кратко, о чем этот сказ.
4. Понравившийся эпизод рассказать более
подробно.
5. Сказать, какое настроение осталось после
прочитанного.
III. Викторина по произведениям П.П. Бажова.
У: Молодцы! Посмотрите, в решете уже
сверкают камушки! А сейчас, я думаю, их станет ещё
больше!
Давайте разгадаем кроссворд. (Карточки
с кроссвордом лежат на партах. Дети работают в
парах. Вопросы к кроссворду появляются в
презентации. Ответы обсуждаются коллективно
и иллюстрируются в презентации. Слайды 14-25)
1. Какое прозвище было у болотного духа, который
стерег богатство в глубоком колодце и мог
обернуться старушонкой, царицей, купецкой
дочерью и простой девчоночкой? (Синюшка)
2. Какое прозвище было у духа огня, вроде
маленькой девчонки, которая пляшет? Где она
покажется, там и золото. (Поскакушка)
3. Как называлась группа старателей, которые на
золотом прииске промывали песок в поисках
золота? (Артель)
4. Как называли драгоценные камешки, которые люди
стали находить в тех местах, где пробегал Козлик
Серебряное копытце? (Хризолиты)
5. Какое прозвище было у парня, "который мастак
был насчет того, чтобы чужое в карман прибрать.
Одним словом – ворина", а нос и губы у него были
рассечены. (Двоерылко)
6. Как называется небольшой домик с очагом, с
окошечком. В таком домике зимой в лесу жили
Кокованя и Даренка. Так же называли небольшой
домик и старатели. (Балаган)
7. Как звали девочку-сиротку, которую взял к
себе жить старик Кокованя? (Даренка)
8. Так называют глубокие и длинные овраги,
заросшие травой. Летом там покосы, а зимой там
волшебный козёл скакал, и с тех пор в них находят
драгоценные камешки, зелененькие больше. (Ложки')
9. Там, где плясала Огневушка-поскакушка, люди
находили этот драгоценный металл. Лежал он не
пластом, а вроде редьки. (Золото)
10. Кем должна была обернуться Бабка Синюшка,
чтобы богатство, подаренное ей, было чистым и
крепким, и не принесло человеку несчастья. (Девушка)
11.Что за зверек бегал вместе с Серебряным
Копытцем и вместе с ним и исчез? (Кошка)
В выделенных клетках кроссворда появляются буквы «Сказы Бажова».
У: А теперь проверим, все ли хорошо и внимательно прочитали сказы Бажова
Конкурс называется «Так все начиналось»
Какой сказ имеет такое начало:
- «Жил в нашем заводе старик один. Семьи у него не осталось, он и придумал взять в дети сиротку…» («Серебряное копытце»)
- «Жил в нашем заводе парень. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось. От отца – руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи особый поминок…» («Синюшкин колодец»)
- «Сидели раз старатели вкруг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко, лет так восьми, не больше. Давно всем спать пора, да разговор занятный пришёлся…» («Огневушка-поскакушка»).
У: Следующий конкурс «Узнай предмет». Назовите, что это за предмет, кому он принадлежал и в каком сказе. (Слайд 26)
- Старая лопата с расколотым черенком. «А по ржавчине золотые таракашки посажены. Целых шесть штук». (Лопата из сказа «Огневушка-поскакушка», принадлежала Федюньке)
- Три перышка связанных голубой ниточкой: «одно беленькое – на веселый день, черное – на спокойную ночь, а рыженькое – на красное солнышко» (перышки из сказа «Синюшкин колодец», принадлежали Илье)
- Решето с ягодами: «тут тебе и земляника, и жёлтая морошка, и черная смородина с голубикой. Ну, всяких сортов ягод». (Решето из сказа «Синюшкин колодец». Решето бабки Лукерьи, а подавала его Синюшка)
- Шапка с драгоценными камнями. (Шапка деда Коковани из сказа « Серебряное копытце»)
- Кошка. (Кошка Муренка из сказа «Серебряное копытце», принадлежала Даренке)
У: Посмотрите! Наполнилось наше
решето. Приятно сознавать, что многое мы узнали, и
сверкают наши знания, как камушки.
А сказов у Павла Петровича Бажова еще много. «Мы
ведь что! Сверху поковыряли маленько, а копни-ка
поглубже…» Как глубокий Синюшкин колодец еще
добытчиков ждет, так и книги со сказами Бажова
будут вас ждать, когда вы снова придете к ним
узнать новые интересные сказы о нашей земле
Уральской.
То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
И становится делом слово,
В каждом камне – цветы цветут…
Продолжается сказ Бажова,
Продолжаются Жизнь и Труд!В. Радкевич
(Слайд 27)