"Художественное мышление в авангарде науки". 9-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Цель: совершенствование знаний  о   значимости культуры в художественной картине мира.

Задачи:

  • учить размышлять о соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире; приводить примеры научного значения художественного знания;
  • раскрыть целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств;
  • уметь создать цветовую палитру музыкального фрагмента;
  • формирование духовной культуры учащихся.

Тип урока: урок сообщения и систематизации знаний.

Жанр: интегрированный.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано

Конспект урока:

Слайды 1, 2

Вступление

Уже в начале жизни у человека проявляется потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление – один из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Наука и искусство – вполне самодостаточные области культуры, научная и художественная деятельность существенно отличны. Тем не менее, издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.

– А существует ли граница между наукой и искусством?  (Ответы детей)

Рассмотрим эти 2 сферы жизни:

Основная часть

Слайд 3

ИСКУССТВО:                                          НАУКА:

чувственное                                              рациональное
конкретное                                                абстрактное
ценностноэмоциональное                       познавательно-теоретическое

Действительно, художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Давайте с вами разберём, что такое научное мышление и творческое мышление? В чем разница и сходство?

Слайд 4

Научное мышление – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной и оригинальностью, уникальностью.
Слайд 5

Особенности научного мышления (познания):

  • объективность;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения;
  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Один из первых исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:
  • Оригинальность, необычность идей.
  • Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения.
  • Образная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.
  • Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.
Слайд 6

Универсальные методы научного мышления (познания):

  •  анализ – разложение целого на части;
  •  синтез – воссоединение целого из частей;
  •  дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
  •  аналогия – сходство нетождественных объектов;
  •  моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
  •  абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
  •  идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
  • экспериментирование
Универсальные методы творческого мышления (познания):
  • Синтез логического мышления и воображения
  • Аналогия
  • Моделирование
  • Абстрагирование
  • Идеализация
  • Экспериментирование
Слайд 7
Еще одним существенным поводом для сближения науки и искусства является полифункциональность научной и художественной деятельности. Ряд функций оказывается для них общими. Это, например, такие как:
упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственновыражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни);
–  воспитательная (посредством обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится прежде всего к гуманитарным исследованиям);
инновационная (создание новых социокультурных образцов).
Вывод: Художественное мышление использует ряд средств, общих с научной деятельностью, – аналогию, абстрагирование, идеализацию, экспериментирование, моделирование и др. Художественное произведение обладает своеобразной логичностью, внутренней смысловой связностью, адекватностью формы и содержания, опирается на закономерности выразительного языка, а научное творчество невозможно без оригинальности, , гибкости, образности.
Слайд 8
Научное познание включает в себя и определенные моменты художественного восприятия. Искусство дарит ученому плодотворные интуиции, обогащает его тонкими смыслами, развивает его чувствительность, способность понимания и умственного созерцания.

Так что же такое творчество, научное  и творческое мышление? (Ответы детей)

Слайд 9

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей. (Я. А. Пономарёв).

Сращивание искусства и науки

Научное творчество невозможно на основе одной чистой логики.
Наука – это сочетание логического и интуитивного, Вагнера и Фауста или Сальери и  Моцарта. Иными словами, науку создают и Моцарт и Сальери, но искусство – только Моцарт.

Искусство выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деятельность, вызывающим у него состояние эмоционального подъема и вдохновения, раскрепощающим фантазию и воображение. Искусство просветляет и обогащает его разум. Биографические наблюдения показывают, что многие крупные ученые были весьма не чужды искусству.

Слайд 10

А. Эйнштейн играл на скрипке, М. Планк был талантливым пианистом, Слайд 11 Л. Эйлер занимался теорией музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций, а И. Пригожин связал свою жизнь с музыкой уже в раннем детстве (он выучил ноты раньше, чем научился читать).

Так существует ли разница между научным и художественным познанием?  (Ответы детей)

Слайд 12

Обобщение: И наука, и искусство обитают в общем культурном поле, имеют дело с одной и той же реальностью. В философской литературе даже высказывается точка зрения, что на самом деле не существует двух разных видов познания – художественного и научного, существует единое познание, базирующееся на единых фундаментальных законах человеческого разума.
Любое  художественное  произведение  устремлено  в  будущее.  Способность  к провидению  присуща  великим  художникам,  возможно  именно  в  нем  и  состоит  главная  сила  искусства.
Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различныхфактов, подтверждающих это.
Леонардо да Винчи  изобрел модель летательного аппарата, танк, дельтаплан и еще более сотни других современных устройств в.. . 15 веке!
Давайте послушаем подготовленные сообщения ваших одноклассников о гениальных творцах мировой культуры, опередивших своё время и предсказавших будущие открытия.

Слайд 13

Доклад учащегося (Приложение 1)

В более позднее время образцом сочетания художественного и научного мышления явилось творчество И.В. Гете (1749-1832).

Слайд 14

Доклад учащегося (Приложение 2)

Французский писатель Жюль Верн (1828–1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было.

Слайд 15

Доклад учащегося (Приложение 3)

Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности.

Слайд 16

Французский  художник  В. ван Гог  обладал уникальным даром видеть воздушные потоки.Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А.Колмогоровым (Слайд 17) лишь к середине XX в.

Слайд 18

Великий математик  XX века А.Эйнштейн непосредственно ощущал неразрывную связь науки и искусства, задачи которых в конечном счете едины – они сводятся к познанию и отображению гармонии реального мира. Одно из главных побуждений к занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира... Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему».  Таким образом, наука сближается с искусством.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. – фуга – жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная – слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной

(Слушание музыки И.С.Баха)

Опишите ваши впечатления – (ответы детей)

Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания
значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества.

Слайд 19

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Слайд 20

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.
Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности.

Новые направления XX века

В искусстве начало XX в. отмечено резким усилением идейно-стилистической конфронтации между различными направлениями, стремительной сменой художественных течений.
Некоторые представители новых музыкальных течений заговорили об устарелости, "бесполезности" великой симфонии с ее слишком строгим распорядком" и заранее предусмотренными структурными схемами.

В начале 20 века появилось новое художественное направление в культуре:

Слайд 21

Экспрессионизм, который впервые эмоционально выразил различные состояния и размышления человека.

В середине века возникло немало модернистских течений, усилилось стремление использовать новые выразительные средства. Одним из самых ярких направлений стала так называемое авангардное искусство.

Слайд 22

Доклад группы учащихся (Приложение 4)

Слайды 23-25

Одним из ярких представителей авангардного искусства является художник Василий Кандинский (1866-1944). 

Слайд 26

Самые знаменитые работы Кандинского. «Композиция 7», 1913 г., «Композиция 8», 1914 г.;«Москва», 1916 г. В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Слайд 27

Русский художник Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) стал создателем одного из направлений абстрактного искусства – лучизма (под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке).

Слайд 28

Слайд 29

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, а в правой – ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.

Слайд 30

Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882-1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию – одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

Развитие науки, творческий подъём во всех сферах жизни общества 20 века приводит к тому, что появляются новые музыкальные инструменты.

Слайд 31

Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) – русский и советский изобретатель, создатель оригинального музыкального инструмента – терменвокса. Он предвидел появление электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс – электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта; исполнять любые (классические, эстрадные, джазовые) музыкальные произведения, а также может создавать различные звуковые эффекты (скрип колеса, пение птиц, свист и др.). Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса – «Вокализ» С. Рахманинова.

Просмотр видеоролика.

Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи.

В современном мире происходит дальнейшее слияние науки и искусства. Мы с вами становимся свидетелями новых течений в искусстве, ярких научных открытий. 

Слайд 32

В лазерных шоу широко используется «светомузыка» (световая картина, сопоставленная с музыкальным сопровождением),  компьютерная музыка; появилась техника создания 3D картин на асфальтах и домах и т.д.  

Слайды 33-34

Заключение

Культура и все ее высшие достижения, точно так же как все произведения искусства, созданы не толпою, но отдельными гениальными и талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса. Лишь опередивший в своем развитии других способен улавливать, поверх изжитых и разложившихся течений современности, струи новых творческих веяний и быть истинным художником, творцом истинных и художественных произведений искусства.

Слайд 35

Искусство должно идти впереди жизни, должно давать направление ей, должно давать людям духовную пищу, без которой жизнь немыслима, которая в переживаемое нами время всевозможных кризисов более необходима, чем в какое-нибудь другое время.

Итог и рефлексия

Оценивание учителем работы на уроке каждой группы детей.

Слайд 36

Посмотрите самые известные гравюры М. Эшера «Змеи», «Солнце и луна». Какие эмоциональные состояния они передают? Объясните почему. Дайте интерпретацию сюжета гравюр.
Послушайте фрагмент симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей».

Слайд 37

Нарисуйте цветовую партитуру этого фрагмента.(д/з)

Домашнее задание:

Художественно-творческие задания

  • Представьте какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетическихпотоков, как это делали художники – лучисты. Выполните композицию в любой технике.
  • Подберите музыку, ассоциирующуюся с этой композицией.
  • Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).

Слайд 38

Список литературы и Интернет-ресурсы:

1. Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова. Учебник «Искусство 8 – 9 класс – Москва, Просвещение, 2009г. (электронное издание)
2. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.
3. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
4. К.А.Свасьян. Философское мировоззрение Гёте. Москва, «Evidentis», 2001. © К.А. Свасьян, 2001-2014 © Электронная публикация – РВБ, 2006-2014. 
5. Фейнберг E.П. Взаимосвязь науки и искусства в мировоззрении Эйнштейна. «Вопросы философии» №3. 1979.
6. Колмогоров А.H. Проблемы передачи информации, т. 1, 1965: т. 5, 1969.
8. Реферат по дисциплине «Практическая психология» на тему: «Психологические особенности творческого мышления личности» ГБС(О)ОШ-интернат вида,п.г.т. Уруссу, учитель-логопед Галяутдинова Зульфия Абузаровна ba.zakachate.ru/docs/2800/index-1922233-1.html
9. bookwa.org › Нехудожественная
10. Copyright © 2014 PPt4WEB Inc. ll rоights reserved.
11. yourlib.net/content/view/5242/63/
12. www.grandars.ru › Социология › Культурология
13. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/943/Алеаторика
14. slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Додекафония/
15. esthetiks.ru/mishlenie-hudozhestvennoe.html
16. yourlib.net/content/view/5242/63/