Цели занятия:
- расширить знания студентов;
- развивать познавательный интерес, интеллект;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- показать необходимость знаний по математике в различных областях;
- показать, что математика - уникальное средство познания красоты;
- показать связь математики с музыкой.
План занятия:
- Вступительное слова преподавателя;
- Рассказ преподавателя: “Математика в музыке”
- Сообщение студента
- Занимательная часть
- Подведение итогов
Оборудование:
- Проектор
- Презентация № 1
- Презентация № 2
1. Вступительное слово преподавателя.
Математика – это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и в живых организмах, в атомах и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.
Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика даёт возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира.
Изучая математику, мы открываем всё новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии.
Когда раскрывается эффективность применения математических методов в различных областях науки, культуры, искусства, не ущемляется роль математики, не подменяется другими предметами, а, наоборот, повышается интерес к предмету, выявляется высокое значение математики, процесс познания её делается увлекательным.
2. Математика в музыке. Рассказ преподавателя. (презентация 1)
А знаете ли вы,
Что музыка приятная на слух
Законам математики подвластна.
Лечит, оздоравливает дух.
Как математика в музыку вошла,
Какими законами правит там она,
Кто первым математику и музыку соединил,
Кто на практике теорию музыки подтвердил.
Узнать вы можете сейчас,
Читая слайды презентации у нас.
Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства ее должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы.
Необходимую, существенную связь музыки и числа обнаружили, как известно, еще пифагорейцы, которые, открыв числовые соотношения, лежащие в основе музыкальных созвучий, явились, собственно говоря, родоначальниками музыкальной теории.
Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Пифагорейский музыкальный строй, определивший на столетия судьбу европейской музыки, — это математика.
Высказывания знаменитостей
- “Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы.” (Плутарх)
- “Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса. " (Альберт Энштейн)
- “Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая”. (Готфрид Лейбниц)
- “Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришёл к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и что между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства”. (Генрих Нейгауз)
Вывод:
Математика является ключом к тайнам мировоззрения. Использование математической теории музыки позволяет создавать особую музыку, которая сдерживает и исцеляет болезни, обращает и приводит душевные страсти в спокойное состояние.
Сравнивая музыку и математику, мы делаем вывод, что математика, как наука, может развиваться без музыки. А музыка как искусство подчиняется многим законам математики и не может существовать без неё.
А какие выводы сделали бы вы, сравнивая математику и музыку?
- Математика нужна музыке для того, чтобы музыка звучала приятно.
- Математика нужна для гармонии в музыке.
- Математика приводит музыку в порядок, делает ее приятной для слуха.
- Математические законы делают музыку лечебной.
3. Сообщение студента.
Музыковед Э.Розенов, проанализировав наиболее популярные и любимые произведения гениальных композиторов И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, Ф.Шопена, Р.Вагнера, М.И.Глинки, а также произведения народного творчества древнего происхождения, заметил, что моменты наиболее ярко выраженного эмоционального напряжения приходятся именно на точки золотого сечения. Искусствоведы составили подробные схемы, в которых содержится геометрический анализ великой музыки. Наиболее удачным в этом отношении примером является Хроматическая фантазия и Фуга ре минор И.С.Баха. Слушая это замечательное произведение, не только восторгаешься красотой музыки, но и чувствуешь ее скрытую музыкальную гармонию. А математика открывает еще одну грань гениальности великого композитора.
Этот рассказ о связи математики и музыки далеко не полный. В истории культуры достаточно много примеров, когда люди придумывали механические устройства для сочинения музыки. Это происходило и в средние века, и в наше время.
Известно, что и компьютеры сочиняют музыку. Правда, она довольно посредственна. В ней нет игры и свободного дыхания, которые трудно укладываются в математические каноны. До сих пор никому не удавалось найти алгоритм, порождающий простую и красивую мелодию. Мы просто не знаем, какое волшебство происходит в голове композитора, создающего неповторимую мелодию. Гениальное произведение - это результат вдохновения и мастерства его создателя. А еще своеобразная тайна, постичь которую порой невозможно. Решая задачи и слушая великую музыку, мы открываем в ней совершенство, простоту, гармонию и еще нечто такое, что неподвластно выражению словом.
4. Занимательная часть. Группа делится на две команды.
А теперь поговорим о связи математики с другими предметами. (презентация 2)
1 тур. Математика и литература.
Это интересно. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.
"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики литературы..
1. Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов:"Яд, мудрецом тебе предложенный, прими. Из рук же дурака, не принимай бальзама!" (Омар Хайям)
2. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов)
3. В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)
4. Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
5. Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? (Л.Н. Толстой)
6. "В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
2 тур. Математика и русский язык.
Это интересно. В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.
1. Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
2. Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)
3. Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
4. У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)
5. Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус)
6. Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)
3 тур. Математика и музыка.
Сегодня мы с вами узнали о связи математики с музыкой, о том, что древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввёл понятие “ гамма” А теперь вопросы студентам.
1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
2. Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий ? (музыканты или дирижеры)
4 тур. Математика и русский язык.
1. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
2. Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? (прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)
3. Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? (три!)
4. С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. (катит-катет)
5 тур. Математика и история.
1. Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)
2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?
3. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
4. О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне - для того, чтобы измерять земельные участки" ( геометрия)
5. Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( циркуль и линейка)
6. Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? (получался прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)
6 тур. Математика и иностранный язык.
Это интересно. Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение.
1. Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
2. Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)
3. Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
4. У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)
5. Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус)
6. Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)
Заключительный тур. Найди правильный ответ.
Вопрос | Найди правильный ответ | Правильный ответ |
1. Имя учёного, сравнившего узоры художника и поэта с узорами математики | Платон | Харди |
2. Один из основных законов красоты | Арфа | Симметрия |
3. Великий учёный древности, по имени которого называли правильные многогранники | Харди | Платон |
4. Раздел математики, изучающий форму, размеры, свойства различных фигур на плоскости и в пространстве. | Геометрия | Геометрия |
5. Правильный гексаэдр. | Пропорция | Куб |
6. Щипковый музыкальный инструмент. | Симметрия | Арфа |
7. Основной закон гармонии. | Куб | Тетраэдр |
8. Основной закон гармонии | Тетраэдр |
5. Подведение итогов мероприятия. Объявляется конкурс на подготовку презентации по темам:
- Математика и литература
- Математика и живопись
- Математика и архитектура