Урок русского языка по теме «Шипящие согласные звуки». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


1. Характеристика класса.

В 1-б классе обучается __ человек. Из них __ девочек и __ мальчиков. Детей из многодетных семей – __ человек, из малообеспеченных - __ человека, из неполных семей — __ человек.

Имеют высшее образование __ родителя учащихся, __ родителей имеют средне-специальное образование и __ родителей имеют среднее образование. Результаты мониторинга (входной диагностики), определяющего готовность детей к обучению в школе, показали, что:

__ учащихся имели высокий уровень, __ — средний уровень и __ учащихся — низкий уровень подготовки к обучению.

В большинстве своём учащиеся класса легко и непринуждённо идут на контакт. Нужно отметить, что в классе есть группа детей, которые внимательны и активны на уроке и имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного процесса и высокий интеллектуальный уровень развития. Они имеют не только ярко выраженную индивидуальность, но и ясное яркое мышление.

В классе есть ученики, которые не проявляют на уроке особой активности, хотя, как правило, верно отвечают на поставленные вопросы и успешно справляются с учебными заданиями, что свидетельствует об осознанности воспринимаемого материала. У некоторых учеников встречаются трудности в обучении по отдельным предметам. Классный коллектив находится в стадии формирования. Отношения между ребятами дружелюбные, споры и трения из-за соперничества возникают очень редко.

2. Выбор предмета.

Мировой практикой признано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Родной язык – величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни тысяч общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной, - его богатейшей словообразовательной системой, морфемикой, моделями, его грамматикой, воссоздающей механизмы функционирования языка, образования форм и сочетания их в предложении, - формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Постоянные занятия языком обогащают интеллект.

Школьный курс русского языка как государственного призван обеспечить необходимое владение русским языком для обеспечения реальных связей с окружающим миром. Эта общая цель конкретизируется в следующих задачах: овладение культурой речевого общения в различных сферах (коммуникативная компетенция), развитие познавательной культуры учащихся, их языковых, интеллектуальных возможностей, практическое владение языком и сведениями о языке (языковая компетенция), овладение учащимися через язык знаниями о культуре, истории, традициях народа (культурологическая компетенция), формирование общеучебных умений и навыков в процессе изучения языка.

В условиях становления российской государственности возрастает значимость русского языка в формировании личности, духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры. По своей специфике и социальной значимости язык – явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной культуры народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди школьных предметов.

Учебно-методический комплект по русскому языку Канакиной В.П. предназначен для обучения детей в четырехлетней начальной школе и включает: учебники “Русский язык” (1-4 кл.), “Рабочую тетрадь” (1-4 кл.), методическое пособие (1-4 кл.), дидактический материал, электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

3. Визитная карточка урока. Тема: Шипящие согласные звуки

Тип урока: Урок усвоения нового материала (по Конаржевскому Ю.А. “Анализ урока”, Москва, 2003 г.).

Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность.

Место в разделе: 27-ой урок (из 34 уроков) по теме “Звуки и буквы”. Исходя из этого, была сформулирована цель урока, предполагаемые результаты.

Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в слова; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч'] и [Щ'].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
  • содействовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь;
  • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Оборудование. Учебник “Русский язык” - 1 класс, В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий, Москва, “Просвещение”, 2011 г.

  • “Рабочая тетрадь “Русский язык” – 1 класс” В.П. Канакина, Москва, “Просвещение”, 2011 г.
  • Электронное приложение к учебнику “Русский язык - 1 класс”. В.П. Канакиной.
  • Наборы букв для минутки чистописания.
  • ЭОР “Физминутка”

4. Структура этапов урока.

I этап – организационный.

II этап – всесторонней проверки знаний.

III этап – подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала на основе следующих принципов: научность, доступность, преемственность, межпредметных связей, и связи с жизнью через следующие приёмы: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизацию.

IV этап – усвоение новых знаний.

V этап – обобщение и закрепление новых знаний.

VI этап – рефлексия.

5. Самоанализ структурных этапов урока.

I этап – организационный

Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому любой урок должен начинаться с предварительной организации. Как говорят: “Любой конец зависит от начала!”. Организационный момент является обязательным этапом урока. Он присутствует на уроке как “увертюра” к нему. Первые минуты решают многое … Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и … не получится урок.. Оргмомент, безусловно, является сложнейшим этапом урока. Он носит не столько дидактический, сколько психологический характер, и задача этого этапа является не столько учебно-воспитательной, сколько психологической. А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить детей к общению и предстоящему занятию. В приветствии было выражено взаимное уважение, симпатия, желание добра друг другу. Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме будет проведён урок.. Здесь же происходит проверка готовности учащихся к уроку, а именно: внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места.. в ходе этого этапа была установлена чёткая грань, отделяющая перемену от урока, новую психологическую ситуацию быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия..

Мобилизующее начало урока осуществлялось через стихотворные строки.. Этот приём позволил обеспечить нормализацию необходимой деловой обстановки на уроке.

К показателям успешности выполнения психологической задачи данного этапа отношу следующее:

- доброжелательный настрой учителя и учащихся;

- кратковременность организационного момента;

- полная готовность класса и оборудования к работе;

- быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся..

На этом этапе реализовывались и воспитательные задачи: умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. В определённой степени этот этап урока влиял на формирование ответственного отношения к учению и такой черты, как предусмотрительность. Именно на этом этапе произошла закладка фундамента взаимоотношений учителя и класса.

II этап – всесторонней проверки знаний

Учебно-воспитательная задача этого этапа: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Организация в ходе опроса отдельных учащихся коллективной познавательной деятельность и всех учащихся. Осуществление развития речи и мышления отвечающих учащихся. Сформировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений. Развивать аналитичность и критичность мышления учащихся.. Воспитать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей. Прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности как учителя.

Содержание этапа.

На данном уроке этот этап был сконструирован из двух блоков: чистописания (в ходе которого повторялись звуко-буквенные знания учащихся) и повторение ранее изученного материала, (Написание парных по глухости-звонкости согласных на конце слов).

Повторение ранее изученного материала было проведено на основе игровой технологии (“Кто быстрее отгадает?”) с применением элементов рассуждения. В ходе выполнения задания учащиеся должны были воспроизвести знания, умения и навыки по ранее изученной теме, т.е. “Как обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слов”. Применение загадок придало динамику и разнообразие.

Чистописание . Ежедневные минутки каллиграфии предусмотрены программой начального обучения и направлены на совершенствование техники письма, на предупреждение дисграфии и исправление графических ошибок. Соблюдение единых правил написания букв и соединений облегчает письменное общение. Неграмотное письмо затрудняет процесс чтения, а, следовательно, и понимание текста. При выполнении каллиграфических минуток учащиеся решают задачи логического, орфографического и грамматического характера.. На данном уроке для реализации задач логического плана была применена интерактивная технология , в ходе которой учащиеся должны были дать отыскать заданную по словесному описанию букву. Далее был проведён краткий графический и и каллиграфический анализ букв с показом соединений э букв между собой. Таким образом, решались графическая и каллиграфическая задачи.

III этап – Самоопределение к деятельности

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учебно-воспитательная задача данного этапа. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.

Содержание этапа:

- постановка перед учащимися проблемы;

- опора на имеющийся опыт;

- формулировка темы изучения нового материала самими учащимися.

Реализация этой части осуществлялась через коллективную форму работы с использованием буквенных символов.

К показателям успешности выполнения учебно-воспитательной задачи данного этапа отношу следующее:

- активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах;

- понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. Тема данного урока была сообщена детям в виде проблемного вопроса, на который они должны будут получить ответ. Этот приём позволил ученикам точно представить предполагаемый результат их учебной деятельности на уроке, направить свою деятельность и соответствующим способом спланировать её.

IV этап – усвоение новых знаний

Учебно-воспитательная задача данного этапа. Дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса. Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний выработать соответствующие навыки и умения. Осуществлять формирование нравственных отношений учащихся к своему “Я”, другим людям, к труду. (Эта задача была реализована в ходе работы с пословицами по материалу учебника).

Этап был сконструирован и осуществлён на основе принципов развивающего обучения, т.е. на основе совокупности достаточно устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися, базирующихся на принципе взаимной зависимости и ответственности, на осознании цели коллективной деятельности, на взаимном уважении и доверии, на стремлении к успеху.

Содержание этапа:

- организация внимания;

- организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала;

- в ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться;

- осуществление этого этапа на основе ситуации, когда основным субъектом процесса обучения, основным ответственным за своё поведение становится ученик.

Изучение нового материала было основано на методе исследования изучаемого материала с опорой на имеющийся опыт ранее изученных тем.

К показателям успешности выполнения учебно-воспитательной задачи данного этапа отношу следующее:

1. Актуализацию чувственного опыта т опорных знаний учащихся. (Реализована через материал учебника упр. № 1 , № 2, № 3 стр.104 в ходе фронтального опроса и чтения научных сведений о языке).

Работа в рабочей тетради.

Упр. 59 (с. 53)

- Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

Упр. 60 (с. 53)

- Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

- Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

- Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоении нового материала.

Во время этого этапа урока была проведена музыкальная физкультурная минутка. Цель физминутки: развитие физической активности детей (двигательной) в сочетании с музыкальным ритмом.

Словарная работа. Словарно-орфографическая работа должна быть направлена на:

- обогащение речи младших школьников словами из словаря;

- восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

- развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи;

- осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. На данном уроке дети познакомились с написанием нового слова “работа”, произвели его краткий звуко-буквенный анализ, услышали информацию об этом слове.

2. Работа по развитию речи.

- Выполните задание №1. Дети вставляли подходящие по смыслу слова в предложения.

3. Повторение ранее изученного материала.

- Выполните задание №2. Дети вставляли пропущенные буквы в словарные слова.

К показателям успешности выполнения учебно-воспитательной задачи данного этапа отношу следующее:

- была осуществлена не только проверка объёма и правильности знаний, но также их глубина, осознанность, гибкость и оперативность, умение использовать их на практике;

- осуществлялось рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках учащихся и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приёмов самостоятельной работы;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Таким образом, проверка знаний является не только формой педагогического контроля за учебной работой школьников, но и формой закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся, способом формирования у школьников навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, а также важнейшей и объективной формой самоконтроля учителя.

V этап – обобщение и закрепление новых знаний.

Учебно-воспитательная задача данного этапа. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие умения и навыки.

Глубокое понимание изучаемого учебного материала, приучение учащихся улавливать имеющиеся различия и соединять всё имеющееся в единую цепь, сопоставлять и сравнивать, устанавливать зависимости - всё это было продемонстрировано учащимися в ходе выполнения “Проверочной работы” в электронном приложении к учебнику.

К показателям успешности выполнения учебно-воспитательной задачи данного этапа отношу следующее:

- выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся;

- умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями и правилами;

- умение воспроизводить основные идеи нового материала;

- умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки.

На этом этапе урока была применена ИКТ- технология, которая позволила быстро и оперативно осуществить контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе “учитель – ученик”, обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Как известно, учебная деятельность, кроме ориентировочной и операционной, имеет очень важную сторону – контрольно-оценочную. Без неё невозможно полноценное усвоение знаний. Наряду с этим начальная школа призвана решить очень важную задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, то есть проявлять и оценочную самостоятельность.

VI этап – Рефлексия.

Коллективная или групповая рефлексия (после работы в парах)

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для овладения знаниями.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

6. Обоснование выбора технологий на уроке.

Обоснование выбора игровых технологий.

Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно то, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

Таким образом, игровые технологии призваны стимулировать умственную активность и волевую деятельность детей, способствовать обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучать к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивать самостоятельность.

Обоснование выбора компьютерных технологий.

Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности, т.е. ученика. Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным и инициативным, стремимся к формированию у него полезных привычек, разносторонних познавательных потребностей, наклонностей. Применение компьютерных технологий преобразует преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебному процессу. Грамотное использование компьютера позволило решить на данном уроке проблему дефицита подвижной наглядности. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться во время фронтальной работы с классом.

7. Заключение.

Урок проходил в диалоговой форме, где учитель и ученики выступали в качестве субъектов, а отношении, построенные в ходе работы имели “субъект-субъектный” характер. Цель этих отношений – выработка новой информации, а диалог служил способом познания.

Методы, приёмы, использованные на уроке, являлись средством достижения поставленных целей и задач.

Моя педагогическая позиция на этом уроке – организатор, которому необходимо было наладить взаимодействие всех сторон: детей – учителя - учебного окружения.