Литературная гостиная «Пушкинские дороги». Сценарий праздника, посвященного памяти А.С. Пушкина

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


На сцене — уходящие вдаль верстовые столбы. Звучит мелодия (тема дороги).

1. Организационный настрой

Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Сядьте удобнее, смотрите и слушайте! (Слайд № 2)

Вы на литературной гостиной “Пушкинские дороги”, которую подготовили и проведут для вас ученики и учитель 2 – б класса.

2. Вступление в тему. Памяти Пушкина. (Слайд № 3)

Выходит группа ребят, они становятся свободно и читают стихотворение А.Плещеева “Памяти Пушкина” .[1]

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И все еще горит нам светоч тот,
Все гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

- Александр Сергеевич Пушкин! Когда и где каждый из нас услышал это имя?!

Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы?

Имя Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Стихи и сказки его становятся нам ближе, дороже, нужнее.

Сегодня мы вместе пройдём дорогами его жизни, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

3. Дороги детства. (Слайд № 4)

Дороги Пушкина... (Тихо звучит тема дороги.)
Проселочные дороги.
Размытые осенью.
Пыльные летом.
Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле.
Весенние — больше похожие на реки.
Дороги вечного странника, вечного путника.

А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.

(Столик. На нем подсвечник, лист бумаги, перо. Няня усаживается у столика, начинает вязать. Дети рассаживаются вокруг: у стола, рядом с няней) [2]

- Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь. (Слайд № 5)

...в вечерней тишине
Являлася веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

- А не старая ли няня, или, как ласково называл ее сам Пушкин, мамушка, вручила Пушкину свирель?

И зазвучала свирелька... (напев на свирели)

Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой...
А ветер сыпал снежной крупкой,
Пути в деревню заметал.

Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке.
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок.

Смеялся Пушкин, говоря:
“Какая прелесть эти сказки!”
А ночь текла к своей развязке,
За вьюгой брезжила заря.

Няня (обращается к мальчику, сидящему за столом):

- Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.

(Мальчик берет перо, пишет под диктовку) (Слайд № 6)

“Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю. Целую, Арина Родионовна”.

(К няне подходят ученики)

- Не грусти, нянюшка, послушай наши песни, посмотри на наши танцы.

(танец “Утушка”)

Я сам не рад болтливости своей,
Но с детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

(Звучит мелодия песни “Тройка мчится, тройка скачет”, слышен звон колокольчика)

(Слайд № 7) [3]

- Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта.

Напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным. Надежда Осиповна заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая и леность его, и молчаливость.

До 12 лет Саша воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском языке. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Саша обожал их слушать.

(Дети наперебой просят няню):

- Няня, няня, а ты расскажи нам сказку! (Слайд № 8)

Няня.

- Сказку... Слушайте.

- Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая что одним куском оденет; третья, что с первого года родит сына. Царь женился на третьей.

(ученики инсценируют начало “Сказки о царе Салтане”

(возглас из зала) - Ах! Что за прелесть, эти сказки!

Детство Пушкина прошло в Москве. Саша со своим дядькой, так называли крепостного слугу, приставленного к мальчику, Никитой Козловым, ходил гулять по Москве и слушал рассказы про этот город. (Слайд № 9)

Когда Саше было немногим больше 3 лет, на вопрос отца: “Почему ты не спишь?”, Саша ответил: “Стихи сочиняю”. [4]

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые ...

4. Дороги отрочества и юности

Прошло детство.

А юность поэта прошла в Петербурге. (Слайд № 10)

19 октября 1811 года в Царском Селе, летней резиденции императора, открывался Лицей – учебное заведение для юношей благородного происхождения.

Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего старшего сына. Он добился, чтобы Александр был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение.

Вступительный экзамен назначен на август. В роскошном зале Дворца собрались юные кандидаты в сопровождении родственников.

Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик Саша Пушкин отвечал легко и уверенно.

- Какого французского писателя ты знаешь лучше всего?

- Вольтера! – бойко ответил Александр.

Все засмеялись. Но Саша действительно в свои 11 лет знал и любил Вольтера.

Счастливый день! Экзамен сдан! (Слайд № 11)

За лето и осень мальчики уже немало привыкли друг к другу, так что им было не так страшно 19 октября в Екатерининском дворце. На церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьей, было много гостей.

Лицей – маленький 4-этажный городок. Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же и хозяйственное управление. (Слайд № 12)

На втором этаже столовая, больница, конференц-зал. (Слайд №13)

Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: “Я не умер! Вот кто заменит Державина”.

Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека. (Слайд № 14, № 15)

Лицеист. У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин – еще не остров.

На четвертом этаже спальни.У каждого лицеиста своя комната в половину окна.В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами. На каждой комнате - номер. (Слайд № 16)

В лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только “домашним арестом” - закрывали в комнате и к дверям приставляли “дядьку” на часах.

Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, уроки, завтрак. Ежедневно 7 часов – уроки, остальное – прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее “танцеванье” или “фехтованье”.

Уроков немало, зато немало и забав.

А после обеда все играли в снежки в саду. Снег в ту пору выпал очень рано.

Вот уже кончились уроки, и лицеисты на балу: слушают музыку, танцуют. Выходят девочки, лицеисты их приглашают, танцуют вальс. (вальс и “игра на фортепиано”) (Слайд № 17)

Потом начались обычные дни.

Мальчики сели за парты и стали одноклассниками. Четыре мальчика особенно подружились. Давайте и мы познакомимся с лицеистами.

5. Знакомство с лицеистами. (Слайд № 18)

Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.

Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха “Северные цветы”.

Дельвиг.

Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать.

Однажды Дельвиг, не выучив, как обычно, урока, спрятался под кафедрой и уснул. Тут же родились веселые стихи:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.

Лицеисты понимали и ценили шутку...

Пожалуй, все, кроме Кюхли: он был невероятно обидчив, но обиды были недолгие.[4]

Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля.

Кюхельбекер

Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.

Лицеисты жили весело, часто подшучивали друг над другом, а чаще всего доставалось Кюхле:

Писатель, за свои грехи
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

(Все лицеисты смеются, первый разводит руками, как бы говоря: “Ну что с ними поделаешь!”)

Пущин Иван. 13 лет. Прозвища Большой Жано, Иван Великий.

С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

Пущин.

Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видал. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я – Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя № 13, его № 14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

Мы потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами. “№ 14 не согласен с № 13” означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил...

Пушкин Александр. 11 лет.

Много прозвищ лицеисты придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину придумали: Француз, Егоза, Стрекоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром.

Да и сам Пушкин говорил о себе:
А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный.
Лицеист.

- В Лицее у нас было много “первого”: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

Лицеист.

И все-таки главное наше увлечение – стихосложение.

У нас в Лицее писали почти все, писали по любому поводу и без повода.

6. Игра с лицеистами.

- Давайте представим на время, что лицеисты живут в 21 веке. Они сегодня здесь, с нами.

И на столах у них нетбуки. И получают лицеисты задание – напечатать строчки из стихотворения ...

И с помощью Пальчиковой гимнастики вы дадите своим пальчикам ловкость, подвижность, а весёлые стихи снимут моральное напряжение. И массаж “активных точек” на пальчиках улучшит работу мозга.

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки,

А теперь мы от земли отталкиваем тучки.

(Лицеисты печатают по заданию на листах строки)

Лицеист.

А помните, в связи с чем написано вот это: (Слайд № 19)

- Если жизнь тебя обманет –
Не печалься, не сердись.
В день уныния смирись.
День веселья, верь, настанет!
Сердце будущим живет.
Настоящее уныло.
Все проходит, все пройдет.
Что пройдет – то будет мило!

Наше главное достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое место.

Много выше карьеры.

Удачи.

Даже любви.

Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

Это были прекрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался сюда, в Царское Село.

Начальство Царско-Сельского лицея стремилось выстроить лицеистов по их успехам: первым номером Горчаков или Вольховский.

Пушкин был 18-м, 19-м, а потом и ниже...

У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча, писал.

(Разыгрывается сцена “В математическом классе”.)

Преподаватель Карцов.

- Пушкин, к доске! Решите, пожалуйста, алгебраическую задачу.

(Пушкин мнется у доски, что-то молча пишет, зачеркивает, снова пишет, стирает, опять что-то пишет).

Карцов (с нетерпением).

- Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин (улыбаясь).

- Нулю.

Карцов.

- Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место.

Лицейская братия решительно отвергла табель о рангах. (Слайд № 20)

(Все вместе весело поют и смеются).

Этот список сущи бредни.
Кто тут первый, кто последний,
Все нули, все нули,
Ай, люли, люли, люли...

Преподаватель Карцов.

- Садитесь, Пушкин и пишите свои стихи...

И Пушкин писал ...стихи, поэмы, сказки...

Что же получилось у лицеистов? Сумели ли вы справиться с заданием?

Читаем на нетбуках строчку:

“У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...”

(нетбуки выключаются)

- Молодцы, мальчики! В нашем классе вы справляетесь с учёбой на “4” и “5”.

Выключите нетбуки.

7. Игра со зрителями “Вспомни сказку” (Слайд № 21)

...Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит...

С самого раннего возраста мы знакомимся со сказками Пушкина. Первые сказки рассказывает нам мама. Вы взрослеете и узнаёте всё больше новых сказок. Они бывают разные: народные и авторские. По ним снимают фильмы и мультфильмы, их печатают в книгах и журналах. Есть сказки короткие и длинные, весёлые и грустные, смешные и серьёзные. Но у всех них общая черта. Какая? Правильно: в них всегда побеждает добро.

На доске фотографии-иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Прочитайте отрывок из сказки, назовите её и прикрепите ответ под иллюстрацией.

(Ученики по очереди читают отрывок, находят иллюстрацию)

Дети и взрослые любят сказки. Вместе с ними в нашу жизнь входит волшебство, добро и радость.

А как вы живёте? Как плывёте?
Как бежите? Вдаль глядите?
А как ждёте вы обед? А как машете всем вслед?
Как же ночью люди спят? Лицеисты как шалят?

Лицеист.

Но не все уроки были такими скучными как в том математическом классе и кончались нулями в табеле.

На лицейских дорогах Пушкина встретили прекрасные учителя и наставники.

- Любили лицеисты и первого директора лицея В. Ф. Малиновского (Слайд № 22), человека чрезвычайно образованного и умного. Он часто беседовал с лицеистами, приглашал к себе в гости.

Малиновский

- В этом храме наук воспитывают честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.

Лицей воспитает учеников в духе любви к Отечеству, к России. [5]

Кюхельбекер.

А мне больше всего запомнилась речь профессора права Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин

Лицеист.

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

Лицеист.

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень.
Им чистая лампада возжена...

Они встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. К этому дню писали стихи:

Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я.

Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Ведь здесь Пушкин встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы, неугомонные путешественники.

Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь. (Слайд №23)

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о, друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой

Лицеист.

Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.

Лицеист.

Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.

- Да, Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости. Но, расставаясь с друзьями, он желал им только счастья в новой для них жизни.

Лицеист.

Святому братству верен я.

Пусть будут счастливы все, все мои друзья! (Слайд № 24)

- Они покидали Царское Село с грустью и радостью. Печально расставаясь с друзьями, они были уже все устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви. Расставаясь с Лицеем, с Царским Селом, они уносили в сердцах его дух, дух вольности и братства.[5]

1-й лицеист. Друзья мои, прекрасен наш союз!

2-й лицеист. Он как душа неразделим и вечен —

3-й лицеист. Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

4-й лицеист. Куда бы нас ни бросила судьбина,

5-й лицеист. И счастие куда б ни повело,

6-й лицеист. Все те же мы; нам целый мир чужбина,

Все вместе. Отечество нам Царское Село

(Звучит музыка. Все уходят.)

8. Рефлексия.

Дорогие ребята. Сегодня у нас праздник – праздник Пушкина. Великий русский поэт. Пушкин и его друзья...

Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет?

  • Что вы узнали сегодня? (О детских и юношеских годах А.С. Пушкина)
  • Что повторили? (сказки Пушкина)
  • Что закрепили? (умение выразительно читать, внимательно слушать)
  • Что развивали? ( развивали творческие способности)

Сегодня мы вспомнили об одном классе, который уже прошел по жизни до конца. Прошел много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединили наше сегодня и их далеко.

И дома вам обязательно захочется рассказать родителям о сегодняшней гостиной.

Какие мысли и предложения возникли у вас в заключение праздника?

(Фото и рисунки поместить на школьный стенд для ознакомления.

Провести литературную гостиную про другого писателя или поэта.)

Дорогие наши гости!
Мы говорим тепло и просто
Такие нежные слова:
“Желаем творческого роста!
Чтоб не седела голова!”

Роли исполняли ученики и учитель 2 – б класса. (Слайд № 25)

Спасибо за внимание.

(подарки-сувениры гостям)

Приложение.

Список литературы.

  1. Плещеев А.Н. Стихи, Смоленское книжное издательство, С.32, 1955г.
  2. Пушкин А.С. Стихотворения, Изд-во: Художественная литература. М., 1983 г.
  3. Веробьян Б.С. - Пушкин Александр Сергеевич (Детство. Отрочество. Юность) Изд-во: Техносфера, 2009 г.
  4. Елагина Н.Ф. Нетрадиционный урок-лекция о А.С. Пушкине, Журнал “Начальная школа”№12, 1997 г.
  5. Рыдалова И.Н. Электронный ресурс: [http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/library/stsenarii-klassnogo-chasa-v-forme-teatralizovannogo-utre], 2011 г.