Развитие креативных свойств личности младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Когда поёт душа? Когда её не душат.
Когда за слово каждое не отдерут за уши,
Когда она летит от края и до края,
Свободна и вольна, от счастья замирая.
Тогда она живёт, творит, не умирает...

Е.Победимская

Быть учителем – это огромная ответственность. Ещё до нашей эры ученик Сократа Ксенофонт сказал:

“Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится”.

Поэтому перед учителем постоянно стоит задача саморазвития и самосовершенствования, чтобы всегда быть интересным для учеников, способным увлечь их, заслужить уважение и авторитет. И если сравнить учителя с книгой, то он должен стараться быть для учеников такой книгой, читая которую они могут погрузиться в увлекательный мир интересных и полезных знаний.

С большим удовольствием работаю по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, в которой самым главным, на мой взгляд, является то, что “развитие стимулирует развитие”.

Для ребёнка, который учится по этой системе, становится нормой мотив:

“Если я могу это, значит, я смогу и другое”.

Ученик может и должен творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего человек не может существовать. И сегодня сама жизнь заставляет нас быть творческими, креативными личностями и развивать эти способности у детей.

Что же такое креативность?

Наверное, это способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов.

Отсюда ясно, что креативность будет котироваться всегда и это качество отнюдь не лишнее. Это, по-моему, сегодня одна из главных метапредметных компетенций обучающихся.

Я считаю, что оптимальные условия для развития креативных свойств личности младших школьников создаются в рамках внеклассной работы по преподаваемым учебным предметам в начальной школе.

Внеурочную деятельность по предметам учебного плана начальной школы я рассматриваю прежде всего как самостоятельную работу учащихся по выполнению разнообразных творческих заданий и учебных проектов, которые способствуют развитию креативности обучаемых.

Так, к примеру, каждый учебный год провожу классные предметные недели, в рамках которых учащиеся представляют свои творческие работы в виде мини-рефератов, эссе, отзывов и размышлений на самостоятельно прочитанные произведения в Дневниках внеклассного чтения, выпускают рукописные газеты, где представляют свои стихи, рассказы, занимательные задачи, головоломки, наблюдения за природой. Тематические классные часы, как правило, продолжаются рефлексией в форме сочинений.

Данная внеурочная деятельность ценна для меня как составляющая творческого пространства для развития личности ребёнка, где особая роль принадлежит позитивным условиям семейной среды.

Я согласна со многими психологами и учителями, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.

Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

Для развития каждого ученика необходимы разные по сложности учебные задачи, выполнение которых предполагает разную долю участия учителя.

Третье условие – упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.

Четвёртое – это интерес. Принуждение – враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.

Пятое – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

Соблюдение перечисленных выше условий даёт свои плоды – ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Мои ученики принимают активное результативное (победители и призёры на школьном уровне) ежегодное участие в предметных интеллектуальных конкурсах (“Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Человек и Природа”, процент занятости в которых превышает 80% (20-22 человека от класса в каждом конкурсе).

В 2005 году я закончила курсы повышения квалификации при Рязанском государственном педагогическом университете им. С.А. Есенина по теме: “Преподавание информатики в начальной школе”, что дало мне право вести предмет “Информатика и ИКТ” для своих воспитанников. Совершенствуя своё педагогическое мастерство в преподавании этого предмета, я постоянно повышаю свою квалификацию на разнообразных по тематике курсах. И не случайно этот предмет является любимым предметом среди моих воспитанников, а Всероссийский конкурс “Инфознайка” - их любимым конкурсом, в котором мои ученики уже трижды становились победителями:

Год проведения Всероссийского конкурса “Инфознайка” Фамилия, имя Результат
1. Инфознайка - 2010 Коровченко Артём ПОБЕДИТЕЛЬ
2. Инфознайка - 2012 Симонова Татьяна ПОБЕДИТЕЛЬ
3. Инфознайка - 2013 Нюнин Матвей ПОБЕДИТЕЛЬ

Среди муниципальных творческих предметных конкурсов и фестивалей особо хочу отметить городской конкурс по технологии “Новогодняя игрушка из вторсырья”, где мои ученики также хорошо проявили себя:

Варсеев Тимофей и Козлачкова Варвара – победители этого конкурса в 2010 и 2012 годах соответственно, а Манаенков Александр – обладатель спецприза жюри в 2013 году.

В 2011 году ученица 3 класса А Скобликова Мария принимала участие в другом творческом конкурсе - конкурсе поэтов “Город, которым горжусь” среди всех возрастных категорий. Мария стала одним из 5 победителей!

В последние два года я использую и такую форму внеурочной деятельности, как инициирование воспитанников к участию в заочных Всероссийских конкурсах-олимпиадах.

Среди них - Всероссийский заочный конкурс “Познание и творчество”, который является важной составляющей частью Национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” и объединяет конкурсы и олимпиады по различным предметам и номинациям для учащихся с 1-го по 11-й класс. Считаю, что участие в данном конкурсе способствует расширению кругозора учащихся и их интеллектуальному росту, даёт импульс к саморазвитию и творческому поиску. Всё это рождает подлинный интерес к познанию. Кроме того, в содержании заданий конкурса “Познание и творчество” я вижу полезное дополнение к основной школьной программе на первых порах обучения, когда формируются не только начальные возможности ребёнка познавать окружающий мир, но и его отношение к учёбе, к учебным предметам как к отдельным областям науки и искусства. Ценным для меня является ещё одна особенность заочного конкурса – возможность учащихся использовать различные информационные источники.

Добиться успешности участия в этом конкурсе помогает учителю индивидуальная работа по раскрытию творческого потенциала воспитанника и его личностному развитию:

Год участия во Всероссийском заочном конкурсе “Познание и творчество” Фамилия, имя Номинация, результат
1. 2010-2011 учебный год Буряков Вячеслав “По страницам российской истории” (1-2 кл.), ЛАУРЕАТ

(6 августа 2010 г.)

“По страницам российской истории” (3-4 кл.), ЛАУРЕАТ

(20 ноября 2010 г.)

2. 2011-2012 учебный год Буряков Вячеслав “По страницам российской истории” (3-4 кл.), ЛАУРЕАТ

(9 декабря 2011 г.)

“Тайны Нового года” (3-4 кл.)

(19 марта 2012 г.)

3. 2012 – 2013 учебный год Хлыстова Полина “Я знаю русский язык” (1-2 кл.), ПРИЗЁР

(17 апреля 2013 года)

Не так давно меня заинтересовал ещё один конкурс – Всероссийская интернет-выставка достижений учащихся, информационное пространство которой открыто для публикации творческих и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений всех типов, в том числе и начальной школы.

В 2011-2012 году Свидетельство участия и публикацию на сайте Всероссийской интернет-выставки достижений (www.future4you) получили следующие учащиеся:

Год участия во Всероссийской Интернет-выставке достижений учащихся Фамилия, имя Название работы
1. 2011-2012 учебный год Симонова Татьяна “Загадка кошки породы Ашера” в номинации “Биология”
2. 2011-2012 учебный год Скобликова Мария “Моё творчество” в номинации “Литературное творчество”
3. 2011-2012 учебный год Шумаев Евгений “Достижения М.В.Ломоносова” в номинации “История”
4. 2011-2012 учебный год Марушин Андрей “Современники М.В.Ломоносова” в номинации “История”

А в 2012-2013 учебном году во Всероссийской Интернет-выставке достижений учащихся приняла участие моя новая ученица – Иогансон Марта, представив свою творческую работу “По страницам произведений о животных (иллюстрации)”.

Разнообразные формы внеурочной деятельности, которые я использую, на мой взгляд, создают учащимся благоприятные предпосылки для присвоения ими креативных образцов и формируют условия по преобразованию собственного опыта творческой деятельности как важного источника личностного роста и саморазвития. Не случайно мои воспитанники являются активными участниками системы дополнительного образования (охват более 80%). И уже с первого класса дети формируют своё портфолио как результат развития индивидуальных творческих способностей и личностной социализации.

С 2010-2011 учебного года я со своими воспитанниками принимаю активное участие и добиваюсь результативности в Общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”, организованном издательским домом “Первое сентября” (г.Москва – сайт www. project.1sept.ru)

Год участия во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио ученика” Фамилия, имя; название работы Результат
1. 2010-2011 учебный год Беляева Мария

“Каждый стих мой душу зверя лечит...” (тема животных в произведениях С.А.Есенина), раздел “Литературоведение”

участник

(публикация на сайте, на DVD-диске и в сборнике тезисов)

2. 2010-2011 учебный год Буряков Вячеслав

“Красное солнышко над Русью” (жизнь и дела великого князя Владимира), раздел “История”

участник

(публикация на сайте, на DVD-диске и в сборнике тезисов)

3. 2010-2011 учебный год Свирин Максим

“Сколько баек о Рязани?” (почему мой город так называется), раздел “Краеведение”

участник

(публикация на сайте, на DVD-диске и в сборнике тезисов)

4. 2010-2011 учебный год Симонова Татьяна

“Ужель та самая Татьяна?” (тайна моего имени), раздел “Краеведение”

участник

(публикация на сайте, на DVD-диске и в сборнике тезисов)

5. 2011-2012 учебный год Марушин Андрей

“Павловский путеводитель Рязани”, раздел “Краеведение”

ЛАУРЕАТ

(публикация на сайте, на DVD-диске и в сборнике тезисов)

6. 2012-2013 учебный год Марушин Андрей

“Иван Петрович Павлов – человек и гражданин”, раздел “Краеведение”

номинат конкурса “Учебный проект”

(публикация на сайте, на DVD-диске и в сборнике тезисов)

В заключение хочу сказать следующее...

Есть такое шуточное высказывание:

“В каждом человеке спит гений. И с каждым днём всё крепче и крепче”.

Американскими психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев. Оказалось, что все они в детстве имели

ОПЫТ РАДОСТИ СОБСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА,

Давайте же дадим нашим детям возможность радоваться собственным открытиям, пусть очень маленьким с нашей точки зрения, но таким важным для детского восприятия.

Чувствую, что, работая по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, буду учиться постоянно. Система требует от учителя постоянного самообразования, способствует раскрытию его личностных качеств, развитию творческого потенциала. Такая увлечённость профессиональной деятельностью помогает и воспитанникам добиваться высоких результатов в творческом развитии...

Творческую личность может воспитать только творческая личность – для меня это истина является и девизом, и руководством к действию!

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!