Сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста средствами сенсорной комнаты

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.Поэтому проблема сохранения и укрепления не только физического, но и психологического здоровья является актуальной в современном образовании. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одно из центральных идей- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста, в том числе формирования их эмоционального благополучия.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, а также создания психологически комфортной образовательной среды ДОУ. Одним из современных подходов решения данной задачи является использование сенсорной комнаты в ДОУ, как одним из инструментов психологического сопровождения детей и важным условием формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимулов, которые не только воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярного аппарата, но позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, обрести уверенность в себе, помогает детям научиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье. В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка способствует созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций-развитию внутренних резервов детей, особенно формированию новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

Поэтому актуальным является необходимость разработки и проведения занятий, с использованием оборудования сенсорной комнаты, предназначенных для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Данные занятия в сенсорной комнате способствовали активизации сенсомоторных навыков, формированию позитивного психоэмоционального состояния, развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния и поведения, снижению уровня эмоционального и мышечного напряжения, развитию мелкой моторики и координации движений. На специально разработанных мною занятиях, дети постепенно осваивали приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учились снимать напряжение, налаживать отношения с окружающими.

Коррекционная работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Перед проведением занятий детей необходимо познакомить с оборудованием сенсорной комнаты при дневном свете, затем переходить к проведению занятий в затемненной части комнаты.

Все занятия в сенсорной комнате имеют следующую структуру:

  • вводная часть. Этюд-приветствие. “Давайте поздороваемся”;
  • сюрпризный момент;
  • пальчиковая гимнастика;
  • элементы дыхательной гимнастики;
  • игры на снятие психоэмоционального напряжения;
  • подвижная игра;
  • релаксация;
  • рефлексия. Ритуал прощания.

Построение и проведение занятий в сенсорной комнате основывается на следующих принципах: 

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, 
  • уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью,
  • комплексный подход при разработке занятий,
  • систематичность и последовательность занятий,
  • наглядность.

Основными методами занятий в сенсорной комнате являются:

  • игры и игровые упражнения на стабилизацию психомышечного напряжения, стимулирование воображения;
  • дыхательные упражнения;
  • релаксационные упражнения;
  • этюды на тренировку отдельных групп мышц; 
  • подвижные игры;
  • наблюдения;
  • светотерапия и музыкотерапия.

Элементами игр на занятиях являются специальные упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию, стабилизацию эмоционального и мышечного напряжения.Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. На своих занятиях в сенсорной комнате я использую разные формы и методы работы на снятие мышечного и психоэмоционального напряжения у детей: релаксационные упражнения на снятие напряжения мышц лица и кистей рук (“Рот на замке”, “ Солнечный зайчик”, “Пчелка”, “Озорные щечки”, “Морковный сок” и др.), релаксационные упражнения на расслабление всего организма (“Бабочка”, “Дует ветерок”, “На лесной полянке” и др.), дыхательные упражнения (“Мыльные пузыри”, “Воздушный шар” и др.), аутотренинг с музыкальной релаксацией и другие упражнения с применением сенсорного оборудования (рисунок №1, 2, 3, 4). В приложении 1 представлен конспект занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты, предназначенный для детей среднего дошкольного возраста.

Приложение 1

Занятие для детей среднего дошкольного возраста
“Морское путешествие”

Цель: активизация зрительного восприятия, концентрации внимания, стабилизация эмоционального и мышечного напряжения, формирование положительных эмоций, осознание своих телесных ощущений, формирование навыков саморегуляции, развитие мелкой моторики

Материалы и оборудование:сухой бассейн, мягкое напольное покрытие, релаксационная музыка (звуки моря), мягкая игрушка мышка.

Ход занятия

Ритуал начала занятия. Этюд-приветствие. “Давайте поздороваемся” . Детей, сидящих по кругу встречает на занятие мышонок Пушистик, который предлагает, передавая по кругу мягкий кубик, поприветствовать друг друга, называя по имени ласковыми, приятными словами. Дети передают кубик друг другу и говорят приятные слова, закончив фразу “Я рад тебя видеть...”. Педагог-психолог помогает им, озвучивая те слова, которые могут быть ласковыми, нежными.

Сюрпризный момент. Мышонок предлагает детям отправиться в увлекательное морское путешествие, где они смогут увидеть и поплавать в “Волшебном море шариков”. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте немного поиграем.

Пальчиковая гимнастика “В гости”. В гости к пальчику большому постучались прямо к дому, указательный и средний, безымянный и последний. Сам мизинчик малышок постучался на порог. (дети постепенно разжимают пальчики из кулачка, сначала на одной руке, потом на другой, затем вместе двумя руками).

Игра на дыхание “Большой и маленький”

Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух",

спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

Мышонок подводит детей к сухому бассейну.

Знакомство с сухим бассейном "Волшебное море шариков"

А сейчас давайте подойдем к этому волшебному морю шариков (сухому бассейну).Мышонок объясняет правила поведения в бассейне. Затем мышонок предлагает сделать бассейн волшебным. Дети закрывают глаза, включается световая подсветка.Дети ложатся в сухой бассейн. Им предлагается представить, что они плавают в море на спине (на животе). Дети имитируют движения, плавание. (Звучит тихая, спокойная музыка).Выходя из бассейна, дети говорят, какое у них настроение и что чувствовали лежа на шариках.

Ребятки, вот мы и поплавали в волшебном море, а сейчас давайте выйдем на бережок и поиграем в подвижную игру.

Подвижная игра “Запомни свое место”. Посмотрите на своих соседей, которые сидят от вас справа и слева. Назовите их по имени. Когда все назовут своих соседей, можно встать и походить по комнате. По моему сигналу (звон колокольчика) все должны снова сесть на свое место рядом со своими соседями. (Дети называют имена своих соседей справа и слева, затем расходятся по комнате. По сигналу психолога они быстро возвращаются на свои места. Если кто-то из детей ошибся и сел не на свое место, психолог просит группу помочь этому ребенку вспомнить своих соседей и занять правильное место.)

Мышонок обращается к детям: “Во время морского путешествия вы немного устали. Чтобы вернуться обратно в детский сад, нужно немного отдохнуть и расслабиться, набраться сил”. Дети ложатся на мягкое напольное покрытие, включается релаксационная музыка (звуки моря).

Упражнение на релаксацию "Рыбки". Представьте себе, что вы — разноцветные рыбки и плаваете в теплой воде, мягко шевелите плавниками и хвостиком. Вы плывете над самым дном моря и видите красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других разноцветных рыбок. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть и опускаетесь на мягкий теплый песок на дне. Вы спокойно отдыхаете, отдыхают ваши плавники и хвостик. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне... Вы отдохнули и поднимаетесь на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка не покидает вас весь день! Ну вот мы с вами и вернулись из морского путешествия.

Рефлексия. Мышонок предлагает детям поделится впечатлениями от увиденного. Что особенно запомнилось, понравилось?

Ритуал окончания занятия. Прощание с “волшебной комнатой”.

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши:

Отдохнули, поиграли
И совсем мы не устали
Скоро мы придем опять,
Будем вместе мы играть.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. До свидания! Дети прощаются с мышонком и уходят в свою группу.