Урок биологии по теме «Зоны корня». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Тип – урок с применением групповой технологии.

Форма – изучение нового материала.

Цели урока для учителя.

  1. Закрепить знания о строение корневой системы, изучить клеточное строение и функции корня.
  2. Установить взаимосвязь внутреннего строения корня с выполняемыми функциями.
  3. Развить логическое мышление, закрепить навыки работы с книгой, повысить мотивацию к изучаемой теме.
  4. Развить коммуникативное общение, умение оценивать свои успехи и успехи других учащихся.
  5. Познакомиться с агротехническим приемом выращивания растений с пикировкой, с последующим применением на практике.

Цели урока для учащихся.

  1. Знать клеточное строение корня и его функции.
  2. Уметь определять ткани корня растения.

Оборудование:

  • таблицы “Зоны корня”, таблицы с разными видами тканей,
  • микроскопы с готовыми препаратами тканей растений,
  • оценочные листы на каждой парте,
  • инструктивные карточки с заданиями,
  • тесты для проверки полученных знаний.

Термины: корневой чехлик, корневой волосок и зоны корня (деления, растяжения, всасывания, проведения).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие

2. Сообщение цели урока

Учитель.  Любой урок – это познание нового и интересного. Мы с вами уже знаем немного о корне. Каждому из нас приходится заниматься растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне. Корень всасывает воду. Из 100% воды, которую всасывает корень, 99% испаряют листья. Каким же образом он выполняет эту работу, какое он должен иметь строение, чтобы выполнить работу по доставке воды к листьям и закреплению растения в почве. Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем более эффективно ухаживать за растениями.

Что мы ещё недостаточно хорошо знаем о корне? Какие новые сведения о корне мы можем получить на уроке?

Эту часть можно провести в форме беседы. Учитель должен подвести детей к цели урока, чтобы цель назвали сами учащиеся.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, каждый из вас получит инструктивную карточку с заданиями.

Но, в начале, провожу инструктаж, как работать в группах.

Затем каждая группа получает инструктивную карточку.

II. Работа с инструктивными карточками

1. Прочитать 1 и 2 абзацы §20 и ответить на вопросы:

А) Что такое корневой чехлик и какое он имеет значение?

Б) Клетками какой ткани образован корневой чехлик?

В) Найти под микроскопом клетки корневого чехлика и зоны деления.

2. Прочитайте 3 и 4 абзац и ответьте на вопросы:

А) Почему верхушка корня с течением времени устремляется вниз в почву?

Б) Какие зоны за это отвечают?

В) Какой тканью они образованы?

Г) Каким опытом можно доказать наличие зон роста?

В рабочей тетради зарисовать рисунок “верхушечный рост корня”.

В рабочей тетради на стр. 35 задание 65 найдите на рисунке корневой чехлик, зону деления, зону роста и подпишите под соответствующими цифрами.

По ходу изучения зон корня, заполняйте таблицу в рабочей тетради на стр. 37 задание № 67 “связь строения корня с выполняемыми функциями”.

3. Прочитать абзац корневые волоски, зона всасывания и сформулировать ответы на вопросы:

А) Что такое корневой волосок?

Б) Какую функцию он выполняет?

В) См. рабочую тетрадь стр. 36 задание №66. Сравните клетку кожицы лука и корневого волоска.

4. Прочитайте абзац “Зоны проведения” и ответьте на вопросы:

А) Почему она получила такое название?

Б) Какой тканью она образована?

5. Рассмотрите рис. 66 и ответьте на вопросы:

А) Почему на одном из растений мало боковых корней, а на другом много? С чем это связано.

Б) Какое это имеет значение для растения?

Затем старшие групп отвечают на вопросы, поставленные в инструктивных карточках, остальные внимательно слушают, корректируют ответы, задают дополнительные вопросы.

III. Рефлексия

Для закрепления основных понятий предлагаются два варианта тестов.

Вариант 1

1. Самая длинная часть корня:

А) зона роста,

Б) зона деления,

В) зона проведения,

Г) зона всасывания .

2. Образовательная ткань в корне расположена в зоне:

А) коневого чехлика,

В) проведения,

С) роста,

D) деления,

Е) всасывания.

3. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:

А) зона деления,

Б) зона роста,

В) зона всасывания,

Г) зона проведения.

4. Корневые волоски расположены в зоне:

А) роста,

В) проведения,

С) всасывания,

D) корневого чехлика,

Е) деления.

5. Мертвые клетки, по которым  вода и растворённые вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называются:

А) межклетники,

Б) сосуды,

В) механическая ткань,

Г) корневой волосок.

6. Вода необходима клеткам корня:

А) для дыхания,

Б) для растворения питательных веществ,

В) для увеличения плодородия почвы,

Г) является питательным веществом. 

7. Роль корневого чехлика в том, что он:

А) обеспечивает передвижение веществ по растению,

Б) выполняет защитную роль,

В) придают корню прочность и упругость,

Г) участвует в делении клеток.

Вариант 2

1. Через корни растение получает:

А) воду,

Б) минеральные вещества,

В) воду и минеральные вещества,

Г) органические вещества.

2. Самая короткая часть корня:

А) зона деления,

Б) зона роста,

В) зона всасывания,

Г) зона проведения. 

3. Образованию придаточных корней способствует:

А) пикировка,

Б) обрезка части стебля,

В) окучивание. 

4. Какая ткань обеспечивает корню прочность и упругость?

А) образовательная ткань,

Б) механическая ткань,

В) проводящая ткань,

Г) покровная ткань. 

5. Корневой чехлик образуется из:

А) зоны всасывания,

Б) из зоны деления,

В) из зоны проведения,

Г) из зоны роста.

 6. Не относится к зонам корня:

А) зона деления,

В) корневой волосок,

С) корневой чехлик,

D) зона роста,

Е) зона всасывания.

7. Выше зоны роста в корне расположена зона:

А) всасывания,

В) деления,

С) проведения,

D) размножения,

Е) корневой волосок.

IV. Подведение итогов

Вот и закончился урок. Что мы узнали?

  • Корень имеет несколько зон, выполняющих несколько функций.
  • Функции корня зависят от клеток корня.

Выставление оценок по работе на уроке.

V. Домашнее задание

Учитель. Вам просто необходимо поделиться своими впечатлениями о работе на уроке. Свои впечатления вы можете отобразить в кроссворде, синквейне, рисунках, можно подобрать пословицы, загадки о корне.

Ответить на вопросы стр. 102.

Литература

1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2010.

2. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А.. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2014.