Тип – урок с применением групповой технологии.
Форма – изучение нового материала.
Цели урока для учителя.
- Закрепить знания о строение корневой системы, изучить клеточное строение и функции корня.
- Установить взаимосвязь внутреннего строения корня с выполняемыми функциями.
- Развить логическое мышление, закрепить навыки работы с книгой, повысить мотивацию к изучаемой теме.
- Развить коммуникативное общение, умение оценивать свои успехи и успехи других учащихся.
- Познакомиться с агротехническим приемом выращивания растений с пикировкой, с последующим применением на практике.
Цели урока для учащихся.
- Знать клеточное строение корня и его функции.
- Уметь определять ткани корня растения.
Оборудование:
- таблицы “Зоны корня”, таблицы с разными видами тканей,
- микроскопы с готовыми препаратами тканей растений,
- оценочные листы на каждой парте,
- инструктивные карточки с заданиями,
- тесты для проверки полученных знаний.
Термины: корневой чехлик, корневой волосок и зоны корня (деления, растяжения, всасывания, проведения).
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие
2. Сообщение цели урока
Учитель. Любой урок – это познание нового и интересного. Мы с вами уже знаем немного о корне. Каждому из нас приходится заниматься растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне. Корень всасывает воду. Из 100% воды, которую всасывает корень, 99% испаряют листья. Каким же образом он выполняет эту работу, какое он должен иметь строение, чтобы выполнить работу по доставке воды к листьям и закреплению растения в почве. Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем более эффективно ухаживать за растениями.
Что мы ещё недостаточно хорошо знаем о корне? Какие новые сведения о корне мы можем получить на уроке?
Эту часть можно провести в форме беседы. Учитель должен подвести детей к цели урока, чтобы цель назвали сами учащиеся.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, каждый из вас получит инструктивную карточку с заданиями.
Но, в начале, провожу инструктаж, как работать в группах.
Затем каждая группа получает инструктивную карточку.
II. Работа с инструктивными карточками
1. Прочитать 1 и 2 абзацы §20 и ответить на вопросы:
А) Что такое корневой чехлик и какое он имеет значение?
Б) Клетками какой ткани образован корневой чехлик?
В) Найти под микроскопом клетки корневого чехлика и зоны деления.
2. Прочитайте 3 и 4 абзац и ответьте на вопросы:
А) Почему верхушка корня с течением времени устремляется вниз в почву?
Б) Какие зоны за это отвечают?
В) Какой тканью они образованы?
Г) Каким опытом можно доказать наличие зон роста?
В рабочей тетради зарисовать рисунок “верхушечный рост корня”.
В рабочей тетради на стр. 35 задание 65 найдите на рисунке корневой чехлик, зону деления, зону роста и подпишите под соответствующими цифрами.
По ходу изучения зон корня, заполняйте таблицу в рабочей тетради на стр. 37 задание № 67 “связь строения корня с выполняемыми функциями”.
3. Прочитать абзац корневые волоски, зона всасывания и сформулировать ответы на вопросы:
А) Что такое корневой волосок?
Б) Какую функцию он выполняет?
В) См. рабочую тетрадь стр. 36 задание №66. Сравните клетку кожицы лука и корневого волоска.
4. Прочитайте абзац “Зоны проведения” и ответьте на вопросы:
А) Почему она получила такое название?
Б) Какой тканью она образована?
5. Рассмотрите рис. 66 и ответьте на вопросы:
А) Почему на одном из растений мало боковых корней, а на другом много? С чем это связано.
Б) Какое это имеет значение для растения?
Затем старшие групп отвечают на вопросы, поставленные в инструктивных карточках, остальные внимательно слушают, корректируют ответы, задают дополнительные вопросы.
III. Рефлексия
Для закрепления основных понятий предлагаются два варианта тестов.
Вариант 1
1. Самая длинная часть корня:
А) зона роста,
Б) зона деления,
В) зона проведения,
Г) зона всасывания .
2. Образовательная ткань в корне расположена в зоне:
А) коневого чехлика,
В) проведения,
С) роста,
D) деления,
Е) всасывания.
3. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:
А) зона деления,
Б) зона роста,
В) зона всасывания,
Г) зона проведения.
4. Корневые волоски расположены в зоне:
А) роста,
В) проведения,
С) всасывания,
D) корневого чехлика,
Е) деления.
5. Мертвые клетки, по которым вода и растворённые вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называются:
А) межклетники,
Б) сосуды,
В) механическая ткань,
Г) корневой волосок.
6. Вода необходима клеткам корня:
А) для дыхания,
Б) для растворения питательных веществ,
В) для увеличения плодородия почвы,
Г) является питательным веществом.
7. Роль корневого чехлика в том, что он:
А) обеспечивает передвижение веществ по растению,
Б) выполняет защитную роль,
В) придают корню прочность и упругость,
Г) участвует в делении клеток.
Вариант 2
1. Через корни растение получает:
А) воду,
Б) минеральные вещества,
В) воду и минеральные вещества,
Г) органические вещества.
2. Самая короткая часть корня:
А) зона деления,
Б) зона роста,
В) зона всасывания,
Г) зона проведения.
3. Образованию придаточных корней способствует:
А) пикировка,
Б) обрезка части стебля,
В) окучивание.
4. Какая ткань обеспечивает корню прочность и упругость?
А) образовательная ткань,
Б) механическая ткань,
В) проводящая ткань,
Г) покровная ткань.
5. Корневой чехлик образуется из:
А) зоны всасывания,
Б) из зоны деления,
В) из зоны проведения,
Г) из зоны роста.
6. Не относится к зонам корня:
А) зона деления,
В) корневой волосок,
С) корневой чехлик,
D) зона роста,
Е) зона всасывания.
7. Выше зоны роста в корне расположена зона:
А) всасывания,
В) деления,
С) проведения,
D) размножения,
Е) корневой волосок.
IV. Подведение итогов
Вот и закончился урок. Что мы узнали?
- Корень имеет несколько зон, выполняющих несколько функций.
- Функции корня зависят от клеток корня.
Выставление оценок по работе на уроке.
V. Домашнее задание
Учитель. Вам просто необходимо поделиться своими впечатлениями о работе на уроке. Свои впечатления вы можете отобразить в кроссворде, синквейне, рисунках, можно подобрать пословицы, загадки о корне.
Ответить на вопросы стр. 102.
Литература
1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2010.
2. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А.. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2014.