Встречи со знаменитыми композиторами

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип классного часа: беседа.

Цели.

  1. Расширение общего кругозора детей, ознакомление с жизнью и биографией великих людей.
  2. Актуализация знаний учащихся о способности музыки переносить слушателей в разные страны (словно с помощью волшебного музыкального глобуса) и разные времена (словно на музыкальной машине времени), а также о роли композиторов в Музыкальном мире, о классической музыке и композиторах-классиках.

I. Беседа “Знаменитые люди”.

План беседы.

1. Иоганн Себастьян Бах.
2. Вольфгант Амадей Моцарт.
3. В рыцарских замках.
4. На балах.
5. Фридерик Шопен.
6. Михаил Огинский.
7. Иоган Штраус.
8. Бальные танцы.
9. На карнавалах.
10. Роберт Александр Шуман.

 Участники: класс 5Б, гости, классный руководитель.

Оформление: доска, музыкальное сопровождение, презентация.

Ход классного часа

Встречи со знаменитыми композиторами.

Иоганн Себастьян Бах. (Слайд 3). Презентация

Наше музыкальное путешествие начинается в Германии — на родине великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Он жил очень давно. Но созданная им музыка продолжает жить, завораживая современных слушателей своей глубиной, загадочностью и серьёзностью.

Бах родился в небольшом немецком городе Эйзенахе. Его отец был музыкантом. Под его руководством маленький Иоганн сделал свои первые шаги в музыкальный мир. Детские годы Баха были наполнены музыкой: он играл на скрипке, клавесине и органе, пел в школьном хоре. Став взрослым, Бах в разные годы своей жизни работал придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви.

Не случайно многие из созданных композитором произведений относятся к церковной музыке и предназначены для исполнения На органе — духовом клавишном музыкальном инструменте, появившемся в Европе в XII веке. (Слайд 4)

С особой любовью относился Бах к народному музыкальному творчеству. В некоторых его сочинениях отразились мелодии немецких народных песен.

(Слайд 5)

Вольфганга Амадея Моцарта. (Слайд 6)

Совершим воображаемое путешествие в Австрию — на родину великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Он родился в 1756 году в городе Зальцбурге. Там состоялись его первые встречи с музыкой. (Слайд 7)

Отец Моцарта был композитором и придворным скрипачом. Благодаря ему Вольфганг с трёх лет начал играть на клавесине, а в возрасте пяти лет — сочинять музыку. Когда Моцарту было всего шесть лет, отец повёз его вместе с сестрой на первые гастроли. На концертах в городе Вене — столице Австрии — и других городах и странах Европы маленький Моцарт виртуозно играл на клавесине и на скрипке.

(Слайд 8) Концертные поездки Моцартов продолжались около десяти лет. Став взрослым, Моцарт жил в Вене. Он был одним из основателей венской классической школы — нового направления в музыке XVIII — начала XIX веков. (Слайд 9)

В рыцарских замках. (Слайд 10)

Заглянем в старинные рыцарские замки, которые сохранились до наших дней во многих европейских странах. Например — в Австрии, Англии, Германии, Италии, Испании, Франции и Чехии. Теперь многие из них превратились в музеи. А в старину вместе с их обитателями в замках жила прекрасная и возвышенная Музыка.

Хозяева замков время от времени играли на музыкальных инструментах или слушали случайно заглянувших к ним бродячих музыкантов. (Слайд 11)

Замки наполнялись музыкой, когда в них играли свадьбы, проводили рыцарские турниры, устраивали пиры. В больших парадных залах выступали музыканты и певцы. В разных европейских странах это могли быть: трубадуры, менестрели, шпильманы, миннезингеры или мейстерзингеры. Многие из них носили рыцарское звание и воспевали общие идеалы рыцарства — воспитанность, отвагу, преданность Прекрасной Даме. В честь Прекрасных Дам проводились турниры певцов-поэтов. Сюжетами их песен служили военные подвиги и романтические истории.

На балах. (Слайд 12)

Первый бал, o котором имеются сведения в истории, был дан во Франции в XIV веке. Несколько веков спустя балы стали очень популярны во дворцах, в дворянских замках и усадьбах многих европейских стран.

Чтобы попасть на придворный бал, нужно было принадлежать к высшему обществу. Наряду с придворными балами проводились и балы для широкой публики в небольших залах и общественных заведениях. С начала XVIII века в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра, в которых за определённую плату могли участвовать все желающие.

В 1935 году состоялся первый Венский оперный бал. С тех пор балы в здании музыкального театра под названием “Венская государственная опера” стали даваться ежегодно. Исключением стала Вторая мировая война.

В наше время в австрийской столице с января по март проходит более трёхсот балов!

Начало балам в России было положено Петром I. Петровские балы (или ассамблеи) всегда открывались польским танцем полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время иностранные танцы. Правда, нередко ассамблеи заканчивались лихой русской пляской. Традицию проведения балов сохраняли все последующие русские цари и царицы. (Слайд 13)

От участников современного бала требуется, как и в старину, соблюдение особых правил поведения. Они должны проявлять благородство, честь и достоинство. И конечно же они должны уметь танцевать полонез, вальс, менуэт и другие старинные бальные танцы.

Полонез. (Слайд 14)

Полонез — это торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Он появился в Польше в XV веке. Сначала это был народный свадебный танец. Затем полонез стал непременной частью всех народных торжеств и открывал танцы на любом народном празднике.

В Польше народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец.

К концу XVI века полонез стал бальным дворцовым танцем. Он исполнялся в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. Все фигуры полонеза исполнялись точно друг за другом. Из Польши полонез пришёл в другие страны и стал одним из главных танцев на балах.

Музыкальные пьесы танцевального характера под названием “Полонез” сочиняли многие композиторы-классики. Прежде всего — Фридерик Шопен.

Фридерик Шопен. (Слайд 16)

Фридерик Шопен — выдающийся польский композитор и пианист. С раннего детства проявился его удивительный музыкальный талант. Когда Шопену исполнилось 7 лет, был опубликован его первый полонез.

Основой сочинений композитора стала польская народная музыка.

Другой польский композитор Михаил Клеофос Огинский сочинил любимый многими “Полонез Огинского”. (Слайд 17)

Настоящее название этого произведения — “Прощание с Родиной”. В музыке выражены печаль и тоска человека, навсегда расстающегося с родными местами.

Вальс и его “король” — композитор Иоганн Штраус.

(Слайд 18)

Вальс — непременный “участник” любого бала. На счёт “раз-два-три” пары стремительно кружатся по танцевальному залу. (Слайд 19)

Музыку для этого знаменитого бального танца сочиняли многие известные композиторы. Среди них — Иоганн Штраус. Он вошёл в историю как “король вальса”.

Знаменитый австрийский композитор и дирижёр Иоганн Штраус родился в Вене. Его отец — Иоганн Штраус-старший был прославленным австрийским композитором и дирижёром. Штраус-сын прославился как создатель классического венского вальса. Сочинять он начал очень рано: его первый вальс был написан им в 6-летнем возрасте. Всего Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Популярность во всём мире приобрели его вальсы “На прекрасном голубом Дунае”, “Весенние голоса” и “Сказки Венского леса”. Широко известны и другие танцы Штрауса — польки, кадрили, галопы.

Свои впечатления от пребывания в России Штраус выразил в вальсе “Прощание с Петербургом”, в вальсе-фантазии “Русская деревня”, в польках “Воспоминание о Павловске” и “Нева”, в “Петербургской кадрили”.

В 1863—1870 годах Иоганн Штраус был дирижёром Венских придворных балов. Музыка Штрауса до сих пор царит на балах не только в Австрии, но и во многих других странах мира. (Слайд 20)

 Менуэт. (Слайд 21)

Менуэт — один из самых старинных бальных танцев, Родина менуэта — Франция. Музыка этого танца звучиг торжественно, в медленном темпе. Танцевальные движения менуэта состоят в основном из поклонов и реверансов. Пары двигаются мелкими шагами.

Гавот. (Слайд 22)

Гавот - (от франц. gavotte), старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера, известен еще с XVI века. Муз. размер 4/4. В XVIII в. получает второе рождение, но приходит в бальные залы не с сельских праздников, а со сценических подмостков, аранжированный опытной, профессиональной рукой. Наряду с менуэтом стал излюбленным жеманным и манерным танцем. Он состоял из легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов. Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими движениями рук. Основное па гавота - “венгерский шаг” - состоит из двухкратного передвигания ноги в IV воздушную позицию, вперед или назад. Нога двигается, мягко и плавно разгибаясь, что требует специальной тренировки.

Благодаря сочетанию превосходной музыки с оригинальным танцевальным содержанием гавот по праву считается историческим танцем. Живопись, поэзия, скульптура, стремясь передать дух галантного XVIII в., часто обращались к изображению именно этого танца.

Мазурка. (Слайд 23)

Мазурка - (от польск. mazurek - название жителей Мазовии) - стремительный и зажигательный бальный танец.
Истоки мазурки - в народном польском танце мазуру, появившемся еще в XVI в., замечательном по красоте и разнообразию движений. В Европе мазурка становится известной к началу XIX в. (танцмейстеры придали народному танцу салонный характер) и наибольшее распространение получает в России. Нигде (кроме Польши) с таким блеском и мастерством не танцевали мазурку, как в России. Ее изучение требовало гораздо больше времени, терпения и искусства, чем изучение других танцев.

Полька. (Слайд 24)

Старинный чешский танец, а не польский, как кажется из названия. Муз. размер 2/4. Слово “полька” происходит от слова “pulka”, что по-чешски означает “половина”. И действительно, основное движение этого жизнерадостного танца состоит из двух полушагов, соединенных приставкой.
Бальная полька родилась из народного чешского танца и во многом сохранила его черты. Жизнерадостность, игривость, легкость, не характерная для танцев того времени, содействовали триумфальному шествию польки по всему миру. Полька соединяет в себе объятия, свойственные вальсу, с невероятной энергией и жизненной силой. Беспечность и легкость - ее природа. Новый танец позволял танцевать спонтанно и только для удовольствия. Впоследствии появились некоторые разновидности этого танца, правда, изначальная полька пережила всех своих наследников.

На карнавалах. (Слайд 25)

Родина карнавала — Венеция. В официальные документы карнавал был занесён в 1094 году.

В старину во время карнавала богатые венецианские вельможи веселились в роскошных дворцах, а простой люд — на улицах и площадях. Повсеместно выступали уличные актёры и музыканты, разыгрывались смешные сценки и представления.

(Слайд 26) Герои Венецианского карнавала — это Арлекин, Пьеро, Коломбина, великаны и карлики, кавалеры, наряженные дамами, и девушки в мужских костюмах.

В наши дни карнавал в Венеции длится около двух недель. На городских площадях устраиваются “исторические” концерты, фейерверки и танцы. В театрах ставятся спектакли на тему карнавала.

Роберт Шуман. “Карнавал”. (Слайд 27)

Знаменитый немецкий композитор Роберт Шуман любил отражать в своих произведениях тему карнавала.

Музыкальный дар у Шумана проявился очень рано. Уже в 12 лет он дирижировал маленьким оркестром товарищей по гимназии. Созданные Шуманом музыкальные произведения, наполнены романтическими образами и глубокими чувствами. (Слайд 28)

“Карнавал” Р. Шумана — это цикл из 20 фортепианных миниатюр. Среди них пьесы “Пьеро”, “Арлекин”, “Панталоне и Коломбина”. Это знаменитые образы Венецианского карнавала и народной итальянской комедии.

(Слайд 29)