Знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
К. Ушинский
Это высказывание К.Ушинского нацеливает на активное одновременное использование сочетания различных видов анализаторов в учебном процессе для детей с речевыми нарушениями. Такую возможность предоставляют нам информационные компьютерные технологии. (слайд 3)
Несформированность фонетических компонентов речи, а также недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции речевых расстройств. Эти трудности могут быть обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. (слайд 4)
В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. (слайд 5,6)
Как отмечают многие авторы (Р.Ф.Абдеев, 1994; В.П. Беспалько,2002; Е.И. Машбиц, 1998; О.И. Кукушкина, 1994 и др) применение компьютерных технологий:
- повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);
- в большинстве случаев повышает речевую и познавательную активность;
- обучает ребенка некоторым элементарным навыкам работы с компьютером;
- дает возможность провести многие занятия в игровой форме, так как ведущая деятельность у детей – игровая;
- индивидуализирует обучение детей с нарушениями речевого развития;
- позволяет проводить занятие одновременно с несколькими детьми (группа, подгруппа, класс)
- благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии и появляется возможность получить лучший результат;
- значительно экономит силы логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детьми;
- позволяет составить наглядно- дидактическое сопровождение к занятиям;
- повышает эстетический уровень дидактического и наглядного материала. (слайд 7)
Все выше перечисленное в конечном итоге оптимизирует коррекционный процесс и значительно повышает эффективность логопедической деятельности. Несмотря на очевидные преимущества использования ИКТ в коррекционной работе, этими технологиями нельзя злоупотреблять. Занятия с использованием компьютера необходимо проводить, соблюдая определенные условия для сбережения здоровья ребенка (нормы СанПиН). (слайд 8)
В продаже имеются различные коммерческие логопедические программы, которые, к сожалению, не все могут позволить себе приобрести. Поэтому возникает необходимость в создании собственного компьютерного продукта. Основной акцент в нашей логопедической практике мы сделали на мультимедиа продукцию. (Создание собственных презентаций с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.) (слайд 9)
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- как отдельные блоки занятия (организационный момент, обозначение темы, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, характеристика звуков, автоматизация и дифференциация звуков, сопровождение объяснения логопеда, минутки отдыха и релаксации, офтальмологические минутки и др.)
- как единая сюжетно-мотивационная оболочка занятия (сквозной сюжет от начала до конца занятия, объединяющий все его блоки)
При индивидуальной работе с включением отдельных компьютеризированных блоков занятия используется монитор компьютера, а при работе с сюжетно-мотивационной оболочкой и при занятиях с подгруппой или группой детей – медиапроектор и экран или интерактивная доска.
Более подробно рассмотрим использование компьютерных технологий при автоматизации и дифференциации звуков. (слайд 10)
Организационный момент может быть проведён в виде постановки проблемного вопроса, загадки, различных игр (например, «4-ый лишний»), а может сочетаться с повторением пройденного материала, например, (слайд 11) оргмомент + игра «запоминайка» с весёлым Язычком на повторение пройденной темы «Дифференциация [п’] – [б’]»
В этой игре Язычок сам разговаривает, он даёт задание запомнить 6 картинок, в названии которых есть дифференцируемые звуки, а затем повторить их, сначала по порядку, а потом выборочно: только со звуком [б’], или только со звуком [п’]. (слайд 12)
Артикуляционную гимнастику можно провести в виде сочетания наглядного материала и музыки, (кнопка: переход по гиперссылке на презентацию 2, возврат на последнем слайде – щелчок по язычку) или (слайд 13) сделать так, чтобы язычок сам рассказывал стихи или сказку о себе и своих друзьях (использование озвученных героев). (Стих о сердитой кошке Тамары Файфель) (слайд 14)
Каждый звук, который мы ставим должен иметь образ – символ, например [ч] – паровозик. Вывод символического героя на экран заметно повысит эффективность занятия, (слайд 15) а если этот герой двигается и поет песенки, как добрый жук – символ звука [ж], то ребенку и самому захочется правильно произносить «трудный» звук. (слайд 16)
При анализе звука необходимо, чтобы ребенок самостоятельно называл все его признаки. Для этого мы выводим на экран алгоритм характеристики звука с пошаговой инструкцией. (слайд 17)
На этапе автоматизации изолированного звука мы используем анимацию для того, чтобы ребенок подольше произносил поставленный звук (испугай своим шипением каждую выползающую змейку). (слайд 18)
Для автоматизации слогов анимированные слоги появляются на экране каждый раз новым способом или используются мотивационные оболочки (сказки и рассказы, объясняющие зачем повторять несколько раз один и тот же слог, например: усыпи Сонечку, повторив слоги «со-со-со»). (слайд 19)
При автоматизации слов в дополнении к основному реалистическому изображению, объясняющему значение отрабатываемого слова, мы помещаем на слайд последовательно появляющиеся анимированные картинки небольшого размера. Детям предлагается инструкция: сколько маленьких картинок выскочит, столько раз ты и повторяешь слово. (слайд 20)
На этапе ввода отрабатываемых слов в предложения мы можем наглядно показать на экране, как строится предложение - или с помощью схем или с помощью ассоциативных символов. Также мы можем проиллюстрировать построение рассказа- пересказа. (слайд 21)
Дети очень любят офтальмологические минутки, где под спокойную музыку происходит движение какого-либо предмета. (гиперссылка на другую презентацию по щелчку на картинку «глаза с очками», возврат с последнего слайда щелчок по розам)
Но больше всего детям нравится, когда мультимедийные технологии используются в качестве оболочки занятия. (слайд 22) В начале занятия ставится проблемная ситуация, которую надо решить, выполняя различные задания на протяжении всего занятия (или нескольких занятий) https://urok.1sept.ru/articles/621117/
На этапе дифференциации звуков в презентации ребенок наглядно видит, чем похожи и чем отличаются звуки, (слайд 23, анимация по щелчку), он может сам распределять картинки по заданным группам, отрабатывая различия звуков на практике (слайд 24, анимация по щелчку)
Еще больше возможностей (свободное перемещение по слайду, перемещение с заданной начальной и конечной точкой, увеличение и уменьшение предметов и др.) даёт применение шаблона с макросом DragAndDrop (особенно в сочетании с интерактивной доской). (слайд 25, кнопка гиперссылки на другую презентацию)
Таким образом, компьютер на логопедических занятиях средство (а не цель) которое помогает наиболее эффективно проводить коррекционную работу с детьми на этапе автоматизации и дифференциации звуков.