Школа – это большая семья с хорошими традициями и богатой историей. Как много интересного происходило и постоянно происходит в ней! Чтобы не терять существующую связь между её настоящим и прошлым, необходимо сообщать не только о новых сведениях или подзабытых фактах из её истории, но и о том, что кажется значительным здесь и сейчас. Программа «Школьная газета «Правовед» создана и предназначена для учащихся 7, 8, 10, 11 классов, возраст 13-17 лет, реализация программы – 1 год, 16 часов в месяц, 4 часа в неделю, из которых 2 часа на индивидуальную работу и соответственно 2 часа – групповые занятия (Приложение 1).
Направленность дополнительной образовательной программы – информационно-правовая.
Актуальность. Программа «Школьная газета «Правовед» особенно актуальна сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности.
Каковы пути и направления формирования информационной культуры личности школьника? Это, прежде всего, овладение системой получения и обработки информации с использованием информационных технологий, значительное повышение своего личного коммуникативного потенциала в результате использования новых информационных технологий.
Цель: гражданско-патриотическое, правовое воспитание, предоставление реальной доступной возможности школьникам издавать свою газету.
Задачи:
- Развивать самостоятельность и способность к самоорганизации учащихся
- Совершенствовать умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры
- Формировать готовность к сотрудничеству
- Развивать способность к созидательной деятельности
- Создавать условия для воспитания толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Этапы образовательного процесса:
1 этап – Подготовительный (создание команды единомышленников)
Для того чтобы издавать и распространять газету, прежде всего нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входят учащиеся 7,8,10,11 классов. Все поручения распределяются надобровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Распределение редакционных обязанностей :
- Педагогические кадры ( руководитель школьной газеты педагог дополнительного образования)
- Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
- Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи)
- Фотокорреспонденты (учащиеся ,увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым аппаратом)
- Корректоры (учащиеся хорошо знающие русский язык)
- Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере, необходимо знание программ MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS Power Point, MS Paint
2 этап – Определение направления газеты (информационно-правовой, так как основная группа учащихся, занимающихся в кружке третий год – кадеты 8 класса).
Определяется содержание, дух газеты, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.
3 этап – Разработка плана работы пресс-центра.
- Распределение обязанностей между учащимися вошедшими в редакционную коллегию
- Разработка положения о школьной газете
- Организация обучения занятий по специальностям:
- информационные технологии, работа с программами MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS Power Point, MS Paint
- работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером
- русский язык и литература, культура речи
- основы журналистики
- предоставление возможности начинающим журналистам пользоваться компьютером, сканером, цифровым аппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки номера.
- презентация первого номера
- способствовать расширению школьной газеты (количество страниц и экземпляров) – постоянно
- регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в месяц.
4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты «Правовед»
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, патриотизма, здорового образа жизни и т.д.). Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистический характер.
Примерный перечень рубрик газеты:
- Историческая (летопись школы, района, республики)
- Правовая (имею право!)
- Исследовательская (Я – исследователь)
- Литературная (Проба пера)
- Экологическая (Я и окружающий мир)
- Спортивная (новости спорта)
- Информационная (события, факты школы, района, республики)
- Поздравляем
- В мире интересного
- Знакомство с интересными людьми (у нас в гостях)
5 этап – верстка газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки.
Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет – дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты – это её витрина.
Верстка остальных номеров газеты : материалы распределяются по темам ,каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующуюся его рубрику. Для каждой страны определяется иерархия : более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; «шапку», дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; «атаку», т.е.первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых- поддержать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку – яркую заключительную часть.
Ожидаемые результаты:
- Повышение социально-правовой активности учащихся
- Развитие познавательной активности
- Повышение интереса к знаниям
- Развитие ценностной ориентации учащихся
- Развитие эстетических вкусов учащихся
- Осуществить регулярный выпуск газеты «Правовед»
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выпуск школьной газеты «Правовед» согласно учебно-тематического плана.
Краткие сведения о детском коллективе:
- Статус, вид группы -профильный (основная группа учащихся, занимающихся в кружке третий год – кадеты 8 класса)
- Состав группы – постоянный
- Особенности набора детей – свободный
- Занятия – групповые и индивидуальные
Содержание программы
- Последовательная разработка модели школьной газеты «Правовед»
- Определение жанра рубрики
- Источники информации
- Способы сбора и анализ информации
- Установка процедуры оценивания результата
- Жанр газеты: интервью. Опрос, репортаж
- Сатирические жанры: фельетон, юмореска
- Зарисовки: пейзаж, очерк
- Создание и размещение тематических блоков
- Внесение корректив
- Экспертные исследования
- Отчеты и самоанализ
- Оценка результатов. Коллективная оценка. Учёт креативности. Самоанализ.
- Логика изложения материала и нормы литературного языка. Обогащение словарного запаса.
- Формирование способности к анализу и оценки самостоятельной работы при создании текста.
- Умение пользоваться различными типами словарей.
- Этика речевого этикета. Культура речи. Информационная осведомленность в различных источниках, в том числе и в непосредственном общении детей и взрослых.
Методическое обеспечение образовательной программы
Формы проведения занятий:
- Практические навыки работы в текстовых редакторах
- Практические навыки поиска правовой информации в сети Интернет с помощью поисковых систем
- Ролевые игры – «Я – журналист», «Я – корреспондент», «Я – редактор»
- Исследование
- Творческие работы
- Экскурсии при сборе материала для газеты
Методы организации учебно-воспитательного процесса.
- Формирование практических навыков работы в текстовых редакторах
- Формирование практических навыков поиска правовой информации в сети Интернет с помощью поисковых систем
- Развитие умений классифицировать, обобщать, систематизировать информацию
- Дать возможность учащимся попробовать себя в роли журналистов, корреспондентов, редакторов (социализация личности)
- Формирование умений выделять главное в статье, кратко и грамотно формировать основную мысль
- Воспитание умений быстро и слаженно работать в команде.
Ожидаемые приращения в компетентности учащегося:
- Исходный уровень подготовленности учащегося – предварительные знания, умения, навыки: теоретические и практические знания о программах в которых можно создавать газеты; первоначальные навыки поиска информации в Интернете и других источниках; первоначальные навыки работы в текстовых редакторах.
- Дефициты в уровне подготовленности учащегося, которые должны быть преодолены в результате работы- особенности поиска информации по правовой тематике; в ходе занятий учащийся должен научиться работать с правовыми информационными системами для получения необходимой информации, проводить анализ и систематизацию материала.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютеры
- Принтер
- Сканер
- Цифровой фотоаппарат
- WEB-камера
- Работа в Интернете
- Работа с программами MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS Power Point, MS Paint
- Работа на школьном сайте
- Что такое – школьная газета?
- Трибуна для высказывания своей точки зрения?
- Эффективный информационный инструмент?
- Пространство для сближения поколений?
Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации. Создание и выпуск школьной газеты «Правовед» – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят.
Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера газеты.
Такая работа, во-первых, лично ориентирована. Во-вторых, самомотивируема. В-третьих, поддерживает педагогические цели. В-четвертых, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле. Наконец, приносит удовлетворение ученикам, видящим результат своего труда.
Список литературы:
- Интернет-ресурсы
- Информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-плюс»
- Сайты правоохранительных органов России, Республики Мордовия