Программа воспитательно-образовательной работы "Воспитать гражданина-патриота". 8–9-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность темы: в последнее время наблюдается следующая тенденция среди молодых людей: молодежь, в основном, отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам, заработанным любым доступным путем. О духовно-нравственных категориях, о гражданственности, о патриотизме зачастую говорит лишь  педагог. А ведь патриотизм не только одна из важнейших черт личности, но и исконно присущая, существенная черта российского менталитета, которая составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своих знаний, пренебрежение к авторитетам и мнению других, неумение подчинять личные интересы общественным, низкую социальную активность и самостоятельность. Они не проявляют особой инициативы в познании лучших традиций российского народа и истории Отечества.

Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных   задач нашей воспитательной работы.

В рамках заявленной темы, ставим перед собой следующие цели и задачи:

Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.

Задачи:

  • Создавать условия для формирования у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
  • Формировать социально активную позицию воспитанников, оказать помощь в социальной адаптации (социализации), способности к саморазвитию.
  • Воспитывать отношение  к труду как жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
  • Продолжать формирование позитивного отношения к ЗОЖ, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.

Программа будет реализоваться в 4 направлениях:

1. Социально-нравственное развитие

2. Спортивно-оздоровительная работа

3. Трудовое воспитание

4. Профессиональное самоопределение

Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно.

Программа рассчитана на 2 года: 8 – 9 классы. В процессе реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию у воспитанников должны быть сформированы следующие качества личности:

1.Активная гражданская позиция.

2. Способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины.

3. Чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения в Вооруженных силах, Отечеству.

4. Духовность, нравственность, способность к саморазвитию.

Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию будет определяться по следующим критериям:

1. Определение характера отношения детей к малой и большой Родине.

2. Сформированность гражданского и патриотического сознания личности воспитанников.

3. Диагностика представления воспитанников о качествах человека – гражданина.

Этапы и формы педагогического контроля:

1. Вводный

а) объединение усилий воспитателей и педагогов дополнительного образования  для совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.

б) беседы, занятия, акции милосердия, экскурсии в музей, военно-спортивные игры.

2. Промежуточный этап

а) встречи с ветеранами ВОВ, с интересными людьми, поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков.

б) показатели участия в мероприятиях Детского дома, школы, города.

3. Итоговый

а) диагностика представления воспитанников о качествах человека – гражданина.

План мероприятий:

Социально-нравственное развитие.

1. Создавать условия для формирования духовно-нравственных качеств воспитанников.

2. Воспитывать у детей  любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, правовую культуру.

З. Развивать умения действовать согласно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Мероприятия:

1. Занятие «Это должен знать каждый» (о законах и правилах).

2. Конкурс знатоков геральдики.

3. Занятие «Россия – наш общий дом».

4. Информационный час «Кузбасс – наша гордость».

5. Занятие «России славу умножая» (о работе губернатора Кемеровской области).

6. Интеллектуальная игра «Конституция – главная книга страны».

7. Устный журнал «Подвиги  кемеровчан  в годы ВОВ».

8. Занятие «Героями не рождаются, героями становятся».

9. Занятие «Эхо прошедшей войны».

10. Познавательный час «Авиация в годы ВОВ».

11. Игра – викторина «Край, в котором я живу».

12. Час общения «Детство опаленное войной».

13. Занятие «Как стать офицером Российской армии».

14. Конкурсная программа к 23 февраля «Мы дети России и с ней наша сила».

15. Познавательный час «Знаменитые и талантливые люди нашего города».

16. Экскурсия в краеведческий музей.

17. Устный журнал «Герои российского спорта».

18. Познавательный час «И помнит мир спасенный» (про Сталинград)..

19. Занятие «Формы общения, их значимость в жизни».

20. Беседа за круглым столом «Значение привычки в формировании характера человека».

21. Занятие «Путь к себе».

22. Занятие «Самородок земли Русской».

23. Нравственный час «Отношение к окружающей среде. Культура поведения».

24. Тест «Ваше чувство ответственности».

25. Занятие «Толерантность и я».

26. Нравственный час «Кодекс дружбы».

27. Просмотр фильмов о ВОВ.

28. Посещение  Выставочного зала.

Спортивно-оздоровительная работа.

1. Сохранять и укреплять здоровье воспитанников, развивать и совершенствовать  работу по формированию позитивного отношения к ЗОЖ.

2. Повышать уровень физической подготовленности детей.

3. Продолжить работу в спортивных секциях.

Мероприятия:

1. Информационный час «Дым, уносящий здоровье».

2. Интеллектуальная игра «Сделай здоровый выбор».

3. Познавательный час «Молодость против спида».

4. Занятие «Роль лекарственных растений в жизни людей. Использование лекарственных растений в группе».

5. Информационный час «Что такое сон? Его влияние на здоровье человека».

6. Урок здоровья «Движение – это жизнь».

7. Пресс – конференция «Репродуктивное здоровье подростков».

8. Игра «Умники и умницы» по теме «Все в твоих руках».

9. Занятие «Дело – табак».

10. Информационный час «Пивной алкоголизм».

11. Видеолекторий «Я и мое здоровье».

12. Занятие «Секрет продления жизни – не укорачивать ее».

13. Занятие «Вирус сквернословия или сквернословие – это болезнь?».

14. Ток-шоу «40 градусов смерти».

15. Интеллектуальная игра «Сделай здоровый выбор».

16. Викторина «Дерево здоровья».

17. Устный журнал «Красивая улыбка. Мы и наши зубы».

18. Занятие «Береги себя».

19. Интеллектуальная игра «Все о спорте».

20. Олимпийский калейдоскоп.

21. Викторина «Пять олимпийских колец».

22. День здоровья «Зимние забавы».

23. Занятие «Жизнь без сигарет».

24. ОБЖ. Поведение людей (при сильном морозе), оказавшихся вдали от жилища.

25. Беседа-практикум «О пользе чая для нашего здоровья. Разновидности чая».

26. ПДД «Это должен знать каждый».

27. Занятие «Твое здоровье и курение».

28. Интеллектуально-спортивный марафон.

Трудовое воспитание.      

1. Формировать у воспитанников готовность к общественно полезному труду, производительному труду.

2. Готовить детей к самостоятельной   жизни.

3. Воспитывать уважение к труду и людям труда, ответственность за результаты труда.

Мероприятия:

1. Диспут «Зачем мне трудиться».

2. Уроки швейного дела для мальчиков (один раз в неделю) .

3. Практикум «Приготовление винегрета».

4. Практикумы «Засолка огурцов, капусты».

5. Практикум «Приготовление оладий  из кабачков с сыром».

6. Интеллектуальная игра «Профессии выдающихся людей»

7. Занятие «Прическа для подруги».

8. Практикум «Знакомство с медом – ценнейшим даром природы».

9. Практикум «Бисквитное тесто. Приготовление шарлотки с яблоками».

10. Практикум «Вяжем носочки (спицами)».

11. Практикум «Пересадка комнатных растений».

12. Практикумы  «Приготовление салата «Мимоза», «Воздушного салата».

13. Практикум «Приготовление бутербродов».

14. Занятие «Международный день повара».

15. Практикум «Роль овощей в питании человека».

16. Практикум «Изготовление новогодней елочки».

17. Посещение кружков: столярное дело, швейное дело, кулинария.

Профессиональное самоопределение.

1. Формировать положительное отношение к осознанному профессиональному выбору.

2. Способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у воспитанников на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей.

3. Пропаганда профессий (информация о потребности в кадрах, по которым ощущается  дефицит в наибольшей степени)

Мероприятия:

1. Беседа «Пути получения профессионального образования».

2. Информационный час «Мир современных профессий».

3. Час общения «Хочу – Могу – Надо».

4. Устный журнал «В мире профессий».

5. Диспут «Профессия, которая мне нравится».

6. Поле чудес по профессии «Шахтер».

7. Профессия «Пожарник» (Экскурсия,  презентация).

8. Занятие «Профессии и специальности строительной отрасли».

9. Экскурсия на разрез « Знакомство с открытой разработкой угля».

10. Час общения «Редкие профессии».

11. Занятие «Спасатель – профессия сегодняшнего дня».

12. Экскурсия-практикум в «Связной».

13. КВН «Все профессии нужны, все профессии важны».

14. Экскурсия в Сбербанк. Знакомство с работой банковских служащих..

15. Посещение презентаций в ДК «Парикмахерское искусство».

16. Мини-сочинения «Кем хочу быть и почему».

17. Тест  «Мои интересы и склонности в выборе профессии».

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. «Развитие личности в процессе жизнедеятельности» М., 1981 г.
  2. Баль Л. В. «Формирование ЗОЖ российских подростков» М., 2003 г.
  3. Бондаревская Е. В. «Трудовое воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы» Ростов-на-Дону, 2006 г.
  4. Давыдова А. В. «Классные часы ,8 класс» М., Вако, 2012 г.
  5. Замостьянов В. С. «Патриотическое воспитание» Нар. Образование,2008 г.
  6. Захаров Н. Н. «Профессиональная ориентация школьников» Просвещение,1998 г.
  7. Иващенко Ф. И. «Труд и развитие личности школьника» Нева, 2007 г.
  8. Кущенко Л. А. «Как воспитать патриотов?» Смена, 2012 г.
  9. Луговиков В. И. «Военно-патриотическое воспитание молодежи» М., 2011 г.
  10. Марьенко Н. С. «Нравственное становление личности» М., 1985 г.
  11. Павлова Т. А. «Профориентация старшеклассников» М., Т, Ц. Сфера, 2005 г.
  12. Пряжников Н. С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М., 2000 г.
  13. Резапкина Г. В. «Я и моя профессия» М., 2000 г.
  14. Синягина Н. Ю. «Как сохранить и укрепить здоровье детей» М., 2003 г.
  15. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие  технологии в школе» М., 2002 г.
  16. Фельдштейн Д. И. «Формирование личности ребенка в подростковом возрасте» М., 2007 г.
  17. Яновская М. Г. «Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности» Классный руководитель, 2003 г.