Актуальность темы: в последнее время наблюдается следующая тенденция среди молодых людей: молодежь, в основном, отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам, заработанным любым доступным путем. О духовно-нравственных категориях, о гражданственности, о патриотизме зачастую говорит лишь педагог. А ведь патриотизм не только одна из важнейших черт личности, но и исконно присущая, существенная черта российского менталитета, которая составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своих знаний, пренебрежение к авторитетам и мнению других, неумение подчинять личные интересы общественным, низкую социальную активность и самостоятельность. Они не проявляют особой инициативы в познании лучших традиций российского народа и истории Отечества.
Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач нашей воспитательной работы.
В рамках заявленной темы, ставим перед собой следующие цели и задачи:
Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.
Задачи:
- Создавать условия для формирования у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
- Формировать социально активную позицию воспитанников, оказать помощь в социальной адаптации (социализации), способности к саморазвитию.
- Воспитывать отношение к труду как жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
- Продолжать формирование позитивного отношения к ЗОЖ, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
Программа будет реализоваться в 4 направлениях:
1. Социально-нравственное развитие
2. Спортивно-оздоровительная работа
3. Трудовое воспитание
4. Профессиональное самоопределение
Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно.
Программа рассчитана на 2 года: 8 – 9 классы. В процессе реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию у воспитанников должны быть сформированы следующие качества личности:
1.Активная гражданская позиция.
2. Способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины.
3. Чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения в Вооруженных силах, Отечеству.
4. Духовность, нравственность, способность к саморазвитию.
Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию будет определяться по следующим критериям:
1. Определение характера отношения детей к малой и большой Родине.
2. Сформированность гражданского и патриотического сознания личности воспитанников.
3. Диагностика представления воспитанников о качествах человека – гражданина.
Этапы и формы педагогического контроля:
1. Вводный
а) объединение усилий воспитателей и педагогов дополнительного образования для совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
б) беседы, занятия, акции милосердия, экскурсии в музей, военно-спортивные игры.
2. Промежуточный этап
а) встречи с ветеранами ВОВ, с интересными людьми, поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков.
б) показатели участия в мероприятиях Детского дома, школы, города.
3. Итоговый
а) диагностика представления воспитанников о качествах человека – гражданина.
План мероприятий:
Социально-нравственное развитие.
1. Создавать условия для формирования духовно-нравственных качеств воспитанников.
2. Воспитывать у детей любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, правовую культуру.
З. Развивать умения действовать согласно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Мероприятия:
1. Занятие «Это должен знать каждый» (о законах и правилах).
2. Конкурс знатоков геральдики.
3. Занятие «Россия – наш общий дом».
4. Информационный час «Кузбасс – наша гордость».
5. Занятие «России славу умножая» (о работе губернатора Кемеровской области).
6. Интеллектуальная игра «Конституция – главная книга страны».
7. Устный журнал «Подвиги кемеровчан в годы ВОВ».
8. Занятие «Героями не рождаются, героями становятся».
9. Занятие «Эхо прошедшей войны».
10. Познавательный час «Авиация в годы ВОВ».
11. Игра – викторина «Край, в котором я живу».
12. Час общения «Детство опаленное войной».
13. Занятие «Как стать офицером Российской армии».
14. Конкурсная программа к 23 февраля «Мы дети России и с ней наша сила».
15. Познавательный час «Знаменитые и талантливые люди нашего города».
16. Экскурсия в краеведческий музей.
17. Устный журнал «Герои российского спорта».
18. Познавательный час «И помнит мир спасенный» (про Сталинград)..
19. Занятие «Формы общения, их значимость в жизни».
20. Беседа за круглым столом «Значение привычки в формировании характера человека».
21. Занятие «Путь к себе».
22. Занятие «Самородок земли Русской».
23. Нравственный час «Отношение к окружающей среде. Культура поведения».
24. Тест «Ваше чувство ответственности».
25. Занятие «Толерантность и я».
26. Нравственный час «Кодекс дружбы».
27. Просмотр фильмов о ВОВ.
28. Посещение Выставочного зала.
Спортивно-оздоровительная работа.
1. Сохранять и укреплять здоровье воспитанников, развивать и совершенствовать работу по формированию позитивного отношения к ЗОЖ.
2. Повышать уровень физической подготовленности детей.
3. Продолжить работу в спортивных секциях.
Мероприятия:
1. Информационный час «Дым, уносящий здоровье».
2. Интеллектуальная игра «Сделай здоровый выбор».
3. Познавательный час «Молодость против спида».
4. Занятие «Роль лекарственных растений в жизни людей. Использование лекарственных растений в группе».
5. Информационный час «Что такое сон? Его влияние на здоровье человека».
6. Урок здоровья «Движение – это жизнь».
7. Пресс – конференция «Репродуктивное здоровье подростков».
8. Игра «Умники и умницы» по теме «Все в твоих руках».
9. Занятие «Дело – табак».
10. Информационный час «Пивной алкоголизм».
11. Видеолекторий «Я и мое здоровье».
12. Занятие «Секрет продления жизни – не укорачивать ее».
13. Занятие «Вирус сквернословия или сквернословие – это болезнь?».
14. Ток-шоу «40 градусов смерти».
15. Интеллектуальная игра «Сделай здоровый выбор».
16. Викторина «Дерево здоровья».
17. Устный журнал «Красивая улыбка. Мы и наши зубы».
18. Занятие «Береги себя».
19. Интеллектуальная игра «Все о спорте».
20. Олимпийский калейдоскоп.
21. Викторина «Пять олимпийских колец».
22. День здоровья «Зимние забавы».
23. Занятие «Жизнь без сигарет».
24. ОБЖ. Поведение людей (при сильном морозе), оказавшихся вдали от жилища.
25. Беседа-практикум «О пользе чая для нашего здоровья. Разновидности чая».
26. ПДД «Это должен знать каждый».
27. Занятие «Твое здоровье и курение».
28. Интеллектуально-спортивный марафон.
Трудовое воспитание.
1. Формировать у воспитанников готовность к общественно полезному труду, производительному труду.
2. Готовить детей к самостоятельной жизни.
3. Воспитывать уважение к труду и людям труда, ответственность за результаты труда.
Мероприятия:
1. Диспут «Зачем мне трудиться».
2. Уроки швейного дела для мальчиков (один раз в неделю) .
3. Практикум «Приготовление винегрета».
4. Практикумы «Засолка огурцов, капусты».
5. Практикум «Приготовление оладий из кабачков с сыром».
6. Интеллектуальная игра «Профессии выдающихся людей»
7. Занятие «Прическа для подруги».
8. Практикум «Знакомство с медом – ценнейшим даром природы».
9. Практикум «Бисквитное тесто. Приготовление шарлотки с яблоками».
10. Практикум «Вяжем носочки (спицами)».
11. Практикум «Пересадка комнатных растений».
12. Практикумы «Приготовление салата «Мимоза», «Воздушного салата».
13. Практикум «Приготовление бутербродов».
14. Занятие «Международный день повара».
15. Практикум «Роль овощей в питании человека».
16. Практикум «Изготовление новогодней елочки».
17. Посещение кружков: столярное дело, швейное дело, кулинария.
Профессиональное самоопределение.
1. Формировать положительное отношение к осознанному профессиональному выбору.
2. Способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у воспитанников на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей.
3. Пропаганда профессий (информация о потребности в кадрах, по которым ощущается дефицит в наибольшей степени)
Мероприятия:
1. Беседа «Пути получения профессионального образования».
2. Информационный час «Мир современных профессий».
3. Час общения «Хочу – Могу – Надо».
4. Устный журнал «В мире профессий».
5. Диспут «Профессия, которая мне нравится».
6. Поле чудес по профессии «Шахтер».
7. Профессия «Пожарник» (Экскурсия, презентация).
8. Занятие «Профессии и специальности строительной отрасли».
9. Экскурсия на разрез « Знакомство с открытой разработкой угля».
10. Час общения «Редкие профессии».
11. Занятие «Спасатель – профессия сегодняшнего дня».
12. Экскурсия-практикум в «Связной».
13. КВН «Все профессии нужны, все профессии важны».
14. Экскурсия в Сбербанк. Знакомство с работой банковских служащих..
15. Посещение презентаций в ДК «Парикмахерское искусство».
16. Мини-сочинения «Кем хочу быть и почему».
17. Тест «Мои интересы и склонности в выборе профессии».
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. «Развитие личности в процессе жизнедеятельности» М., 1981 г.
- Баль Л. В. «Формирование ЗОЖ российских подростков» М., 2003 г.
- Бондаревская Е. В. «Трудовое воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы» Ростов-на-Дону, 2006 г.
- Давыдова А. В. «Классные часы ,8 класс» М., Вако, 2012 г.
- Замостьянов В. С. «Патриотическое воспитание» Нар. Образование,2008 г.
- Захаров Н. Н. «Профессиональная ориентация школьников» Просвещение,1998 г.
- Иващенко Ф. И. «Труд и развитие личности школьника» Нева, 2007 г.
- Кущенко Л. А. «Как воспитать патриотов?» Смена, 2012 г.
- Луговиков В. И. «Военно-патриотическое воспитание молодежи» М., 2011 г.
- Марьенко Н. С. «Нравственное становление личности» М., 1985 г.
- Павлова Т. А. «Профориентация старшеклассников» М., Т, Ц. Сфера, 2005 г.
- Пряжников Н. С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М., 2000 г.
- Резапкина Г. В. «Я и моя профессия» М., 2000 г.
- Синягина Н. Ю. «Как сохранить и укрепить здоровье детей» М., 2003 г.
- Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие технологии в школе» М., 2002 г.
- Фельдштейн Д. И. «Формирование личности ребенка в подростковом возрасте» М., 2007 г.
- Яновская М. Г. «Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности» Классный руководитель, 2003 г.