Цель классного часа: формирование умений оценивать человека по его душевным качествам, а не по внешнему виду, навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характера, развитие общей культуры учащихся.
Оборудование:
- карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций;
- компьютерное оформление
Ход классного часа
Учитель. Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы поговорим с вами о красоте человека. Пусть эпиграфом будут слова А.П. Чехова “В человеке все должно быть прекрасно…”. (Слайд 2)
Давайте побольше узнаем друг о друге: для этого встанем в круг, представимся и продолжим предложение: “Я люблю…”.
А я люблю читать книги о морских путешествиях. Скажите, кто главный на морском корабле?
Ну, конечно, капитан. Пусть будут капитанами у нас сегодня…
Капитаны, набирайте себе команды! А кто еще нужен?
Помощник капитана
Боцман
Повар-кок
Врач
Матросы
Итак, мы разбились на 2 команды. Слушайте приказ: Командам занять свои места! Приготовиться к выполнению заданий.
Слово учителя. Перед нами фигурка человека.
Давайте сделаем человечка красивым! Пусть каждый из вас припишет ему какое – нибудь качество красивого человека. (Фигурка прикрепляется к доске, ученики пишут на листочках, зачитывают)
Вы верно подметили, ребята, что у человека должны быть красивая одежда, прическа, походка, голос, стиль общения, красивые манеры. Как известно, (слайд 3) “встречают по одежке”, и при знакомстве с новым человеком мы обращаем свое внимание именно на его внешний образ. Вспомните Золушку, которая без красивой одежды и богатой кареты не попала бы на бал и не познакомилась с прекрасным принцем. Да и при устройстве на работу работодатель обращает внимание на внешние данные.
(Слайды 3–9)
Образ, а именно так переводится английское слово “имидж” состоит из многих элементов.
1. Одежда. Что здесь самое главное? Пожалуй, цвет и стиль. Каждый человек тяготеет к тому или иному стилю одежды: классическому, романтическому, деловому и так далее, и этот выбор уже многое говорит о человеке. Важную роль играет цвет одежды. Так, например, обилие розовых оттенков выдает натуру мечтательную, красных – страстную и энергичную, любовь к синему цвету говорит о постоянстве и самоотверженности, к зеленому – о мирном нраве, желтый цвет особенно любят оптимисты.
2. Прическа и макияж. Этот пункт напоминает предыдущий. Вы часто меняете прически? - Вероятно, в душе вы экспериментатор, постоянно жаждущий новых впечатлений. А какова длина волос? А цвет? А укладка? Для наблюдательного человека прическа – настоящий кладезь информации. Так же как и макияж или его отсутствие.
3. Мимика. До сих пор речь шла о тех составляющих имиджа, которые легко “подделать”. Но есть и другие, их трудно переделать, а ведь именно они способны выдать любого с головой.
Мимика – выражение лица (улыбка, смех, взгляд).
Пантомима – выразительное движение всего тела (осанка, походка, поза).
Лучший рисунок лица – доброжелательное его выражение. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих. Считается неприличным кривляться, высовывать язык. Следует быть сдержанным в своих манерах, уметь контролировать себя. Излишняя мимика (морщим лоб, криво улыбаемся, капризно выпячиваем губы, искажаем лицо гримасой) портит лицо и его общее выражение
Жесты. Многие из них появляются непроизвольно. Вот в поле нашего зрения попался неприятный человек и мы не задумываясь, скрещиваем руки и ноги, желая отгородиться от того, кто вызывает опасения. А вот тот, кого мы давно и с радостью ждем. Ах, не хотите это ему показывать? Тогда срочно убирайте приветливые жесты, которые и без ваших словесных усилий дадут понять истинное положение вещей.
Нежелательные жесты:
- тереть кулаком глаза
- трогать лицо руками
- бесцельно вертеть в руках какой либо предмет. (Карандаш, очки, браслет)
- барабанить пальцем по столу
- почесываться, дергать за ухо,
- вертеть пуговицу собеседника
- снимать пушинки с его плеча
- чихать в пространство
4. Походка. Она позволяет составить мнение даже о том, с кем вы не перекинулись не единым словом и вообще находитесь друг от друга не близко. Походка – серьезное оружие, вспомните знаменитую сцену из фильма “Служебный роман”, так что ее отработке стоит посвятить немало вашего свободного времени.)
Мы говорили о внешней красоте человека и понимаем, как важно уметь создавать свой образ. Тема эта необъятна. Только о манерах можно говорить бесконечно, мало говорить, надо еще и учиться практически. А еще мы увидели, что внешний образ поменять все-таки можно. (Слайд 10)
А теперь ответьте на вопрос: “Что нужно помнить, чтобы выглядеть красиво и прилично?”. (Ответы детей). (Слайд 11)
(Слайд 12). Во всем должны быть уместность, мера и вкус
Примеры:
Шпильки и поход несовместимы.
В школу одеваться как на пляж неуместно.
Итак, мы говорили о внешнем виде человека, который поменять не так уж и трудно, но должны помнить, что встречают по одежке, а провожают по “уму”. (Слайд 13)
Внешнюю красоту можно увидеть глазами, но есть еще красота невидимая. Иная красавица и умна, и горда, и все, как говорят, при ней. А если она холодна, надменна, эгоистична, расчетлива - грош ей цена.
Что подразумевается под внутренней красотой?
Какого человека мы можем назвать внутренне красивым, хорошим?
(В общем-то, вы интуитивно уже указали качества внутренней красоты) - называю
(Слайд 14). Продолжите предложение “Внутренне красивый человек - это … это добрый, заботливый, дружелюбный, порядочный, честный (все качества, которые вы назвали) с таким человеком приятно, с ним хочется дружить, даже если его лицо некрасиво.
В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” Наташа Ростова - тринадцатилетняя девочка “черноглазая с большим ртом”, “некрасивая, но живая”, “тоненькая”, “грациозная”.
В пятнадцать лет в ней еще много детского: встречая своего брата, “держась за полу его венгерки”, “она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит”.
В ночь свидания с умирающим князем Андреем “худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны”.
В двадцать лет Пьер сразу не узнал ее, это уже не девочка, а “дама в черном платье”, она “действительно постарела”, но сохранился ее “внимательный, ласково-любопытный взгляд”, который помог Пьеру увидеть в ней прежнее “милое, доброе, славное существо”.
(Слайд 15). С чего начинается красота человека и его души?
Внутренняя красота человека начинается с красивых мыслей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются слова и поступки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже станут красивыми. А если мысли и желания безобразны, то и слова, и поступки перестают быть красивыми. Л.Н. Толстой так и говорил: “… Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки”.
- Есть, ребята, сказка “Про воробья, который делал в жизни все, что мог”. Послушайте ее.
Молодой воробей услышал, как поет соловей, как все им восхищаются, потом увидел красавца-павлина, который всех приводил в восторг. Грустный прилетает воробей домой и жалуется матери: нет у него ни голоса хорошего, ни красоты, ни для кого он не привлекателен. Мать ему отвечает, что внешние чары – не в нашей власти, но всякий может, если хочет, делать окружающим добро и тогда все его будут любить. И вот сидит в комнате швея, грустно задумалась о своей жизни и плачет. Молодой воробей сел на подоконник, стал весело чирикать. Швея взглянула, улыбнулась сквозь слезы, утерла глаза, стала слушать и забыла о своем горе. Так молодой воробей и начал жить, и везде, где только мог, делал всем добро: выкармливал выпавших из гнезда птенцов, носил еду больным птицам, пел песни обездоленным.
Когда он умер, все его хоронят. Все птицы идут за гробом. И сам соловей говорит над его могилой речь: умерший не выделялся красотой, не было у него красивого голоса, но он был лучше и достойнее нас, у него было то, что дороже всяких талантов: он был добр, он был полезен, делал в жизни все, что мог.
- Итак, в чем проявлялась внутренняя красота воробья? (В поступках и делах)
- А как мы поступим? Слайды 17, 18
Продолжите предложения. (Работа в группах)
- Когда я пришел домой, мама жарила блины. Я …
- В воскресенье я проснулся пораньше и решил…
- Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошел во двор и
- У кассы в магазине плакала девочка, потерявшая маму. Я ….
- Воскресенье. По телевизору должна идти ваша любимая передача. Но мама просит в это время погулять с маленьким братом. Что вы сделаете, как ответите?
- Ребята готовили спектакль к новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы посоветуете учителю поступить при распределении ролей?
Анализ. Какие вы молодцы, вы старались помочь маме, чужой девочке, которая потерялась, вы отнеслись по-доброму к ребятишкам, с которыми рассорилась ваша сестренка, то есть в каждой ситуации вы вели себя красиво.
(Слайд 19). Итак, мы видим, что прав был итальянский писатель Бальдасар Кастильоне, который сказал: “Доброе и красивое – одно и то же”.
(Слайд 20). Всегда ли внешняя красота совпадает с внутренней?
Внешняя красота и внутренняя могут не совпадать.
- Иногда можно заметить, что красивый улыбающийся человек оказывается совсем неприятным и даже плохим. А некрасивый, строгий и серьезный человек может иметь красивую душу и доброе сердце. Внутри под внешней красотой может быть спрятано как красивое, так и некрасивое...
Сихотворение “Любочка” А. Барто
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота! -
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
(Слайд 21). Что важнее: красота внешняя или внутренняя?
Красота внутренняя важнее красоты внешней.
Внутренняя красота делает человека добрым, любящим, заботливым, дружелюбным, такой человек приятен, с ним хочется дружить, даже если его лицо некрасиво.
Сравните, что лучше: чтобы родители или друзья стали самыми красивыми внешне, а внутри сделались злыми и безобразными, или чтобы они были добрыми, ласковыми и красивыми внутри (душой)?..
Красиво ли поступает человек, если улыбается и дарит конфету, а в это время у него плохие мысли и он желает зла?..
- А сейчас сюрприз: на подносе две шоколадки. Пусть капитаны возьмут по шоколадке.
(Ребята берут шоколадки, проверяют содержимое: одна в красивой обертке, но внутри пластилин, другая - в некрасивой обертке, но настоящая)
- Расскажите о своих чувствах.
Кто из героев сегодняшних рассказов похож на вашу шоколадку? Какие выводы мы можем сегодня сделать?
Непривлекательные черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту, и наоборот…
- К чему же мы должны стремиться? (К совершенству, как у А.П. Чехова) (Слайд 22)
- В заключение желаю вам стать истинно красивыми людьми.
Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат: “СПАСИБО!”.
Использованная литература:
1. Андрианов М.А. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ (в сказках и рассказах): Пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, “Современное слово”, 2003 г. – 280 стр.
2. Уварова Л.И. Осознание Красоты преобразит жизнь: Пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры . СПб. НП “Невский проект”, 2009. – 40 стр.