Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: 1-4 классы, противоречия, трудоёмкость, условия, субъективный характер


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Современной нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует решать возникающие новые, нестандартные проблемы, к которым должен быть готов, как учитель, так и ребёнок. Формирование готовности младшего школьника к самосовершенствованию и самовоспитанию возможно при максимальном развитии учебной самостоятельности, что требует проблематизации обучения, связи получаемых знаний с жизнью. Наиболее полно такому педагогическому запросу отвечает использование проектной технологии. Это подтверждает актуальность выбранной темы.

В современной педагогической практике сложились некоторые противоречия, разрешение которых возможно при организации проектной деятельности младших школьников:

  • между сложившейся классно-урочной системой, жестко регламентирующей деятельность, как педагога, так и ребенка, и необходимостью развития учебной самостоятельности младшего школьника через организацию проектной деятельности, требующей продолжительного времени и относительной свободы в действиях;
  • между практикой оценивания результата обучения (ЗУНов) и необходимостью оценивания хода обучения (метапредметные знания, общеучебные умения и навыки).

Идея изменений состоит в качественно иной организации образовательного процесса, которая обеспечивает:

  • высокую степень учебной самостоятельности младших школьников за счет не жестко поставленных учебных задач, предусматривающих вариативность их решения;
  • стимулирует познавательную активность, развитие творческого мышления обучающихся через проблематизацию обучения, поисковую деятельность;
  • умение самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески;
  • возможность использования знаний в нестандартных ситуациях, применение их в реальной жизни.

Проектная деятельность позволяет “объединить усилия” различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи, обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника как способа познания разных сторон действительности. В основу опыта положены идеи развивающего обучения и проектирования, разработанные Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Н.Ф.Виноградовой, Журовой Л. Е. , М.Б. Романовской, А.И. Савенковым.

Новизна опыта состоит в адаптации проектной, исследовательской, проблемно-диалогической технологии в начальном образовании. Эффективность педагогического опыта подтверждается повышением учебной мотивации, снижением тревожности у младших школьников, способностью обучающихся к переносу полученных знаний в принципиально новые условия.

Трудоёмкость представленного опыта заключается в расширении учебных занятий с выходом за пределы урочного времени, привлечении родителей как субъектов образовательного процесса.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Он расширяет и преобразует личный опыт обучающихся, управляет процессом учения, формирует потребность в знаниях и умениях, умело выстраивает субъект-субъектные отношения с обучающимися. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами становятся совместные обсуждения, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Это требует пересмотра педагогических позиций от учителя и, в свою очередь, стимулирует к постоянному профессиональному самосовершенствованию.

Развитие творческого мышления и самостоятельности младших школьников через проектную деятельность способствует повышению уровня обученности по всем предметам. Осознание учащимися своих мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебные задачи, определять цель работы на уроке и во внеурочное время.

В результате обучения через проектную деятельность:

  • открываются возможности преобразования жизненного опыта;
  • стимулируются творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении;
  • выводится процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир;
  • реализуется принцип сотрудничества учащихся и взрослых через групповые и коллективные формы взаимодействия;
  • учитель ведёт учащихся по ступенькам личностного роста от проекта к проекту;
  • в течение этого времени учащиеся познают мир, делают открытия, удивляются, разочаровываются, совершают ошибки, исправляют их, приобретают опыт общения; каждый из них идёт своим путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе делают одно дело: учатся и учат друг друга.

Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

Самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка нужно рассматривать как один из эффективных путей развития его творческих способностей.

Умения проведения самостоятельных исследований, постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия.

Исследовательская практика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, который имеет потенциал трансформировать обучение в самообучение.

При создании данной программы я опиралась на основные этапы исследовательской деятельности ребёнка, предложенные А.И. Савенковым в работе “Как научить младшего школьника приобретать знания”:

  1. Актуализация проблемы.
  2. Определение сферы исследования.
  3. Выбор темы исследования.
  4. Выработка гипотезы.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации.
  8. Анализ и обобщение полученных результатов.
  9. Подготовка отчёта.
  10. Доклад (защита перед сверстниками).

Вся исследовательская и проектная деятельность обучающихся строится на основе этих этапов. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов будет доминировать, какой-то сворачиваться.

Всё разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

  • фантастические ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
  • эмпирические (экспериментальные)предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Вот несколько общих рекомендаций по поводу выбора темы исследований:

  • тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;
  • тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • тема должна быть оригинальна;
  • тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Паспорт проектной работы используется дважды.

Вначале – как методическая разработка проекта, затем уточнённый паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Защита проекта.

1. Общие рекомендации:

  • хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 7 мин) изложение материала с использованием интересных примеров;
  • логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
  • следует употреблять только понятные термины;
  • хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
  • выступление выигрывает, если будет максимально использоваться наглядный материал;
  • постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2. Техника подготовки:

  • проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности;
  • выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку; заранее продумайте детали своего места;
  • приготовьте чёткий и красочный материал;
  • проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

3. Рекомендации выступающему:

  • начните своё выступление с приветствия;
  • огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
  • не забывайте об уважении к слушателю в течение всего выступления (говорите внятно);
  • поблагодарите слушателя за внимание, а руководителя за помощь;
  • старайтесь ответить на все вопросы.

4. Критерии оценки.

  • Качество выполнения работы по теме.
  • Самостоятельность работы над проектом.
  • Артистизм и выразительность выступления.
  • Умение отвечать на вопросы.
  • Убедительность презентации.

Изучив научные основы проектно-исследовательской деятельности, целью которой является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся, можно рассмотреть специфику этой деятельности на разных уроках, так как в начальной школе темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близко к ним.

Для развития творческого мышления и самостоятельности младших школьников через проектную деятельность можно использовать возможности УМК “Школа России”.

Технология в школе – это образовательная область, цель которой – сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания.

Ведущим методом обучения младших школьников технологии является метод творческих проектов. Этот метод обучения младших школьников подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является не только изделие или услуга, но главное – интенсивное развитие интеллектуальных, физических качеств школьников, их духовного мира.

Особенность содержания проектной деятельности в качестве формирования новообразований личности состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер (поздравительная открытка, новогодние игрушки и т. д.), объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребёнка действия, ставят цели недалеко стоящие во времени, важные для ребёнка (подготовка к ближайшему празднику, подарок для мамы).

Темы проектов “Праздничный стол”, “Деревенский двор”, “Аквариум” и т. д.

Изучение окружающего мира оказывает благоприятное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств.

Проектная деятельность при изучении курса “Окружающий мир” в начальной школе имеет отличительные особенности.

1. Она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса.

2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.

3. Проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдалённых объектов, например, леса, луга, водоёма и т.п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых. Проекты “Родной город”, “Родословная”, “Профессии”, “Красная книга”, “Города России”, “Страны мира” воспитывают чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Курс литературного чтения направлен на решение комплекса концептуальных задач: развитие личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры; становление основ читательской деятельности, а также компонентов учебной деятельности; обеспечение дифференцированного обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Содержание курса позволяет решать весь комплекс задач – это и нравственно-эстетическое развитие, и развитие восприятия литературного произведения как предмета искусства, и обогащение речи школьника средствами литературы, освоение языковой культуры, обогащение эмоциональной сферы ученика эстетическими переживаниями.

Решать эти задачи учителю помогает проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Проекты “Почему нам интересно ходить в библиотеку”, “Любимый детский журнал”, “Самые интересные рубрики”, “Мой любимый писатель-сказочник” расширяют читательский кругозор и формируют думающего читателя.

Системно, последовательно, углублённо можно использовать проектно-исследовательскую деятельность на уроках математики. В начальных классах необходима непрерывная чёткая линия работы, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти. На умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности. Основным приёмом работы в процессе развития творческого мышления является приём использования проблемных учебных заданий, организация исследовательской деятельности. Такую возможность дают проекты “Форма, цвет, размер”, “Узоры и орнаменты на посуде”, “Оригами”.

Организация проектной деятельности на уроках русского языка поддерживает интерес к изучаемому материалу, к самостоятельной учебно-практической деятельности и способствует включению младших школьников в активный познавательный процесс. Рубрика “Наши проекты” предлагает второклассникам следующие темы: “И в шутку и всерьёз”, “Пишем письмо”, “Рифмы”, “В словари – за частями речи”. Выполненные детьми проекты способствуют формированию не только предметных знаний, умений и навыков, но построению коммуникативного пространства в классе, повышению уровня учебной самостоятельности, развитию творческих способностей обучающихся.

Как и где учить детей проектной технологии? В соответствии с ФГОС второго поколения на занятиях внеурочной деятельностью, которые так и называются “Школа проектов”. Девиз этой школы “Исследуем, доказываем, проектируем, создаём”. Каждое занятие поможет ребёнку шагать по ступенькам собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, расширит кругозор и обогатит словарный запас ребёнка новыми понятиями из мира проекта.

В мире много тайн, открытие которых ждёт своего часа. Хочется надеяться, что именно наши дети станут маленькими учёными на этой загадочной планете, шагающими вместе с нами по неизученным дорогам проектной деятельности.