"Великая сила искусства". Элективный курс для профильной подготовки учащихся 10-х классов

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

“Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача - поучать любовно; и оно является постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открывать истину” (Джон Рескин)

Подчинить искусство пользе: формированию подростка как эстетически грамотного, нравственного, умеющего анализировать разные точки зрения, разные подходы понимания мира. Культурный социум во все времена был чрезвычайно сложен и противоречив. И всегда человек искал ответ на важные вопросы, определял критерии прекрасного, нравственного, духовного.

В школьном курсе истории не всегда отражаются вопросы истории искусства, не всегда хватает времени на изучение вопросов культуры.

Сейчас, когда идет процесс возрождения национального самосознания, изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций, как никогда актуальны и необходимы. Для этой важной миссии и разработан данный курс. Он предназначен для профильной подготовки учащихся 10-х классов, а так же может быть использован для преподавания в непрофильных 10 - 11 классах. Курс рассчитан на 34 часа.

Цель курса: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.

Задачи курса: раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры; выявить в многогранном историческом наследии русской художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их; познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставивших наиболее заметный след в истории русской художественной культуры; проанализировать шедевры русского искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы) с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов; воспитывать через изучение русской культуры у учащихся чувства гордости, патриотизма за своё Отечество, свою культуру.

Программа разработана с учетом государственного стандарта. Концепция курса основана на методологических положениях, согласно которым приоритет отдается изучению русской художественной культуре. В основе построения программы лежит исторический принцип рассмотрения русской художественной культуры. Каждая тема рассматривается через такие виды искусства как литература, архитектура, живопись, скульптура.

Новизна курса в концентрации материала, освещающего доминантные идеи разных периодов истории России, имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого воспитания обучающихся общеобразовательных школ.

Исходя из этого в программе:

а) раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства различных видов и жанров;

б) в разделе, где становление русской художественной культуры рассматривается исторически с древнейших времен до начала ХV века, охватывает 6 столетий;

в) в разделах, знакомящих с более поздними эпохами (ХV- ХVII века) опора делается на реальные факты историко-художественного развития, следует традиции, сложившейся в искусствоведении;

г) произведения русских мастеров не “вкраплены” в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.

Сделана попытка избежать дублирования курса истории, поэтому в курсе нет упоминаний о многих памятниках древнерусской культуры. По этим же соображениям сокращен материал о памятниках литературы, музыки, театра. Принципиальным для данного курса является отсутствие какого-либо “крена” литературного, музыкального, театрального, изобразительного, поскольку эти предметы хорошо изучены учащимися ранее.

Принцип историзма, положенный в основу программы, трактуется как способ “погружения в культуру” определенной исторической эпохи развития России.

Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • работать с документальной, научно-популярной и справочной литературой; владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных; уметь увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения; уметь оформлять письменные сообщения; объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности деятелей культуры; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, связанным с развитием культуры в нашей стране; основные этапы в художественном развитии человечества; культурные доминанты различных эпох в развитии русской культуры;
  • эстетические идеалы различных эпох русской культуры; что такое искусство, на какие виды, роды и жанры оно делится; роль и место классического наследия России в художественной культуре современности; основные особенности художественного развития культуры России; выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох русской культуры; основные художественные музеи России и мира; отличать произведения искусства различных видов и жанров; самостоятельно давать оценку произведениям искусства; показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой культуре.

Основные методы работы: индуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; проблемно-поисковый; проблемный; исследовательский.

Методика работы с учащимися предполагает следующие формы работы: анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, дискуссия (дебаты), подготовка и обсуждение сообщений учащихся, “мозговой штурм”, лекции с последующим опросом; семинары; заседания круглых столов; урок-исследование.

Основные формы отчетности:

  • тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, творческие задания, историческо-культорологические диктанты, текущее тестирование), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты). Форма итоговой аттестации по курсу – зачёт.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Тема Всего часов В том числе Формы контроля
лекция семинар практика диспут
1 Введение. “По законам красоты”. 1 1       Презентация.
2 Русь языческая. 2 1   1   Практическая деятельность.
3 Культура Древнерусского государства IX – начало XII в. 5 1   3 1 Работа с историческими документами. Тесты.
4 Русская культура в XIII – XIV веке. 4   1 3   Подготовка сообщения.

Тесты, эссе. Мозговой штурм.

5 Культура эпохи русского Предвозрождения XV – XVII в. 5 1   3 1 Проект. Тесты, эссе.

Презентация.

6 Русское Возрождение XVIII века. 5 1 1 3   Практическая деятельность.

Презентация. Сочинение.

7 Золотой век русской культуры.

Первая половина XIX века.

5 1   3 1 Проект. Тесты, эссе.

Подготовка сообщения.

8 Золотой век русской культуры.

Вторая половина XIX века

5 1 1 3   Подготовка сообщения. Тесты, эссе. Мозговой штурм.
9 Итоговое обобщение. 2   2     Зачёт. Тесты, защита проекта.

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Введение “По законам красоты” (1 ч.)

Древние традиции народного творчества. Введение в основы искусствознания. Искусство слова, звука, изображения. Пространственные пластические искусства. Виды и жанры ИЗО. Архитектура. “Каменная летопись мира”. Язык, особенности, виды, стили. Скульптура. “Молчаливая и скрытая муза”. Виды, жанры, язык. Графика “Эти ритмы линий”.

Тема 2. Русь языческая (2 ч.)

Мифы и сказки. Былины. Цикл: “Илья Муромец”, “Алёша Попович”, “Добрыня Никитич”, “Василий Буслаев”, “Гусляр Садко”, “Микула Селянович”, Цикл: “О князе Владимире”, “Князе Всеславе Полоцком”, “О князе Владимире Мономахе и борьбе с половцами”. Летописи: “Повесть временных лет”. Нестор – летописец. Фольклор. Жизнь и быт.

Язычество на Руси. Божества и сверхъестественные существа. Духи: воздушных стихий, лесные, водяные, домашние, полевые, мира животных.

Тема 3. Культура Древнерусского государства (IX- начало XII в.) (5 ч.)

Литература. Остромирово Евангелие, “Поучение” Владимира Мономаха, “Слово о полку Игореве”. “Речение Иллариона”, “Сказание о распространении христианства на Руси”.

Искусство. Киевская живописная школа. Мозаичник и живописец Алимпий. Икона Владимирской богоматери. Владимиро – Суздальская живописная школа. “Спас нерукотворный”.

Архитектура. Скульптура. Киевская архитектурная школа. “Успенский собор” (Десятинная церковь), “Золотые ворота”, “Софийский собор”. Владимиро – Суздальская архитектурная школа. Дмитриевский собор, Успенский собор, “Золотые и Серебряные ворота” во Владимире, церковь Спаса, церковь Покрова на Нерли. Новгородская архитектурная школа. Софийский собор, храм Благовещения, Георгиевский собор, “Спаса на Нередице” церковь в Новгороде, церковь Параскевы Пятницы (Пятницкая). Гродненская архитектурная школа. Борисоглебская церковь на Коложе. Нижняя церковь на территории древнего Кремля.

Музыка. Театр. Обрядовый фольклор. Трудовые песни. Княжеские славы. Весенние, свадебные игрища. Хороводы.

Декоративно-прикладное искусство. Скань, эмаль, серебро с чернью, филигрань, цветная эмаль, чеканка, гравировка, кузнечное дело, резьба по дереву.

Тема 4. Русская культура XIII – XIV века (4 ч.)

Литература. Летописи. “Слово о погибели Русской земли”, “Повесть о битве на реке Калке”, “Повесть о разорении Рязани Батыем”, “Повесть о Шевкале”, “Повесть о битве на реке Пьяне”, “Повесть о битве на реке Воже”, “Повесть о нашествии Тохтамыша”, “Повесть о нашествии Едигея”. “Летописная повесть о Куликовской битве”, “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”. Жития святых. Житие Александра Невского, Сергия Радонежского. Похвальные слова. “Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича”, Евангелие Симона Гордого, Евангелие Сийское, Евангелие Фёдора Кошки. Легенда о Китяже – Граде.

Живопись. Новгородская живописная школа. Фрески Георгиевской церкви на Старой Ладоге. Росписи церкви Николы на Липне. Икона “Николай Чудотворец”, Никола из Духова монастыря, “Знамение”, “Иоанн Лествичник”, Георгий и Власий. Васильевские “Золотые” врата Софийского собора. Феофан Грек. “Богоматерь Донская”. Андрей Рублёв. Икона “Троица”, “Спас”. Росписи Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. Псковская живописная школа. Тверская живописная школа. Икона “Борис и Глеб”.

Архитектура. Каменное зодчество. Спасо – Преображенский храм в Твери. Новгородская архитектура. Церкви Спаса на Ковалеве поле, Николы на Липне, Успения на Волотовом поле, Михаила на Сковородке. Псков. Ивановский собор. Церковь Василия на горке, Богоявления на Запсковье. Псковский Кремль. Троицкий собор. Владимиро – Суздальская школа. Георгиевский собор. Медные врата в Суздале. Московская архитектура. Собор Успения на Городке, собор Рождества Богородицы, Троицкий собор Троице – Сергиевской лавры, Спасский собор Спаса – Андроникова монастыря. Успенский собор Московского Кремля.

Скульптура. Медные врата Рождественского собора в Суздале. Распятия. Крест Никольского погоста близ Ростова Великого. Фигуры Никиты Можайского и Параскевы Пятницы.

Тема 5. Культура эпохи русского Предвозрождения XV – XVII века (5 ч.)

Литература. Летописи. Радзилловская летопись (Смоленск). Свод летописей в 10 томах. Никоновская летопись. Воскресенская летопись. Строгановская летопись. Есиповская летопись. “Житие Петра и Февронии”. Княжеские жития. Макарий. Великие Минеи Четии. Демократическая сатира. “Повесть о бражнике”, “Повесть о Шемякине суде” и “повесть о Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове”, “Повесть о Фоме и Ерёме”. Мемуарная литература. Автобиографическая повесть. “Житие протопопа Аввакума”. Симеон Полоцкий. Пьесы “Комедия притчи о блудном сыне”, “О Навуходоносоре”. Сильвестр Медведев. Карион Истомин. Иван Тимофеев “Временник”. Русский хронограф.

Живопись. “Золотой век” средневековой русской живописи. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Симон Фёдорович Ушаков. Икона “Спас Нерукотворный”. Троице – Сергиева лавра. “Владимирская Богоматерь”. Рожков Сергей Васильевич. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Икона “Илья – пророк в житии”, “Богоматерь с младенцем на престоле”. Художественные направления: “годуновская школа” и “строгановская школа”. Парсуны.

Архитектура. Московская архитектурная школа. Благовещенский собор, церковь Ризположения в Московском кремле. Шатровый стиль. Церковь Воскресения Господня в “Коломенском”. Архангельский собор Московского Кремля. “Храм Покрова, что на рву” (храм Василия Блаженного). Колокольня “Ивана Великий” на Соборной площади архитектора Бон Фрязина. Деревянный дворец Алексея Михайловича в “Коломенском”. Теремной дворец в Кремле. Кижи. Новоиерусалимский монастырь. Ростовский Кремль. Успенская церковь, церковь Рождества “Иоанна Предтечи” в Угличе. Засечная линия. Смоленская крепость.

Скульптура. Василий Дмитриевич Ермолин. Конные статуи святого Георгия и Дмитрия Солунского. Орнаментальное искусство. Круглая скульптура.

Наука. Формирование школьного образования. В XIV – XVI в. образовательные центры – монастыри. В XVII в. общественные школы. Греко-латинская школа. Домашние учителя – иноземцы. Геометрические приёмы измерений. И. Фёдоров. Первая печатная книга “Апостол”, “Часовник”, “Учительное Евангелие”, “Псалтырь с Часословом”. Географические представления. Продвижение за Урал и Сибирь. Ермак Тимофеевич. Географическая карта. Открытия С. Дежнёва, И. Москвитина, Ерофея Хабарова, Василия Пояркова. Первый атлас С. Ремизова. Одиссея Афанасия Никитина. “Хождение за три моря”. Обсерватория г. Холмогоры.

Музыка. Песни социального протеста. Историческая песня “Думы Степана Разина”, “Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский”. Церковное пение. Фёдор Крестьянин и Иван Нос. Певческие школы. “Азбука Александра Мезенца”. Партесное пение. Н.П. Дилецкий “Мусикийская грамматика”, Нотное пение.

Театр. Литургические драмы: пасхальный цикл и рождественский цикл. Русский придворный театр. Искусство скоморохов. Симеон Полоцкий. Национальная драма.

Декоративно-прикладное искусство. Амвросий. Золотая икона – складень. Орнаментальная резьба. Мономахов трон, раки Зосимы и Савватия Соловецких, амвон новгородского Софийского собора. Декоративное. Андрей Чохов. “Царь-пушка. Иконостасная резьба. Архитектурная керамика. Литьё из меди. Травный орнамент. Эмали.

Тема 6. Русское Возрождение XVIII века (5 ч.)

Литература. Поэзия. Стиль барокко. Светские произведения. Феофан Прокопович. Песни любовного содержания. П.Буслаев. Просветительское барокко. В.К.Тредиаковский, М.В. Ломоносов. Классицизм. А.П. Сумароков, М.М. Херасков, А.А.Ржевский, Элегия, эклог, сатира, послание. Эпос, песня, басня. Сентиментализм, предромантизм. Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев. Индивидуальный авторский образ в поэзии. Кружок Н.А.Львова. Г.Р.Державин, А.Н.Радищев. Проза. Традиционные формы, повести и романы. Ораторская проза. Публицистика. И.А. Крылов. Сентиментализм. Н.И.Карамзин “Бедная Лиза”. Драматургия. Трагикомедия. Феофан Прокопович. Трагедия. А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин “Бригадир”, “Недоросль”.

Образование. Светская школа. Начальные, Гарнизонные, Профессиональные, Цифирные, Частные, Горно-заводские. Академия наук. Университет. Гимназия. Дворянско – сословное образование. Корпус кадетов. Морской шляхетский корпус. Смольный институт. Горное училище. Землемерная школа. Практическая школа земледелия. Медико-хирургические.

Наука. Организация поисков и добычи полезных ископаемых. Первый госпиталь и госпитальная школа. Первые научные библиотеки. Математик Л. Эйлер. Основы гидродинамики и кинетической теории газов. Электрические и магнитные явления. М. В. Ломоносов: становление физики, химии, астрономии, геологии и др. наук. Развитие химии. География. Геодезические и картографические съёмки берегов Балтийского моря. Открытие Курильских островов. Первая и вторая Камчатская экспедиция. Северная морская экспедиция. Экспедиция П.С. Палласа. Зоология и ботаника. Гуманитарные науки. “Древняя Российская история” М.В. Ломоносова, “История Российская” Татищева. “Российская грамматика”.

Архитектура. “Нарышкинский стиль” или “московское барокко”. Церковь “Покрова в Филях”. “Петровское барокко”. Лефортовский дворец. Бастионная система крепостей. Строительство Санкт – Петербурга, Ростова – на –Дону, Оренбурга, Изюма. Иностранные специалисты. Петропавловская крепость. Петропавловский собор итальянского архитектора Доминико Терезини. Деревянное зодчество. Церковь в Кижах. Бартоломео Франческо Растрелли. Царскосельский, Большой Петергофский дворец. Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге, Петровский дворец, здание Сената в Кремле, здание Московского университета на Моховой. К.И. Росси.

Скульптура. Монументально – декоративная пластика. Дубовицкая церковь, Меньшикова башня в Москве. Барельефы на стенах Летнего дворца в Петербурге. И.П. Заруднев. Иконостас Петропавловского собора. Растрелли. Большой каскад в Петергофе. Конная статуя Петра. Русский фарфор Скульптурные произведения для Адмиралтейства. Декорирование Казанского собора.

Живопись. “Обмирщение культуры”. Гравюры. Портретная миниатюра. Крепостные портретисты

Музыка, театр. Зарождение светской песни. Русская опера. Маскарады. Классический репертуар. Возникновение государственного театра. Танцевальная школа.

Тема 7. Золотой век русской культуры. Первая половина XIX века (5 ч.)

Литература. Архаисты и новаторы. Н.М. Карамзин. Противостояние. В.А. Жуковский Возникновение литературных обществ. Поэзия. Романтизм. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков. Басни И.А. Крылова. А.С. Пушкин. П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, А.В. Кольцов. М.Ю. Лермонтов Н.А. Некрасов. Ф.И.Тютчев. Высокая комедия. Грибоедов Н.В. Гоголь. Проза. Сентиментализм. Светская повесть. Исторический роман. Гротескная повесть.

Образование. Реформы образования в начале XIX века. Иерархическая школьная система,. Среднее профессиональное образование. Светское образование для женщин.

Наука. Физика. Астрономия. Основание Пулковской обсерватории. Звёздные каталоги. Математика. Неевклидова геометрия. Химия. География. Отечественная картография. Медицина. Хирургия. Отечественная история. Н.м.Карамзин “История государства Российского”. С.М. Соловьёв “История России с древнейших времён”.

Архитектура. Стиль ампир. Адмиралтейство. К. Росси Александрийский театр. Александровская колонна. “Храм Христа Спасителя в Москве.

Скульптура. Статуя “Акмеон”. Памятник Кутузову и Барклаю де Толли. фигуры Атлантов Памятник И.А. Крылову, Николаю I.

Живопись. А.Г. Веницианов Портреты. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. К.П. Брюллов. А.А. Иванов.

Музыка. Патриотический подъём. С.А. Дегтярёв. Народно – эпические сюжеты. Дивертисмент, водевиль, балет. Романтизм. Народная песня.

Театр. Малый театр (драматический). Большой театр (оперы и балета).

Тема 8. Золотой век русской культуры. Вторая половина XIX века (5 ч.)

Литература. Проза. Роман. И.С. Тургенев. И.А Гончаров. Н.С. Лесков. Н.Г. Чернышевский Л.Н. Толстой. М.Е. Салтыков – Щедрин. А.Н. Островский.

Поэзия. Психологическая лирика. Н.П. Огарев, А.А.Фет. Н.Н. Некрасов. А.К. Толстой.

Образование. Реформа 60 – х. годов 19 века. Рост числа учебных заведений. Школы. Общедоступность и всесословность. Высшее образование. Высшее женское образование. Народные чтения.

Наука. Физика. Изучение электричества, магнетизма. Астрофизика, астрофотометрия, астроспектрометрия.. Математика. П.Л. Чебышев, С.В. Ковалевская. Химия. Д.И. Менделеев (периодический закон), А.М. Бутлеров. П.П. Семёнов – Тян-Шанский. Отечественная история. Историография, История церкви. В.О. Ключевский Гуманитарные науки: В.И.Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”, “Пословицы русского языка”.

Архитектура. Скульптура. Эклектика. Банки, магазины, фабрики, вокзалы. М.М. Антокольский. Проект памятника “Тысячелетие России” в Новгороде. Памятник Петру I, мореплавателям.

Живопись. И.К. Айвазовский. И.И. Шишкин. Передвижники. И.Н. Крамской, Г. Мясоедов, Василий Перов, Н. Ге. В.Г. Перов А.К. Саврасов. А.И. Куинжи. И.Е. Репин. В.И. Суриков. В.М. Васнецов И.И. Левитан

Музыка. Открытие русской консерватории. Бесплатная музыкальная школа, Общество камерной музыки, Московское филармоническое общество. “Могучая кучка” М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи. П.И. Чайковский. “Беляевский кружок” в 80-е годы XIX века Н.А. Римского-Корсакова. Певцы и музыканты. Ф.И. Стравинский, И.А. Мельников, П.А. Хохлов, Д.М. Леонова, Е.А. Лавровская, Б.Б. Корсов.

Театр. Пятьдесят пьес А.Н. Островского.

Тема 9. Итоговое обобщение. Зачёт (2 ч.)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая российская энциклопедия. Россия / Отв. Ред. С.Л. Кравец – М.: Научное издательство “Большая российская энциклопедия”, 2004.
  2. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич – М.: Просвещение, 1996.
  3. Грибунина, Н.Г. Учебник по мировой художественной культуре. / Н.Г. Грибунина. Лекция 13 “Киевская Русь” – М.: Просвещение, 1997.
  4. История отечественной культуры. Библиотечка гимназиста – М.: Просвещение, 1994.
  5. История русского и советского искусства – М.: Высшая школа, 1989.
  6. Кукина, Е.М. Мир русского искусства. / Е.М. Кукина – М.: Дрофа, 2008.
  7. Мирецкая, Н. Культура эпохи Просвещения / Н. Мирецкая,– М.: Просвещение, 1996.
  8. Мировая художественная культура. 11 класс. Билеты к экзаменам – Волгоград: изд. “Учитель”, 2002.
  9. Рыбаков, Б. Язычество древних славян / Б. Рыбаков – М.: Наука, 1994.
  10. Серия “100 великих чудес свет”, “100 великих скульпторов” – М., 1999.
  11. Соловьёв, В.М. Золотая книга русской культуры / В.М. Соловьёв – М.: Белый город. 2007.