Кейс-метод в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Одной из принципиальных особенностей образования "нового поколения" является переход от передачи учителем готовых знаний учащимся к добыванию знаний учеником самостоятельно, безусловно, не исключая помощи взрослого. В рамках нового ФГОС среди ряда задач перед учителем встала, можно сказать, главная задача: воспитание "ребенка 21 века", т.е. ребенка "думающего", креативного, способного мыслить аналитически, готового к адекватным умозаключениям и выводам, ребенка коммуникабельного, мобильного, легко и грамотно выражающего свои мысли, умеющего вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.Одним словом, школьному учителюнеобходимо перейти от передачи "объективного знания" по предмету к мотивации учащихся на проявление инициативы и самостоятельности в разрешении возникших вопросов. Задачами учителя являются развитие у учеников познавательного интереса, создание "развивающей среды",развитие у учащихся умения использовать информационные ресурсы для решения поставленных вопросов. Решение данных задач способствует достижению конечной цели - формирование у учащихся компетенций.

Как же перейти к работе "по-новому" учителям, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями?

В своем материале мы хотим представить возможности использования кейс- технологии в работе со школьниками с особыми образовательными потребностями, позволяющие нам решать как традиционные коррекционно- развивающие задачи, так и задачи, поставленные перед учителем в новом образовательном стандарте. По сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников метод кейс- стади не столь известен. Еще менее опробован он в работев коррекционных образовательных учреждениях.

Однако его преимущества (коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков) столь привлекательны, что использование его в работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках школы, имеет очень много плюсов.

Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации и ее последовательное решение, в ходе которого актуализируются и расширяются знания, умения и навыки учащихся. Данный метод способствует развитиюанализа ситуаций,  выбора оптимального пути решения,планирования собственных действий, оценивания альтернативного решения заданий, развития коммуникативных умений, развития навыка работы с информационными источниками. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого школьника в самостоятельную работу по решению проблемы, что в дальнейшем позволит им заниматься самообразованием и саморазвитием в любом направлении.Кейс- технология работает на развитие учебно-информационной (освоение методов анализа и критического мышления, умение работать с текстом, создание авторского продукта, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, освоение методов сбора данных) и коммуникативной (социальной) (развитие умений самостоятельной работы и работы в группе, получение коммуникативных навыков, развитие презентационных умений, формирование интерактивные умений) компетенций.

Изучивматериал по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что наиболее адекватным и продуктивным в работе с детьми с особыми образовательными потребностями будет использование практического вида кейса.Это связано с тем, что задачей практического кейса является разрешение какой- либо жизненной ситуации, а, как нам известно, первичной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является подготовка ее воспитанников к успешной социализации. При этом учебное значение такого кейса может сводиться к закреплению ранее усвоенных знаний, умений, навыков, либо к принятию решения в данной проблемной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными, что также отвечает нашим требованиям в условиях работы с детьми с ОВЗ. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, что, как было сказано ранее, разрешает первичную задачу по социальной адаптации лиц с ОВЗ в обществе.

Итак, предлагаю план разработки кейса по теме "Развитие лексико- грамматической стороны речи учащихся 9 классов с УО легкой степени. "Дом. Квартира".

Рассмотрим примерную структуру кейса:

Фабула (ситуация) - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

Комментарий ситуации, представленный автором

Вопросы или задания для работы с кейсом

Приложения

Фабула по нашему кейсу:

"У моей сестры есть друзья. Это очень хорошая, добрая семья Ивановых. У Ивановых трое детей: две девочки и мальчик. Кате Ивановой 2 года, Лене- 13 лет, Диме- 6 лет. Недавно Владимир и Ирина купили таунхаус. Квартира просторная, светлая, добротная, но совершенно не благоустроенная. Семья стала думать над обустройством квариры и зашла в тупик, потому что никогда не сталкивались с подобной задачей. А вы когда- нибудь участвовали в ремонте дома или квартиры, подборке мебели? Скоро Ивановым придется переехать в своюквартиру, но она еще не готова. Мы обратились в "Школу ремонта", но им нужен дизайнерский проект. Вы хотите попробовать побыть дизайнерами интерьера? Мы могли бы помочь хорошим людям."

Словарная работа:

Таунхаус - малоэтажный жилой дом на несколько многоуровневых квартир, как правило с изолированными входами

Добротный - сделанный хорошо, прочно, из очень хорошего материала.

Благоустроенный - содержащийся в порядке, оснащенный новейшим оборудованием и имеющий все условия и удобства, необходимые для жизни или работы.

Дизайнер - это специалист, занимающийся художественно-технической деятельностью, в рамках которой он создает единство внешнего вида и предназначения продукта, соблюдая его эстетическую привлекательность и функциональность.

Интерьер - внутреннее пространство помещения.

В рамках контекста ситуаций мы сообщаем:

- план квартиры;

- цветовые предпочтения, интересы и род деятельности жильцов:

*Ирина и Владимир предпочитают теплые пастельные тона, а также деревянные и стеклянные поверхности, Лена очень любит цвет фукси и кожаные поверхности, Диме нравится салатовый цвет, а маленькой Кате нравится все яркое, пестрое и мягкое.

* Ирина домохозяйка, она увлекается вязанием и шитьем. Еще она очень любит готовить вкусные изысканные блюда и устраивать званые ужины. Владимир программист. Даже дома он много работает. В свободное от работы время Владимир читает, смотрит телевизор и занимается спортом. Лена учится в 7 классе. Ее увлечение- музыка и танцы. Еще она очень любит красиво одеваться, поэтому у нее очень много одежды и обуви. Дима ходит в детский сад и в спортивную секцию. Он увлекается гимнастикой. Дима очень подвижный, энергичный ребенок. Маленькая Катя пока не ходит в сад. Целый день она проводит с мамой, играя, гуляя, смотря мультфильмы. У Кати очень много игрушек, и она охотно с ними играет.

Комментарий ситуации, представленный автором

Как вы думаете, важно учитывать предпочтения жильцов? Почему? А может мы лучше знаем, что нужно для хорошего интерьера?

Вопросы или задания для работы с кейсом

1. Составление плана действий для создания дизайнерского проекта квартиры Ивановых (можно дать готовый план с перепутанной последовательностью, либо несколько пунктов лана).

2. Анализ потребностей, предпочтений и интересов жильцов (возможно, для упорядочения информации составление таблицы, схемы, написание микросочинений).

3. Распределение комнаты квартиры по функциональному назначению (возможно написание эссе, дискуссия между группами, презентация и защита плана проекта по группам).

4. Знакомство со строительными материалами и их качественными особенностями (обои и их виды, краска и ее виды, напольная, настенная и потолочная плитка, линолеум, паркет и т.д.)

5. Подбор строительных материалов, принятие цветовых решений.

6. Подготовка и решение проблемных вопросов предложенных одноклассниками по представленному плану проекта. Возможно внесение коррективов в свою работу.

7. "Подборка" мебели (посмотреть и обсудить интерьеры в журналах или интернете, ознакомиться с ассортиментом мебели, ее функциональным назначением, дать критическую оценку обстановке в собственном жилье).

8. Обсуждение обстановки квартиры внутри группы.

9. Оформление жилья текстилем и аксессуарами (работа над словарем, расширение знаний в данной области, создание дизайнерского аксессуара своими руками).

10. Подготовка и презентация дизайнерского проекта каждой группой учащихся.

Приложения

В приложениях может быть все, что учитель сочтет необходимым: картинки или фото интерьеров, предметов мебели, цветовые таблицы, таблицы строительных материалов, образцы текстиля, план квартиры. Важно в условиях работы в кейс- методе, чтобы все предложенные материалы были собраны у групп. А также таблицы, схемы, сочинения, расчеты, проекты и другие "рабочие" материалы были собраны либо у каждого учащегося, либо у группы.

Чем же отличается кейс от ситуации? Главное отличие заключается в том, что решение кейса многовариативно, что отражает жизненную правду (ведь каждая ситуация в жизни имеет массу возможных разрешений).

Еще одно не мало важное замечание: В ходе работы над кейсом возможно проведение контрольных тестов с целью определения усвоения материала (определение холодных и теплых тонов, название мебели, усвоение нового лексического материала, грамматических норм языка и др.), а также необходимо проведение анкетирования или тестирования с целью определения отношения учащихся к данному виду работы и уровню их заинтересованности.