Интерактивная игра по сказкам братьев Гримм

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Игра проходит в рамках недели немецкого языка. В качестве подготовки к игре учащимся предлагается повторить или перечитать ещё раз сказки братьев Гримм.

В игре принимают участие до 40 учащихся 5–9 классов, для чего формируются смешанные разновозрастные команды по 6-7 человек. В качестве разбивки на группы можно использовать вариант “Рассчитайся на 1-ый – 7-ой!”. Далее все первые номера составляют первую команду, вторые номера – вторую команду и т.д. Каждая команда может иметь отличительный знак: браслеты, нашейные платки, повязки одного цвета.

Продолжительность игры: 60–100 минут.

Дополнительное оборудование: игровое поле (Приложение 1), кубик, фишки по числу команд, компьютерная презентация, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, кисти, краски, фломастеры, детский грим, различные сладости для оформления пряничного домика, несколько предметов одежды и украшения для костюма Золушки, карточки с номерами и названиями сказок на обратной стороне номеров, листы с заданиями.

Условия проведения:

Команды знакомятся с условиями игры, жеребьёвкой определяется первенство команд, затем каждая команда выставляет фишку своего цвета на поле “Старт”, выбрасывает кубик и по выпавшему на кубике числу продвигается по игровому полю вперёд. Когда фишка останавливается на каком-либо номере, команда отправляется на поиски карточки с данным номером. В это время в игру вступает другая команда, затем третья, четвёртая. Номера развешены по школе на дверях разных аудиторий. С обратной стороны номера написано название одной из сказок братьев Гримм на немецком языке. Внутри аудитории имеется задание к данной сказке, подручный материал и возможное текстовое сопровождение в виде текста сказки, чтобы команда в случае затруднения могла проконсультироваться с оригиналом и в дальнейшем справиться с заданием, справочники, словари. Команда готовится к выполнению данного задания, затем возвращается в аудиторию с игровым полем, называет немецкое название сказки, соответствующее номеру игры. Затем команда показывает результат выполнения задания членам жюри и получает право вновь кидать кубик. Приветствуются оригинальность и красочность исполнения. Выигрывает команда, первой пришедшая к финишу.

Итак, мы начинаем игру. В ходе этой игры вы вспомните многие сказки братьев Гримм, сами окунётесь в атмосферу этих сказок, ненадолго представив себя сказочными персонажами, а может быть, узнаете то, чего раньше вы не знали из удивительного мира немецких сказочников. Желаем вам счастливого пути!

1. Schneeweißchen und Rosenrot (Белоснежка и краснозорька).

Все сказки имеют свои отличительные особенности. Большинство русских сказок начинается словами: “В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …” и заканчиваются так “Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец”. Приведите, пожалуйста, примеры: какими словами обычно начинаются и заканчиваются немецкие сказки.

2. Das tapfere Schneiderlein (Храбрый портняжка).

Многие из вас читали сказки братьев Гримм. А значит, вы хорошо помните их содержание. Помогите, пожалуйста, определить, из каких сказок взяты эти строки:

1. Здравствуй, королевна,
Дверь открой!
Неужель забыла,
Что вчера сулила,

Помнишь, у колодца?
Здравствуй, королевна,
Дверь открой!

2. Что урчит и стучит,
В моем брюхе бурчит?
Думал я – шесть козлят,
А то камни гремят.

3. Человечек Тимпе-Те,
Рыба-камбала в воде,
Ильзебилль, моя жена,
Против воли шлет меня.

4. Добрались они до избушки, где птичка уселась на крыше. Подошли они ближе, видят – сделана избушка из хлеба, крыша на ней из пряников, а окошки все из прозрачного леденца.

5. Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей в нашей стране?

6. Пусть клубится дымок,
Пусть печётся пирог –
Славный выкуп мне завтра дадут!
На земле никому, никому невдомёк,
Как меня под землёю зовут.
А зовут меня Гном,
А зовут меня Гном,
А зовут меня Гном …!

7. – Курочка-красотка,
Пёстрая коровка
И ты, Петенька, мой свет,
Что вы скажете в ответ?
– Дукс, – отвечали животные.
С ним пила ты, с ним и ела,
Ты на нас и не глядела,
Не хотела нам помочь.
Будешь помнить эту ночь!

3. Die weiße Schlange (Белая змея).

Вы, наверняка, помните, что вкус змеиного мяса дал возможность главному герою этой сказки понимать птичий язык, что помогло ему отправиться путешествовать по белу-свету и испытать удивительные приключения. По дороге он встретил немало животных, которые затем сослужили ему добрую службу. Назовите по-немецки 6 животных – героев сказки “Белая змея”.

4. Rotkäppchen (Красная шапочка).

Сюжет этой сказки знаком вам с раннего детства. Вспомните и разыграйте сценку из этой сказки, задействовав при этом всех членов команды.

5. Frau Holle (Госпожа Метелица).

Выберите один из вариантов ответов на вопросы по этой сказке.

1. Was passierte auf der Erde, wenn Frau Holle ihr Federbett schüttelte?

  1. Es begann zu regnen.
  2. Es begann zu schneien.
  3. Es begann zu donnern.

2. Wen traf das Mädchen am Anfang seines Weges zum Haus von Frau Holle?

  1. Einen Apfelbaum.
  2. Einen Raben.
  3. Einen Ofen.

3. Wie belohnte Frau Holle die beiden Schwestern?

  1. Sie begoss das gute Mädchen mit dem Gold und das faule mit dem Teer.
  2. Sie schenkte den beiden zwei Truhen mit Gold.
  3. Sie schenkte einer Schwester einen goldenen Ring und der zweiten den silbernen.

6. Hänsel und Gretel (Гензель и Гретель).

Вы, конечно, помните, как обрадовались дети, увидев в лесу сладкий домик, который спас их от голода, но затем привел к серьёзным испытаниям злой ведьмы. Как, по-вашему, должен выглядеть пряничный домик? Напишите список сладостей, из которых он может быть построен, и соорудите свой сладкий домик из имеющихся в наличии продуктов.

7. Der süße Brei (Сладкая каша).

Маленький горшочек сладкой каши не только спас от голода маму с дочкой, но и накормил целый город. Напишите свой рецепт сладкой каши, которой можно было бы накормить наш город Ступино.

8. Von einem, der auszog das Fürchten zu lernen (Сказка о том, кто ходил страху учиться).

В этой сказке главный герой показал себя храбрецом, не испугавшись многих вещей, от которых у большинства людей волосы встали бы дыбом. Назовите по-немецки пять представителей “нечистой силы” и изготовьте из подручного материала маску одного из страшилищ.

9. Der goldene Schlüssel (Золотой ключик).

Слышали ли вы сказку “Золотой ключик”, написанную братьями Гримм? Начинается она так:

“Однажды зимней порою, когда выпал глубокий снег, пришлось одному бедному мальчику отправиться в лес, чтоб привезти на санках хворосту. Вот собрал он его и наложил на санки, а так как он сильно прозяб, то решил домой не торопиться, а развести сначала костер и немного погреться. Он начал отгребать снег, и когда расчистил землю от снега, нашел маленький золотой ключик. Он подумал, что раз есть ключ, то должен быть к нему и замок, стал он рыть землю и нашел железный ларец…”

Придумайте, пожалуйста, продолжение этой сказки.

10. Tischchen deck dich, Goldesel und Knüppel aus dem Sack (Столик-накройся, золотой осел и дубинка из мешка).

Вы помните, как три сына одного портного отправились по свету, чтобы научиться какому-либо ремеслу? По окончании учёбы они принесли с собой необычные вещи. Скажите, какими волшебными свойствами обладали эти предметы. А затем придумайте свои три предмета и покажите в действии их волшебные свойства.

11. Die Bremer Stadtmusikanten (Бременские музыканты).

Несмотря на то, что главными героями сказки являются животные, они умеют играть на разных музыкальных инструментах. Назовите эти инструменты. Затем сочините свой гимн Бременских музыкантов и исполните его.

12. Der Wolf und die sieben jungen Geißlein (Волк и семеро козлят).

Вспомните, пожалуйста, точно, как согласно тексту сказки братьев Гримм хитрому волку удалось обмануть козлят. Напишите свои 5 правил, как нужно вести себя, оставшись дома одним, чтобы избежать неприятностей.

13. Aschenputtel (Золушка).

В этой сказке Золушка три дня подряд танцевала с принцем на балу в разных нарядах. И трижды ей удавалось исчезнуть из дворца незамеченной. Представьте себе, что вы помогаете Золушке отправиться на бал. Подберите для неё наряд и обыграйте его, сделав комментарий к костюму Золушки на немецком языке во время её появления во дворце.

14. Der Froschkönig oder der eiserne Heinrich (Король-лягушонок, или Железный Генрих).

Каждая сказка представляет собой небольшой жизненный урок, иначе говоря, учит нас, как следует вести себя в той или иной ситуации. Такой же смысл имеют большинство пословиц. Подумайте, пожалуйста, какая пословица могла бы стать девизом этой сказки. Напишите также, какие сказки, по-вашему, соответствуют данным пословицам и поговоркам:

  1. Мал, да удал.
  2. У страха глаза велики.
  3. Смелость города берёт.
  4. По работе и награда.
  5. Один за всех и все за одного.
  6. Терпение и труд всё перетрут.
  7. Всяк сверчок знай свой шесток.
  8. Всё хорошо в меру.

15. Von dem Fischer und seiner Frau (Сказка о рыбаке и его жене).

Во многих сказках часто повторяются одни и те же числа. Например, 3, 6, 7, 12.

В сказке А.С.Пушкина старик трижды ходил к морю по повелению своей жены. А сколько раз это делал старик в сказке братьев Гримм?

Вспомните, пожалуйста, и назовите сказки, в которых упоминаются вышеназванные числа.

16. Rumpelstilzchen (Румпельштильцхен).

По сюжету этой сказки дочь мельника должна была вспомнить, как звали маленького человечка, чтобы он не смог отобрать у неё её первенца.

Давайте и мы вспомним немецкие имена. Но не все подряд, а только так называемые парные имена, которыми называют и мальчиков и девочек. Например, Peter и Petra. Составьте свой список из 5–7 немецких имен.

17. König Drosselbart (Король-Дроздовик).

Здесь перемешались три сказки. Попробуйте восстановить последовательность всех трёх сказок. Скажите так же, как они называются.

Однажды жили на свете муж и жена; им давно уже хотелось иметь ребенка, но его все не было; и вот, наконец, явилась у жены надежда, что милостивый господь исполнит ее желание.

Колдунья сказала:

–Ты должен будешь отдать мне ребенка, который родится у твоей жены. Ему будет у меня хорошо, я буду о нем заботиться, как мать родная.

И он со страху согласился на все. Когда жене пришло время рожать и родила она дочку, явилась тотчас колдунья и забрала ее с собой.

Это было в середине зимы. Падали снежинки, точно пух с неба, и сидела королева у окна. Она шила, загляделась на снег и уколола иглою палец, – и упало три капли крови на снег. И красное на белом снегу выглядело так красиво, что подумала она про себя: “Вот, если б родился у меня ребенок, белый, как этот снег, и румяный, как кровь, и черноволосый, как дерево на оконной раме!”

И родила королева вскоре дочку, и была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево.

Много лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили:

– Ах, если б родился у нас ребенок! Вот случилось однажды, что королева сидела в купальне, и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей:

– Твое желанье исполнится: не пройдет и года, как родишь ты на свет дочь.

И что лягушка сказала, то и случилось, – родила королева девочку, и была она такая прекрасная, что король устроил на радостях большой пир. Созвал он на этот пир своих родных, друзей и знакомых.

Но когда исполнилось ей пятнадцать лет, девушке попало в руки веретено. Она уколола веретеном палец. И в тот миг, когда она почувствовала укол, она упала на постель, что стояла в светелке, и погрузилась в глубокий сон. Случилось королевскому сыну проезжать на коне через лес, где стояла башня. Вдруг он услышал пение, а было оно такое приятное, что он захотел взобраться наверх. Когда королева узнала у своего зеркальца, что королевна красивее её, она испугалась и велела слуге отвести девочку в лес и оставить на растерзание диким животным. Но слуга пожалел молодую королевну и оставил в лесу. Там девушка попала к семи гномам.
Но злая королева нашла её и отравила ядовитым яблоком.

И долго-долго лежала в своем гробу Снегурочка, и казалось, что она спит. Но однажды случилось, что заехал королевич в тот лес и попал в дом карликов, чтобы там переночевать. Он увидел на горе гроб, а в нем прекрасную Снегурочку. От его поцелуя королевна ожила. Снегурочка согласилась стать женой принца. И отпраздновали они пышную свадьбу.

После многих и долгих лет явился опять в ту страну один королевич, и услыхал он от одного старика о колючей заросли и о замке, где вот уже сто лет как спит сказочная красавица-королевна, по прозванью Шиповничек; и спят с ней заодно король и королева и все придворные. Подошел королевич к колючей заросли, они сами раздвинулись перед ним. Он нагнулся к принцессе и поцеловал ее. Шиповничек проснулась, и сыграли они пышную свадьбу. И взобрался королевич наверх, но не нашел там своей любимой Рапунцель, а увидел колдунью. Королевич был вне себя от горя и в отчаянье выпрыгнул из башни. Так блуждал он несколько лет в горе и печали и зашел наконец в густую чащу. Вдруг услыхал королевич знакомый голос, и пошел навстречу ему. А когда подошел он ближе, то Рапунцель его узнала, бросилась к нему на шею.

18. Daumerlings Wanderschaft (Путешествие Мальчика-с-пальчик).

Вы помните, какой путь проделал мальчик-с-пальчик во время своего путешествия. Представьте себя на месте главного героя этой сказки и попытайтесь повторить его путь, используя для этого подручные средства и комментируя передвижения героя.

19. Rapunzel (Рапунцель).

В начале сказки одна женщина захотела поесть салат из рапунцеля – растения из соседнего сада. И муж этой женщины отправился за ним в сад, который принадлежал злой колдунье. А вы знаете, что из себя представляет рапунцель? Нарисуйте, как на ваш взгляд, выглядит это растение.

20. Die Rübe (Репа).

В своей сказке братья Гримм упоминают мешок мудрости, который должен сделать главного героя умнее. Сказки – это кладезь народной мудрости. Назовите, пожалуйста, три мысли, чему по-вашему учат нас сказки.

21. Die zertanzten Schuhe (Стоптанные туфельки).

Как вы помните, двенадцать принцесс каждую ночь исчезали из своей спальни, а наутро их туфельки были стоптаны от танцев. Солдат, который пришёл во дворец по просьбе короля, чтобы тот разгадал тайну его дочерей, под мантией невидимки последовал за принцессами. Вместе с ними он танцевал и пировал три ночи подряд, оставаясь при этом незамеченным. Представьте, что вы как тот солдат, подсматриваете за танцем двенадцати принцесс. Изобразите их танец.

22. Die sechs Schwäne (Шесть лебедей).

Братья Гримм написали более 200 сказок. Их чтение очень увлекательно, но прочитать их за один раз, наверное, невозможно. Давайте сделаем перерыв. Чтобы не потерять в книге место чтения, изготовьте из имеющихся материалов закладку к книге братьев Гримм по сюжету сказки “Шесть лебедей”.

23. Dornröschen (Шиповничек).

Вспомните, как тяжело было пробраться принцам в замок Спящей красавицы. Практически невозможно. Но одному принцу всё же удалось преодолеть преграду из веток и шипов розовых кустов. Изобразите, пожалуйста, картину, которая предстала перед взором принца, когда он попал в замок Спящей красавицы. Ведь, как известно, она заснула не одна. Вместе с ней заснули все обитатели замка, застыв прямо во время своей работы.

24. Die goldene Gans (Золотой гусь).

Представьте себе, какое удивительное зрелище представляли собой герои этой сказки, когда они шествовали по стране, приклеившись к Золотому гусю. А теперь ваша очередь. Пройдите по школе и попытайтесь с помощью “волшебной силы” гуся (игрушка перед вами на столе) привести за собой, держась друг за друга, как можно больше людей, чтобы король согласился отдать свою дочь замуж за Ганса.

25. Das blaue Licht (Синяя свеча).

Главный герой этой сказки являлся обладателем удивительной синей свечи, при зажигании которой появлялся чёрный человек. Он мог исполнить любое желание солдата. Представьте, что вы случайно также стали обладателями синей свечи. Чтобы вы пожелали, будь у вас её сила. Количество желаний должно соответствовать количеству членов команды.

В конце игры подводятся итоги. Выявляется команда-победитель, команда, первой пришедшая к финишу. Проходит обсуждение, что понравилось, что показалось трудным. Возможно награждение команд, например, самой дружной команды, самой весёлой команды, самой оригинальной команды. Команды благодарим за участие. На этом наша игра закончена.