Методическое дополнение к теме "Музыка и живопись"

Разделы: Музыка


"Можем ли мы увидеть музыку"

ПОРТРЕТ

Первый вариант урока

Цель урока - постижение интонационно-образного строя симфонии №40 В.А. Моцарта на новом уровне.

Задачи:

  • выявить особенности интонационного развития главных тем первой части симфонии № 40 В.А. Моцарта;
  • расширить представление о творчестве В.А. Моцарта;
  • вспомнить знакомые произведения В.А. Моцарта.

1. В. Моцарт. Симфония № 40 – I часть.

2. Б.Ш. Окуджава “Песенка о Моцарте”.

- Сегодня мы обращаемся ещё к одному из жанров живописи - портрету. Представьте себе, что вы рассматриваете чей-то портрет, написанный художником.

(Проекция: Левицкий “Портрет Екатерины II”).

- Вы можете рассмотреть, во что человек одет?

- Да...

- Какая у него прическа?

- Да...

- Как вы думаете, когда художник пишет портрет, ему важна внешняя схожесть с тем, чей портрет он пишет?

- Да…

- А что важнее передать внешность или внутренний мир человека?

- …И то, и другое…

- Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным, на мой взгляд, человеком. К сожалению, в 1791 году он ушел из жизни, поэтому предлагаю вам рассмотреть его портрет.

(Звучит главная тема первой части)

- Что скажете?

- (Удивление… Узнают музыку…)

- Можем ли мы сказать какого цвета у этого человека глаза?

- Нет...

- Какая у него прическа?

- Нет...

- Во что он одет?

- Нет...

- Но что-то мы можем сказать об этом человеке?

- ...Он неспокоен, встревожен… Как будто бы плачет, вздыхает… Не уверен в себе...

- Как вы это поняли?

- По музыке… По ее интонациям…

- Чей портрет мы с вами сейчас рассматриваем?

- …Моцарта…

- Вольфганг Амадей Моцарт (проекция его портрета). Сейчас прозвучал фрагмент из его симфонии № 40.

Мы не знаем – писал ли Моцарт о себе или о ком-то другом, но попытаемся через интонации его музыки понять другого человека, его внутренний мир. Мы будем рассматривать портрет, написанный музыкальными красками. И сначала как через увеличительное стекло попытаемся рассмотреть (услышать) основные интонации первой части.

(Звучит мелодия первой фразы)

- Вы можете сказать, какой знак препинания стоит в конце этого предложения?

- Знак вопроса... Последний звук уходит наверх… Звучит неустойчиво… Человек сомневается в чем-то.

- Как вы думаете, кем этот вопрос человеку может быть задан?

- Другим человеком... Человек сам себе может задать вопрос… Жизнь…

- И, наверное, если человек сам себе задает вопрос, то он будет не праздным, а наверняка, очень серьезным. Как человек на него отвечает?

(Звучит вторая фраза).

- Человек ищет ответ, но не уверен, сомневается.

(Звучит следующая фраза).

- Опять вопрос…

(Звучит следующая фраза).

- Находит человек ответ?

- Пытается, но...

- Я вам до сих пор играла только мелодию, но в этой музыке есть и аккомпанемент. Послушайте и скажите, что-то меняется в восприятии музыки?

(Звучит главная тема - мелодия и аккомпанемент)

- ...усиливается волнение...

- На что вы еще обратили внимание?

- В конце звучат удары… Жизнь приготовила человеку испытания…

- И, конечно, очень важно - справится ли человек с ними, хватит ли ему силы духа... Об этом вы сможете узнать, если будете слушать эту музыку дальше.

И еще вы, наверное, обратили внимание на то, что наш портрет как будто раскрасили. Что произошло?

- …Музыка звучала в исполнении симфонического оркестра. Появились краски-тембры разных инструментов.

- Каких?

- Скрипки, виолончели... Они звучали более певуче, чем фортепиано...

- Звучали инструменты струнной смычковой группы симфонического оркестра. Это скрипки, альты, виолончели.

- Скажите, что происходит дальше: в человеке что-то изменилось или появился новый герой?

(Звучит побочная тема первой части)

- (…Мнения детей расходятся).

- Мы слушаем музыку первой части до конца. Нам нужно услышать – будет ли человек бороться, хватит ли ему сил, будет ли ему кто-то помогать, сумеет ли он победить в этой трудной для него жизненной ситуации, разрешатся ли его сомнения?

(Звучит первая часть симфонии целиком)

- …Человек боролся, но ему не хватило сил…

- Надо сказать, ребята, что это не конец музыки. Классическая симфония состоит из четырёх частей, и все части связаны друг с другом. Они, каждая в отдельности, не самостоятельны. Четыре части симфонии – это разные состояния человека, разные взгляды на мир. Но взятые вместе, они образуют его мировоззрение.

Если вы когда-нибудь будете слушать эту симфонию до конца, то услышите, что в четвертой части – другой Моцарт, другой человек. Тот же вроде, но уже не сомневающийся. Настроение новое – решительное и радостное. Но радость эта не беспечная, а радость человека, который знает цену сомнениям и переживаниям.

И еще я бы хотела обратить ваше внимание, что сомнения Моцарта – это не только его сомнения. Мы их воспринимаем как свои собственные, а потому и принимаем близко к сердцу. За то и благодарны Моцарту, что он не только о себе, но и о нас написал.

- Что же особенное есть в музыкальном портрете?

- … В музыкальном портрете мы с человеком знакомимся изнутри, через его чувства, переживания… И этот портрет может оказаться целой жизнью…

Я вам уже говорила, что композиторы не любят давать своим произведениям конкретные названия, потому что в каждой музыке есть своя тайна, как и в любом из нас. И мы всю жизнь пытаемся понять себя и мир, в котором живем. Но порой бывает так, что разговор с человеком по душам, открывает и в тебе самом что-то новое, еще непознанное.

- В заключении – материал для размышлений. Ответьте сами себе: чей портрет написан в песне Булата Окуджавы “Песенка о Моцарте”?

(Звучит песня в исполнении учителя)

Домашнее задание: Согласен ли ты со словами русского художника Н.Крамского: “Внешняя похожесть в портрете – лишь первый шаг на пути истинного знания человека”? Почему?

"Можем ли мы увидеть музыку"

ПОРТРЕТ

Второй вариант урока

1. В. Моцарт. Симфония  № 40.

2. Портрет. Шарж.

3. А.Толстой. Литературный портрет Карабаса Барабаса из сказки “Золотой ключик”.

4. “Карабас и тарантас”.

Муз.А.Арутюнова, ст.В.Степанова.

- Сегодня мы обращаемся ещё к одному из жанров живописи - портрету. Представьте себе, что вы рассматриваете чей-то портрет, написанный художником

(Проекция: Левицкий “Портрет Екатерины II”).

- Вы можете рассмотреть, во что человек одет?

-Да...

- Какая у него прическа?

- Да...

- Как вы думаете, когда художник пишет портрет, ему важна внешняя схожесть с тем, чей портрет он пишет?

- Да…

- А что важнее передать внешность или внутренний мир человека?

- …И то, и другое…

- Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным, на мой взгляд, человеком. К сожалению, в 1791 году он ушел из жизни, поэтому предлагаю вам рассмотреть его портрет.

(Звучит главная тема первой части)

- Что скажете?

- (Удивление… Узнают музыку…)

- Можем ли мы сказать какого цвета у этого человека глаза?

- Нет...

- Какая у него прическа?

- Нет...

- Во что он одет?

- Нет...

- Но что-то мы можем сказать об этом человеке?

- ...Он неспокоен, встревожен… Как будто бы плачет, вздыхает… Не уверен в себе...

- Как вы это поняли?

- По музыке… По ее интонациям…

- Чей портрет мы с вами сейчас рассматриваем?

- …Моцарта…

- Вольфганг Амадей Моцарт (проекция его портрета). Сейчас прозвучал фрагмент из его симфонии № 40.

Мы не знаем – писал ли Моцарт о себе или о ком-то другом, но попытаемся через интонации его музыки понять другого человека, его внутренний мир. Мы будем рассматривать портрет, написанный музыкальными красками. И сначала как через увеличительное стекло попытаемся рассмотреть (услышать) основные интонации первой части.

(Звучит мелодия первой фразы)

- Вы можете сказать, какой знак препинания стоит в конце этого предложения?

- Знак вопроса... Последний звук уходит наверх… Звучит неустойчиво… Человек сомневается в чем-то.

- Как вы думаете, кем этот вопрос человеку может быть задан?

- Другим человеком... Человек сам себе может задать вопрос… Жизнь…

- И, наверное, если человек сам себе задает вопрос, то он будет не праздным, а наверняка, очень серьезным. Как человек на него отвечает?

(Звучит вторая фраза).

- Человек ищет ответ, но не уверен, сомневается.

(Звучит следующая фраза).

- Опять вопрос…

(Звучит следующая фраза).

- Находит человек ответ?

- Пытается, но...

- Я вам до сих пор играла только мелодию, но в этой музыке есть и аккомпанемент. Послушайте и скажите, что-то меняется в восприятии музыки?

(Звучит главная тема - мелодия и аккомпанемент)

-. ..усиливает волнение...

- На что вы еще обратили внимание?

- В конце звучат удары… Жизнь приготовила человеку испытания…

- И, конечно, очень важно - справится ли человек с ними, хватит ли ему силы духа... Об этом вы сможете узнать, если будете слушать эту музыку дальше.

И еще вы, наверное, обратили внимание на то, что наш портрет как будто раскрасили. Что произошло?

- …Музыка звучала в исполнении симфонического оркестра. Появились краски-тембры разных инструментов.

- Каких?

- Скрипки, виолончели... Они звучали более певуче, чем фортепиано...

- Звучали инструменты струнной смычковой группы симфонического оркестра. Это скрипки, альты, виолончели.

Сейчас мы будем слушать музыку первой части до конца. Нам нужно услышать – будет ли человек бороться, хватит ли ему сил, будет ли ему кто-то помогать, сумеет ли он победить в этой трудной для него жизненной ситуации, разрешатся ли его сомнения?

(Звучит первая часть симфонии целиком)

- …Человек боролся, но ему не хватило сил…

- Надо сказать, ребята, что это не конец музыки. Классическая симфония состоит из четырёх частей, и все части связаны друг с другом. Они, каждая в отдельности, не самостоятельны. Четыре части симфонии – это разные состояния человека, разные взгляды на мир. Но взятые вместе, они образуют его мировоззрение. И если вы когда-нибудь дослушаете эту музыку до конца, то вполне вероятно ответ на этот вопрос у вас будет другой.

- Чем же отличается портрет художника-живописца от портрета музыкального?

- В музыкальном портрете мы с человеком знакомимся изнутри, через его чувства, переживания, а у живописца – наоборот, с внешней стороны мы пытаемся “рассмотреть” его внутренний мир.

- Но портреты бывают не только в живописи и в музыке. Сегодня я вам принесла еще и литературный портрет. Попытайтесь сами, без моей подсказки, узнать этого героя и название произведения:

“...Из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку. Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор ...

- Карабас Барабас (говорят хором дети).

- Карабас Барабас из сказки Алексея Толстого “Золотой ключик” или "Приключения Буратино".

- А сейчас посмотрите, пожалуйста, еще на один портрет.

(Показываю свой портрет).

- Вы узнали в нем кого-то?

- Вас.

- А сейчас.

(Показываю на себя шарж).

- Это тоже вы. (Смеются). Только смешная.

- Это тоже портрет? Или это называется как-то по-другому?

- ...Шарж (обычно называют).

- Что же такое шарж?

- ...Смешное изображение человека…

- ШАРЖ (фр. charge преувеличивать) - шуточная манера изображения кого-либо или чего-либо, при которой соблюдается внешнее сходство, но подчеркнуты, преувеличены характерные черты изображаемого (рисунок, портрет, описание). Так написано в словаре.

Сейчас прозвучит музыка, а вы попытайтесь определить: это портрет или шарж Карабаса Барабаса.

(Исполняю песню А.Арутюнова на стихи В.Степанова “Карабас и тарантас”).

- Это шарж.

- Почему?

- Потому что мы его не боимся, смеемся над ним. Он не страшный, а смешной...

(Вокальная работа: четкая дикция, активная артикуляция, выразительная интонация).

- Композитор А.Арутюнов использует мажорный лад или минорный?

- ...Мажорный.

(Поем вторую половину 1куплета).

- Не появилось ли тут сомнения?

- ...Да, появилось.

- А почему у нас возникло такое ощущение? Что произошло в музыке?

(Играю для сравнения мажарное звучание и минорное)

- Появился минор... и более тихое звучание...

- А дальше?

(Поем 1к. и работаем над 2 куплетом).

- Здесь появляется довольно необычная музыка.

(Играю восточный фрагмент).

- ...Турецкая... Индийская...

- Восточная. А узнали вы потому, что Арутюнов вводит новый лад - ни мажор и ни минор - он называется пентатоника. Зачем он вводит такую восточную мелодию?

- ...Он ведь на Кавказ поехал.

- Давайте теперь это споем.

(Соединяем все, что выучили).

- Наш урок подошел к концу. Теперь мы знаем, что портреты пишут не только художники, но и музыканты и писатели. А также художники и музыканты могут написать смешной портрет, который называется...

- Шарж.

- Вас я попрошу дома нарисовать шарж на Карабаса Барабаса.

Страница из рабочей тетради

Внешняя похожесть в портрете - лишь первый шаг
на пути истинного знания человека

1. Можно ли музыкальными красками написать портрет человека?
________________________________________________________

2. Назови произведения и их авторов, которые познакомили тебя с портретами своих героев:

а) Музыкальный портрет в произведении ____________________
________________________________________________________

б) Литературный портрет в сказке ___________________________
________________________________________________________

в) Живописный портрет ___________________________________
_________________________________________________________

3. ТЕМБР - краска звука.

Тембры каких инструментов симфонического оркестра использовал В.А Моцарт в первом “портрете” симфонии № 40 (выпиши):
_________________________________________________________

4. Выпиши инструменты струнной смычковой группы симфонического оркестра: скрипка, арфа, флейта, альт, виолончель, фортепиано,  контрабас.
________________________________________________

5. ШАРЖ  -  шуточная манера изображения кого-либо.
Встречал ли ты шарж в музыке? ______________________________
Если “да”, то назови это произведение и его авторов.
__________________________________________________________

6. Нарисуй шарж на Карабаса Барабаса - героя сказки А.Толстого “Приключения Буратино”.

7. Согласен ли ты со словами русского художника Н.Крамского: “Внешняя похожесть в портрете – лишь первый шаг на пути истинного знания человека”?______________ Почему?___________________________