"Можем ли мы увидеть музыку"
ПОРТРЕТ
Первый вариант урока
Цель урока - постижение интонационно-образного строя симфонии №40 В.А. Моцарта на новом уровне.
Задачи:
- выявить особенности интонационного развития главных тем первой части симфонии № 40 В.А. Моцарта;
- расширить представление о творчестве В.А. Моцарта;
- вспомнить знакомые произведения В.А. Моцарта.
1. В. Моцарт. Симфония № 40 – I часть.
2. Б.Ш. Окуджава “Песенка о Моцарте”.
- Сегодня мы обращаемся ещё к одному из жанров живописи - портрету. Представьте себе, что вы рассматриваете чей-то портрет, написанный художником.
(Проекция: Левицкий “Портрет Екатерины II”).
- Вы можете рассмотреть, во что человек одет?
- Да...
- Какая у него прическа?
- Да...
- Как вы думаете, когда художник пишет портрет, ему важна внешняя схожесть с тем, чей портрет он пишет?
- Да…
- А что важнее передать внешность или внутренний мир человека?
- …И то, и другое…
- Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным, на мой взгляд, человеком. К сожалению, в 1791 году он ушел из жизни, поэтому предлагаю вам рассмотреть его портрет.
(Звучит главная тема первой части)
- Что скажете?
- (Удивление… Узнают музыку…)
- Можем ли мы сказать какого цвета у этого человека глаза?
- Нет...
- Какая у него прическа?
- Нет...
- Во что он одет?
- Нет...
- Но что-то мы можем сказать об этом человеке?
- ...Он неспокоен, встревожен… Как будто бы плачет, вздыхает… Не уверен в себе...
- Как вы это поняли?
- По музыке… По ее интонациям…
- Чей портрет мы с вами сейчас рассматриваем?
- …Моцарта…
- Вольфганг Амадей Моцарт (проекция его портрета). Сейчас прозвучал фрагмент из его симфонии № 40.
Мы не знаем – писал ли Моцарт о себе или о ком-то другом, но попытаемся через интонации его музыки понять другого человека, его внутренний мир. Мы будем рассматривать портрет, написанный музыкальными красками. И сначала как через увеличительное стекло попытаемся рассмотреть (услышать) основные интонации первой части.
(Звучит мелодия первой фразы)
- Вы можете сказать, какой знак препинания стоит в конце этого предложения?
- Знак вопроса... Последний звук уходит наверх… Звучит неустойчиво… Человек сомневается в чем-то.
- Как вы думаете, кем этот вопрос человеку может быть задан?
- Другим человеком... Человек сам себе может задать вопрос… Жизнь…
- И, наверное, если человек сам себе задает вопрос, то он будет не праздным, а наверняка, очень серьезным. Как человек на него отвечает?
(Звучит вторая фраза).
- Человек ищет ответ, но не уверен, сомневается.
(Звучит следующая фраза).
- Опять вопрос…
(Звучит следующая фраза).
- Находит человек ответ?
- Пытается, но...
- Я вам до сих пор играла только мелодию, но в этой музыке есть и аккомпанемент. Послушайте и скажите, что-то меняется в восприятии музыки?
(Звучит главная тема - мелодия и аккомпанемент)
- ...усиливается волнение...
- На что вы еще обратили внимание?
- В конце звучат удары… Жизнь приготовила человеку испытания…
- И, конечно, очень важно - справится ли человек с ними, хватит ли ему силы духа... Об этом вы сможете узнать, если будете слушать эту музыку дальше.
И еще вы, наверное, обратили внимание на то, что наш портрет как будто раскрасили. Что произошло?
- …Музыка звучала в исполнении симфонического оркестра. Появились краски-тембры разных инструментов.
- Каких?
- Скрипки, виолончели... Они звучали более певуче, чем фортепиано...
- Звучали инструменты струнной смычковой группы симфонического оркестра. Это скрипки, альты, виолончели.
- Скажите, что происходит дальше: в человеке что-то изменилось или появился новый герой?
(Звучит побочная тема первой части)
- (…Мнения детей расходятся).
- Мы слушаем музыку первой части до конца. Нам нужно услышать – будет ли человек бороться, хватит ли ему сил, будет ли ему кто-то помогать, сумеет ли он победить в этой трудной для него жизненной ситуации, разрешатся ли его сомнения?
(Звучит первая часть симфонии целиком)
- …Человек боролся, но ему не хватило сил…
- Надо сказать, ребята, что это не конец музыки. Классическая симфония состоит из четырёх частей, и все части связаны друг с другом. Они, каждая в отдельности, не самостоятельны. Четыре части симфонии – это разные состояния человека, разные взгляды на мир. Но взятые вместе, они образуют его мировоззрение.
Если вы когда-нибудь будете слушать эту симфонию до конца, то услышите, что в четвертой части – другой Моцарт, другой человек. Тот же вроде, но уже не сомневающийся. Настроение новое – решительное и радостное. Но радость эта не беспечная, а радость человека, который знает цену сомнениям и переживаниям.
И еще я бы хотела обратить ваше внимание, что сомнения Моцарта – это не только его сомнения. Мы их воспринимаем как свои собственные, а потому и принимаем близко к сердцу. За то и благодарны Моцарту, что он не только о себе, но и о нас написал.
- Что же особенное есть в музыкальном портрете?
- … В музыкальном портрете мы с человеком знакомимся изнутри, через его чувства, переживания… И этот портрет может оказаться целой жизнью…
Я вам уже говорила, что композиторы не любят давать своим произведениям конкретные названия, потому что в каждой музыке есть своя тайна, как и в любом из нас. И мы всю жизнь пытаемся понять себя и мир, в котором живем. Но порой бывает так, что разговор с человеком по душам, открывает и в тебе самом что-то новое, еще непознанное.
- В заключении – материал для размышлений. Ответьте сами себе: чей портрет написан в песне Булата Окуджавы “Песенка о Моцарте”?
(Звучит песня в исполнении учителя)
Домашнее задание: Согласен ли ты со словами русского художника Н.Крамского: “Внешняя похожесть в портрете – лишь первый шаг на пути истинного знания человека”? Почему?
"Можем ли мы увидеть музыку"
ПОРТРЕТ
Второй вариант урока
1. В. Моцарт. Симфония № 40.
2. Портрет. Шарж.
3. А.Толстой. Литературный портрет Карабаса Барабаса из сказки “Золотой ключик”.
4. “Карабас и тарантас”.
Муз.А.Арутюнова, ст.В.Степанова.
- Сегодня мы обращаемся ещё к одному из жанров живописи - портрету. Представьте себе, что вы рассматриваете чей-то портрет, написанный художником
(Проекция: Левицкий “Портрет Екатерины II”).
- Вы можете рассмотреть, во что человек одет?
-Да...
- Какая у него прическа?
- Да...
- Как вы думаете, когда художник пишет портрет, ему важна внешняя схожесть с тем, чей портрет он пишет?
- Да…
- А что важнее передать внешность или внутренний мир человека?
- …И то, и другое…
- Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным, на мой взгляд, человеком. К сожалению, в 1791 году он ушел из жизни, поэтому предлагаю вам рассмотреть его портрет.
(Звучит главная тема первой части)
- Что скажете?
- (Удивление… Узнают музыку…)
- Можем ли мы сказать какого цвета у этого человека глаза?
- Нет...
- Какая у него прическа?
- Нет...
- Во что он одет?
- Нет...
- Но что-то мы можем сказать об этом человеке?
- ...Он неспокоен, встревожен… Как будто бы плачет, вздыхает… Не уверен в себе...
- Как вы это поняли?
- По музыке… По ее интонациям…
- Чей портрет мы с вами сейчас рассматриваем?
- …Моцарта…
- Вольфганг Амадей Моцарт (проекция его портрета). Сейчас прозвучал фрагмент из его симфонии № 40.
Мы не знаем – писал ли Моцарт о себе или о ком-то другом, но попытаемся через интонации его музыки понять другого человека, его внутренний мир. Мы будем рассматривать портрет, написанный музыкальными красками. И сначала как через увеличительное стекло попытаемся рассмотреть (услышать) основные интонации первой части.
(Звучит мелодия первой фразы)
- Вы можете сказать, какой знак препинания стоит в конце этого предложения?
- Знак вопроса... Последний звук уходит наверх… Звучит неустойчиво… Человек сомневается в чем-то.
- Как вы думаете, кем этот вопрос человеку может быть задан?
- Другим человеком... Человек сам себе может задать вопрос… Жизнь…
- И, наверное, если человек сам себе задает вопрос, то он будет не праздным, а наверняка, очень серьезным. Как человек на него отвечает?
(Звучит вторая фраза).
- Человек ищет ответ, но не уверен, сомневается.
(Звучит следующая фраза).
- Опять вопрос…
(Звучит следующая фраза).
- Находит человек ответ?
- Пытается, но...
- Я вам до сих пор играла только мелодию, но в этой музыке есть и аккомпанемент. Послушайте и скажите, что-то меняется в восприятии музыки?
(Звучит главная тема - мелодия и аккомпанемент)
-. ..усиливает волнение...
- На что вы еще обратили внимание?
- В конце звучат удары… Жизнь приготовила человеку испытания…
- И, конечно, очень важно - справится ли человек с ними, хватит ли ему силы духа... Об этом вы сможете узнать, если будете слушать эту музыку дальше.
И еще вы, наверное, обратили внимание на то, что наш портрет как будто раскрасили. Что произошло?
- …Музыка звучала в исполнении симфонического оркестра. Появились краски-тембры разных инструментов.
- Каких?
- Скрипки, виолончели... Они звучали более певуче, чем фортепиано...
- Звучали инструменты струнной смычковой группы симфонического оркестра. Это скрипки, альты, виолончели.
Сейчас мы будем слушать музыку первой части до конца. Нам нужно услышать – будет ли человек бороться, хватит ли ему сил, будет ли ему кто-то помогать, сумеет ли он победить в этой трудной для него жизненной ситуации, разрешатся ли его сомнения?
(Звучит первая часть симфонии целиком)
- …Человек боролся, но ему не хватило сил…
- Надо сказать, ребята, что это не конец музыки. Классическая симфония состоит из четырёх частей, и все части связаны друг с другом. Они, каждая в отдельности, не самостоятельны. Четыре части симфонии – это разные состояния человека, разные взгляды на мир. Но взятые вместе, они образуют его мировоззрение. И если вы когда-нибудь дослушаете эту музыку до конца, то вполне вероятно ответ на этот вопрос у вас будет другой.
- Чем же отличается портрет художника-живописца от портрета музыкального?
- В музыкальном портрете мы с человеком знакомимся изнутри, через его чувства, переживания, а у живописца – наоборот, с внешней стороны мы пытаемся “рассмотреть” его внутренний мир.
- Но портреты бывают не только в живописи и в музыке. Сегодня я вам принесла еще и литературный портрет. Попытайтесь сами, без моей подсказки, узнать этого героя и название произведения:
“...Из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку. Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор ...
- Карабас Барабас (говорят хором дети).
- Карабас Барабас из сказки Алексея Толстого “Золотой ключик” или "Приключения Буратино".
- А сейчас посмотрите, пожалуйста, еще на один портрет.
(Показываю свой портрет).
- Вы узнали в нем кого-то?
- Вас.
- А сейчас.
(Показываю на себя шарж).
- Это тоже вы. (Смеются). Только смешная.
- Это тоже портрет? Или это называется как-то по-другому?
- ...Шарж (обычно называют).
- Что же такое шарж?
- ...Смешное изображение человека…
- ШАРЖ (фр. charge преувеличивать) - шуточная манера изображения кого-либо или чего-либо, при которой соблюдается внешнее сходство, но подчеркнуты, преувеличены характерные черты изображаемого (рисунок, портрет, описание). Так написано в словаре.
Сейчас прозвучит музыка, а вы попытайтесь определить: это портрет или шарж Карабаса Барабаса.
(Исполняю песню А.Арутюнова на стихи В.Степанова “Карабас и тарантас”).
- Это шарж.
- Почему?
- Потому что мы его не боимся, смеемся над ним. Он не страшный, а смешной...
(Вокальная работа: четкая дикция, активная артикуляция, выразительная интонация).
- Композитор А.Арутюнов использует мажорный лад или минорный?
- ...Мажорный.
(Поем вторую половину 1куплета).
- Не появилось ли тут сомнения?
- ...Да, появилось.
- А почему у нас возникло такое ощущение? Что произошло в музыке?
(Играю для сравнения мажарное звучание и минорное)
- Появился минор... и более тихое звучание...
- А дальше?
(Поем 1к. и работаем над 2 куплетом).
- Здесь появляется довольно необычная музыка.
(Играю восточный фрагмент).
- ...Турецкая... Индийская...
- Восточная. А узнали вы потому, что Арутюнов вводит новый лад - ни мажор и ни минор - он называется пентатоника. Зачем он вводит такую восточную мелодию?
- ...Он ведь на Кавказ поехал.
- Давайте теперь это споем.
(Соединяем все, что выучили).
- Наш урок подошел к концу. Теперь мы знаем, что портреты пишут не только художники, но и музыканты и писатели. А также художники и музыканты могут написать смешной портрет, который называется...
- Шарж.
- Вас я попрошу дома нарисовать шарж на Карабаса Барабаса.
Страница из рабочей тетради
Внешняя похожесть в портрете - лишь
первый шаг
на пути истинного знания человека
1. Можно ли музыкальными красками написать
портрет человека?
________________________________________________________
2. Назови произведения и их авторов, которые познакомили тебя с портретами своих героев:
а) Музыкальный портрет в произведении
____________________
________________________________________________________
б) Литературный портрет в сказке ___________________________
________________________________________________________
в) Живописный портрет ___________________________________
_________________________________________________________
3. ТЕМБР - краска звука.
Тембры каких инструментов симфонического
оркестра использовал В.А Моцарт в первом
“портрете” симфонии № 40 (выпиши):
_________________________________________________________
4. Выпиши инструменты струнной смычковой группы
симфонического оркестра: скрипка, арфа, флейта,
альт, виолончель, фортепиано, контрабас.
________________________________________________
5. ШАРЖ - шуточная манера изображения
кого-либо.
Встречал ли ты шарж в музыке? ______________________________
Если “да”, то назови это произведение и его
авторов.
__________________________________________________________
6. Нарисуй шарж на Карабаса Барабаса - героя сказки А.Толстого “Приключения Буратино”.
7. Согласен ли ты со словами русского художника Н.Крамского: “Внешняя похожесть в портрете – лишь первый шаг на пути истинного знания человека”?______________ Почему?___________________________