“Смысл – сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах.”
Одними из первых к понятию “смыл” обратились сторонники психоанализа для объяснения причин, форм того или иного поведения.
Юнг читал, что обнаружение и реализация смысла жизни для каждого человека выступает как специфическая задача и потребность.
Каждый человек стремится найти свой смысл, при его отсутствии или невозможности его реализации, по словам Франкла, человек находится в состоянии экзистенциального вакуума или фрустрации. Так же Франкл утверждает, что смысл не создается самим человеком, он находит смыслы через призвание, а главным помощником в поиске и нахождении смысла является совесть.
Совесть - способность на уровне интуиции находить единственно верный смысл, скрытый в той или иной ситуации.
Главная задача каждой личности не найти смысл, что тоже важно, а осуществить его, притворить в жизнь.
Адлер высказывал свое мнение о том, что смысл жизни складывается у индивида в первые годы жизни. Франкл же считал, что смысл жизни – задача, на реализацию которой индивид тратит свою энергию и доступные ему ресурсы, но при этом он не застрахован от ошибок и неудач. В случае неудач могут возникать серьезные нарушения личностного развития.
С помощью техники фокусирования можно определиться со смыслами, наиболее актуальными в этот период времени, но при этом каждый из смыслов может трансформироваться в зависимости от потребностей и условий в которых данный смыл претворяется в жизнь.
Личностный смысл - индивидуально значимая характеристика для субъекта, нацеленного на достижение и реализацию какой-либо цели.
1. Смысл порождается реальными отношениям, связывающими субъекта с объективной действительностью.
Каждый объект служит определенной цели и выполняет конкретную роль для конкретного субъекта.
Уникальность системы отношений = уникальность системы смысловых образований.
2. Непосредтвенным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности.
Потребности и мотивы личности – связующие звенья между объективной деятельностью и личностью.
3. Смыл обладает действенностью.
Смысл выполняет роль/функции регуляции практической деятельности, где у каждого субъекта присутствует своя особенность понимания, осознания и структурирования знаний о действительности.
4. Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему.
Каждый реализованный смысл помогает найти следующий.
5. Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются реальные жизненные отношения субъекта.
В зависимости от ситуации, в которой воплощается смысловая деятельность, смысл может измениться в зависимости от времени выполнения соответствующей деятельности и ситуации, в которой она выполняется.
Смыслообразование - образование связанных между собой слов/значений, имеющих ценность для субъекта деятельности в данный момент времени.
Смысл выстраивается из доступных для понимания значений и категорий.
Значение смысла у разных людей разное.
Между любыми событиями устанавливается связь, направленная на реализацию какой-либо потребности. Каждые события связаны смысловой связью, благодаря которой актуальная проблема или потребность может быть решена, либо устранена( таким образом, она приходит к своему логическому завершению).
Д.А. Леонтьевым были выделены механизмы порождения/возникновения смысла:
1. Замыкание жизненных отношений.
Мы в результате всех усилий приходим к той цели, которую ставили себе первоначально. Получается своего рода запрограммированная деятельность, которая не поддается изменениям.
2. Индукция смысла.
“Рождение” смысла деятельности, которую не хочешь выполнять, и которая изначально была лишена смысла. Человеку не свойственно делать бессмысленные вещи и поступки, в следствии этого он стремится любой деятельности придать смысл.
3. Идентификация.
Происходит ощущение причастности себя к определенной социальной группе, у которой есть свои установки и своя культура. Человек, соотнося себя с данной группой людей, овладевает определенными смысловыми ориентациями, характерными для этой группы.
С помощью мифов, метафор и сказок у всех народов и национальностей складывается культура социальной группы, у которой есть свои ценности, смысловые ориентации, установки.
4. Инсайт
Своего рода внезапное “озарение”- рождение смысла.Смыслы всегда рядом с человеком, но нужный отыскивается внезапно.
5. Столкновение смыслов.
Столкновение может произойти в случае, когда внутренний смысловой мир сталкивается с другими смысловыми мирами (внешними).
6. Полагание смысла.
Придание главному факту своей жизни особого смысла, который в последствии поможет прийти к успеху.
Е.Ю.Артемьева, Ю.К. Стрелков и В.П. Серкин выделяют три слоя субъектного опыта:
- Перцептивный мир , в котором все образы или объекты упорядочены относительно друг друга.
- Семантический слой , в котором отношения ко всем актуальным объектам структурированы.
- Образ мира – глубинная структура, которая формируется в результате “обработки” семантического слоя.
По Д.А.Леонтьеву, личность – психологическое образование и регуляторная система, формирующаяся функциями выделения себя из окружающего мира, выделения, структурирования и презентации своих отношений с миром, подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений.
Личностный смысл – составляющая образов восприятия и представления соответствующих явлений и объектов, которая отражает их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформации.
Личностный смысл-феномен трансформации временных, пространственных и многих других характеристик значимых объектов в их образе.
Смысловая сфера личности, по Леонтьеву Д.А, это организованная совокупность смысловых структур (образований) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.
Смысловая установка-составляющая исполнительных механизмов деятельности, которая отражает в себе жизненный смысл объектов и явлений действительности, на которые данная деятельность направлена, и феноменологически проявляющаяся в различных формах воздействия на протекание, осуществление актуальной деятельности.
Воздействие смысловой установки, по А.Г. Асмолову, может осуществляться через:
- Стабилизирующее влияние и такие феномены как:
- Селекция и фильтрация (избирательность реагирования и внимания субъекта, предметом которых становятся объекты и явления, релевантные актуальной деятельности).
- Сенсибилизация (феномен избирательного снижения сенсорных порогов).
- Структурирование чувственных данных (преимущественное предпочтение отдается положительным подкреплениям).
- Инерция деятельности (характеризуется тем, что неоконченные действия с особым смыслом для испытуемого лучше сохраняются в памяти и хуже поддаются замещению, чем малоосмысленные действия).
- Защита по отношению к внешним помехам.
- Преградное влияние.
Наличие неосознаваемых внутренних барьеров на пути к достижению осознанно поставленной цели.
- Отклоняющее влияние.
Выражается через отклонение в течение деятельности, например, когда мы занимаемся важными для себя делами “через силу”.
- Дезорганизующее влияние.
- Проявляется, когда возможность реализации значимого мотива ограничена внешними рамками и обстоятельствами. Может проявляться в виде избыточной моторной активности, чрезмерного внутреннего напряжения, трудности переключения и фиксации на актуальной деятельности.
Список литературы
- Д.А. Леонтьев “Психология смысла”, 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. - 487 с.