Тема урока: "Труд и право. Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Базовый учебник: А.И. Кравченко «Обществознание» 9 класс.

Тип урока: комбинированный: закрепление новых знаний по нормативно-правовой базе, исследование и изучение нового материала по особенностям трудового права у несовершеннолетних

Цель урока: формирование представлений учащихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних, овладение основами трудового законодательства

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • создать условия для восприятия информации о трудовых правах граждан РФ по Конституции РФ
  • изучить Трудовой Кодекс: статьи 265-271, глава 42, глава 11 по проблеме основ  регулирования труда несовершеннолетних
  • пополнить понятийный аппарат по законодательству о труде
  • Развивающие:
  • способствовать усилению интереса к данному вопросу с помощью учебно-познавательных мотивов, мотивов самообразования, социальных мотивов (внутренняя мотивация – самосовершенствование через познание и общение, исследовательскую деятельность и внешняя мотивация: востребованность профессий на рынке труда – исследование ЦЗН, прессы; какие организации предоставляли трудовые места несовершеннолетним в 2012 г и будут предоставлять в 2013 г – КДМ; Трудовой договор – секретарь МБОУ СОШ № 9)
  • Решение задач по трудовым отношениям
  • Решение тестовых заданий
  • Уметь анализировать нормативно-правовые документы: Конституцию, Трудовой Кодекс
  • Воспитательные: воспитывать правовую культуру – уважение к трудовому законодательству

Ресурсы к занятию: ИКТ, Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ, правовые задачи по темам, таблица «Положение несовершеннолетних по трудовому праву».

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Социальные компетенции
Правосознание
Способность ставить цели и строить жизненные планы

Построение индивидуальной образовательной траектории
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Самостоятельность, планирование и осуществление учебной деятельности
Освоение межпредметных понятий
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
Способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике
Смысловое чтение
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфических умений для данной предметной области – обществознание
Виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях
Владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами, приемами
Формирование научного типа мышления

Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):

Образовательные технологии – технология системно-деятельностного метода обучения.

Формы и методы работы:

1. Поиск новой информации. Опережающее задание по поиску и  анализу следующего материала:

  • Казанцева Ю и Альбрант Е – просмотр, анализ и систематизация ответов учащихся 9-х классов на вопрос «Каким бы вы хотели видеть своё рабочее место и будущую работу» Как отражены притязания учащихся в Трудовом Кодексе РФ
  • Андреева И и Кузнецова В – исследование вопроса предоставление рабочих мест молодежи в 2012 г и планируемое количество в 2013 г: какие предприятия принимали участие, уровень з/платы, специальности. Информация предоставлена КДМ (обращение к специалистам КДМ – Стрелец Е.В. и Стахеевой И.М.) Какие документы необходимы для устройства на работу 15-16 летним подросткам
  • Афонина В и Коваль Е – интервью с секретарем МБОУ «СОШ № 9» по структуре Трудового договора
  • Рамазанова Е и Митрофанов А – анализ прессы «Заря Урала» и «Вечерний Краснотурьинск», посещение Центра Занятости население и знакомство с информационным стендом – анализ информации по востребованности рабочих мест
  • Борисова Ю и Казачкова А – корреспонденты молодежной газеты « О труде»

2. Структурированная дискуссия с элементами лабораторной работы по решению правовых задач. Эвристическая беседа.
3. Работа с документами: Конституция и Трудовой Кодекс – составление  информационной таблицы (по определенному плану), анализ текста. Организация понимания материала через обсуждение, дискуссию.
4. Применить теоретические знания на практике  при решении правовых задач и получить психологический опыт поведения в ситуациях, возникающих при защите своих прав.

Средства обучения:

  • Оборудование учителя:
    • ИКТ: экран, проектор, компьютер.
    • Крнституция. Трудовой кодекс
  • Оборудование учащихся:
    • Учебник А.И. Кравченко «Обществознание» 9 класс.
    • Конституция. Трудовой кодекс.
    • Рабочая тетрадь по обществознанию 9 класс И. С. Хромова.
    • Раздаточный материал – правовые задачи по трудовому праву.
    • Карточки самооценки и рефлексии.

Этапы

Пед инструментарий

Содержание

УУД

Деятельность уч-ля

Деятельность уч-ся

1. Мотивация к учебной деятельности.
Формулирование темы урока (1 мин.)
Форма: беседа. Задаёт проблемный вопрос:

– Что надо знать по Трудовому праву, чтобы избежать возможных проблем при устройстве на работу или в процессе трудовой деятельности

Отвечают на поставленный вопрос. Предлагают тему. Регулятивные: волевая саморегуляция, самоанализ мотивов.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (1-2 мин.) Форма: беседа.
Приём: «Знаю – хочу узнать – узнал»
Задаёт вопросы:

– Какие нормативно-правовые акты по трудовому праву вы знаете. Приведите примеры статьи из Конституции

Отвечают на поставленные вопросы. Познавательные: общеучебные (демонстрация знания о содержании Конституции и существовании Трудового кодекса)
Регулятивные: целеполагание на основе соответствия того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.
3. Постановка учебной цели и задач (3 мин.) Форма: беседа. Задаёт вопросы:

– Как вы думаете, какова тема урока?

– Как данный материал  может пригодиться в будущем?

– Где мы можем найти информацию о трудовом праве?

Отвечают на поставленные вопросы:
– «Труд и право. Особенности трудоустройства несовершеннолетних».
1. При устройстве на работу этим летом
2. Знать, чтобы избежать ошибок при заключении Трудового договора
3. Важно при выборе профессии, востребованности на рынке труда.
Определяют источники информации: Конституция, Трудовой кодекс, учебник, Internet, составленная обобщающая таблица.
Регулятивные: планируют последовательность промежуточных целей.
Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
4. Планирование. «Открытие» детьми нового знания (3 мин.) Форма: трансляция, беседа Поясняет план урока, обращая внимание на каждый этап, особенно на итог урока. Планируют способы достижения намеченной цели и решение задач каждого этапа. Мотивационный интерес Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание);
логические (построение логической цепи рассуждений).
5. Практическая деятельность учащихся  (10 мин.) Форма: представление результатов предварительного исследования Комментарии Представляют результаты предварительной исследовательской деятельности в форме презентации
Учащиеся делают записи информации

Составление таблицы.

Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения
Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
6. Осуществление контроля и коррекции по составлению обощающей таблицы (10 мин.) Составление обобщающей таблицы по особенностям труда несовершеннолетних (Приложение 2) Контроль, коррекция. Проверка открытая. Пояснения. Консультация  
7. Решение правовых задач: контроль и коррекция (10 мин.) Работа с карточками в тетради (индивидуально, в парах)   Решение задач и их комментарий индивидуально, в парах.
8. Подведение итогов. Оценивание учащихся Тест Комментирует, консультирует. Дают оценку деятельности на уроке, самооценку (Приложение 3)  
9. Презентация молодежной газеты     Приложение 1