Программа деятельности классного руководителя по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учеников 2-го класса

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка

Программа деятельности классного руководителя по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учеников 2 класса разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, ФГОСа, «Стратегии развития детей», Программы ОУ, Концепции о духовно-нравственном развитии.
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
 Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.
Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств  школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Характеристика класса

Во 2 классе 9 человек, 7 мальчиков и 2 девочек, 6 домашних детей и 3 воспитанника. Состав класса изменился в сравнении с 1 классом, прибыло 3 новых детей, из них 2 по национальности манси ( Алимов Анатолий и Пеликова Ксения), Злобин Александр прибыл из МОУ №11, обучается в данном классе по заявлению родителей. В целом класс дружный, они приняли новых ребят, ребята стараются не подводить класс и вместе участвуют в творческих делах. Они хорошо выступают на праздниках, проводимых в детском доме (День учителя, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, Праздник Букваря), принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности, читают стихи, поют. Они любознательны, им все интересно, их можно увлечь любым делом. 2 человека могут учиться без «3»: Парамонов Антон, Белых Иван. Ребята активно посещают кружки «Умелые руки» и «Рукоделие» в детском доме, кроме того занимаются в ЦДЮТ в кружке рисования и «Умелые руки», Белых Иван посещает бассейн, Чувашов Кирилл спортивный клуб «Мечта». Проблемы с дисциплиной у 2 учащихся: Башкирцев Сергей и Белых Иван, что связано с особенностями здоровья и характера.

Цель:  воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки  «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности,  способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального  народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • духовную, культурную и социальную преемственность  поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на  модернизацию страны;
  • укреплению национальной безопасности.

Основные направления и ценностные основы духовно – нравственного развития и воспитания

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему городу, служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.    

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.)

Ценностные установки.

  • патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  •  человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков

(М.Р. Битянова)

Знакомство с ценностью

– Использование примеров из художественной литературы; чтение и обсуждение прочитанного
– Обсуждение реальных событий, случившихся в городе, стране, в мире, с этической точки зрения
– Просмотр видео-материалов, кинофильмов, спектаклей и  их обсуждение
– Организация экскурсий и обсуждение увиденного с ценностной точки зрения
– Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям
– Создание ситуаций для общения с людьми, имеющими разные позиции, и последующее обсуждение
– Общение с природой; создание ситуаций для оказания помощи живым существам

Проговаривание ценности на своем языке.

– Групповые дискуссии, обсуждения
– Ролевые игры и театральная драматизация
– Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации
– Планирование конкретных дел ценностного содержания(индивидуально и в группе)
– Разбор конфликтных ситуаций

Тренировка в ценностном поведении

– Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей или их режиссура
– Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для фотографии, рисунка и др.
– Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них
– Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств
– Опыт принятия других; забота о других, о тех, кто болеет и др.
– Встреча с ветеранами, забота о них
– Помощь тем, кто отсутствовал в школе

Осуществление ценностных выборов в реальных ситуациях

– Установление и поддержание ценностных традиций класса, школы
– Разработка и проведение акций, имеющих ценностное содержание
– Использование ситуаций вхождения «новеньких» в детский коллектив
– Встреча с ветеранами, забота о них
– Публичная нравственная оценка событий и поступков
– Помощь тем, кто отсутствовал в школе
– Разбор конфликтных ситуаций
– Празднование ценностно-окрашенных  праздников
– Проведение  совместной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий
– Встречи с духовно богатыми людьми
– Поездки в места, насыщенные культурными, духовными смыслами – погружение в атмосферу

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны иметь представления

– о духовных и нравственных ценностях; 
– о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
– о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
– о том, как беречь и поддерживать красоту; 
– как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
– верить в свои силы, иметь  желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам, обязанностям человека

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание ценностей здоровья и ЗОЖ

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.

Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания

Предполагаемый результат:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

Работа  по реинтеграции воспитанников в кровную семью

В настоящее время все более актуальным становится оказание помощи  и поддержки семье и детям, относящимся к «группе риска» и возвращение их в социум.

Основываясь на приоритетном праве ребенка жить и воспитываться в семье, закрепленном Конвенцией ООН о правах ребенка, ст. 54, 55, 123 Семейного кодекса РФ, в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 26.06.1999 года, опираясь на разработанные в России формы и методы работы с семьей, оказавшейся в трудной ситуации, нами разработана программа работы с биологическим семьями воспитанников.

Психологами, исследовавшими проблемы несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, доказано, что лишение детей родительской заботы с последующим жизнеустройством в детских домах отрицательно сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Главной проблемой выпускников закрытых учреждений  становится их закономерная неспособность строить свою семью: любить, развивать отношения, преодолевать трудности, воспитывать детей. Они часто не могут войти в социум, так как не имеют опыта семейной жизни, ведения домашнего хозяйства, взаимодействия с обществом, занимают позицию иждивенчества, помня о своих правах и забывая об обязанностях. Воспитать личность можно только в исторически проверенных условиях семьи. Мы запланировали и реализуем работу, направленную на жизнеустройство детей в биологическую семью.  

Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью – это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа семьи. Положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско-родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.

Цель: установление и сохранение родственных связей воспитанников детского дома, сохранение биологической семьи для ребенка, обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье. 

 Задачи.

1.Социально-психологическая работа с биологическими родителями.
2. Психолого-педагогическая работа с воспитанниками.

Мероприятия классного руководителя.

1. Выявление семей, родственников, которые могут взять ребенка обратно в семью.

2. Работа с семьей

– индивидуальные беседы
– консультации по вопросам воспитания ребенка
– обследование жилья
– приглашение родителей, родственников на мероприятия в детский дом
– предоставление возможности взять ребенка на выходные, на каникулы
– формирование положительной мотивации на возвращение ребенка в семью
– помощь в восстановлении в родительских правах

3. Работа с ребенком

– формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания
– развитие социального интеллекта, коммуникативных навыков
– нравственное развитие ребенка
– формирование позитивного, терпимого отношения к родственникам, мотивация на возвращение в кровную семью.

Циклограмма деятельности классного руководителя

 

Направления деятельности

Понедельник Смотры готовности к школе (форма, школьные принадлежности, тетради, дневники, и др.)
Вторник Работа с активом (планирование мероприятий)
Среда Консультации с родителями
Четверг Подготовка к мероприятиям
Пятница Работа с учебной комиссией
Суббота Классный час

Приложение 1