Цели:
- познакомить учащихся с животными, занесенными в Красную книгу России;
- развивать познавательную активность детей, формировать потребность познавать животный мир своей малой родины,расширить знания об окружающем мире, стимулировать к поиску новых знаний, развивать интерес к краеведению;
- воспитывать доброе отношение к природе.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентационное сопровождение урока.
Метод обучения: словесный, наглядный.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель.
Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки.
Все живое береги ты на этом свете!
Ты природу полюби, каждую травинку.
С птицами давай дружи, береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй в лесу, на поляне.
Реки ты не засоряй, бой объявим склянкам.
Не неси ежа домой, бабочку не трогай,
Школьник! Помни ты всегда – их не так уж много!
2. Проверка домашнего задания.
Учитель. Перед тем, как приступить к изучению новой темы занятия, мы должны убедиться, что редкие растения , изученные на предыдущем уроке, мы хорошо знаем.
– Расскажите, с какими растениями мы познакомились на прошлом занятии?
Рассказы детей сопровождается показом слайдов с этими растениями.
Выслушивается ответ одного ученика и дополнения остальных учащихся.
Далее проводится конкурс рисунков на тему: “Страничка Красной книги”. Странички с рисунками и сообщениями прикрепляются к доске, художники по очереди комментируют свои работы. В своих рассказах дети обязательно указывают литературу, с которой работали. Дети выбирают 2–3 лучшие работы.
3. Введение в тему занятия.
Учитель. Отгадайте о ком и о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
У какой птицы клюв похож на гитару? (У колпицы.)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль.)Есть крылья – не летаю,
Ног нет, а гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звезд не считаю,
Людей избегаю. (Рыба.)Два рога, а не бык,
Шесть ног – без копыт. (Жук.)Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река.)
Учитель. Попробуйте установить, что объединяет все угаданные объекты?
Ученики. Рыба живет в воде; колпица, журавль, жук-олень – животные.
Учитель. Что вы можете сказать о каждом животном? (Рассказы учащихся.) А хотите узнать еще больше? Тогда приступим к изучению новой темы.
4. Изучение новой темы.
Учитель. На территории Волгоградской области обитают виды животных, занесенных в международную Красную книгу среди которых: выхухоль, дрофа, колпица, журавль-красавка, волжская сельдь, стерлядь, сокол – степной лунь, жук-олень.
Волжская сельдь. (Семейство сельдевые.)
Распространение. Волжская сельдь для нереста заходит в нашу реку Волга (до плотины Волгоградской ГЭС).
Место обитания. Проходная рыба. Достигает длины 40 см и массы 600 г. Продолжительность жизни 6–7 лет. Размножается 2–3 раза в год. Зимой плавает в Каспии на глубине 12–25 м; весной образует скопления, в мае заходит в Волгу для нереста (для откладывания икры). В июне отнерестившиеся т.е. отложившие икру, взрослые рыбы скатываются в море. В море питаются мелкой рыбой.
Численность. В настоящее время численность резко сократилась в результате строительства плотин, загрязнения воды, заболеваний.
Охрана. Восстановлению численности может способствовать улучшение экологической обстановки в реке Волга и развитие искусственного воспроизводства.
5. Физкультминутка.
Жук.
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: “Ж-Ж-Ж”.
Дети складывают ладони рук под углом-крыша “домика”
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел,
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Вот он влево полетел
Каждый влево посмотрел.
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.
Жук наш приземлился,
Направление движения вниз и приседание.
Жужжа, закружился:
Ж-ж-ж-ж.
Делают вращательное движение руками типа волчка и встают.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук , вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Поочередно протягивают руки и смотрят на них.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
Поднимают руки вверх и смотрят на них.
На носочки мы привстали –
Но жука мы не достали.
Приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх.
Хлопнем вместе –
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлопки над головой,
Чтобы улететь он смог.
Ж-ж-ж-ж.
Имитируют полет жука.
6. Продолжение изучения материала.
Учитель. Жук-олень. (Семейство рогачи.)
Описание. Жук длиной 25–75 мм. Тело черного цвета. У самца надкрылья и верхние челюсти коричневые, у самки надкрылья – черно-бурые.
Распространение. Волгоградская область.
Местообитания. Жук-олень предпочитает дубовые лес, встречается и в старых парках. Они питаются в основном внутренними частями ствола дуба или корней, может жить в древесине вяза, березы, ив и плодовых деревьев.
Учитель. Назовите плодовые деревья, которые вам известны?
Ученики. Груша, яблоня, слива, абрикос, черешня.
Учитель. Жуки-олени питаются соком, вытекающим из деревьев, а также соком из поврежденных ими молодых побегов деревьев и кустарников. Летает чаще в теплые вечера, обычно с конца мая до июля.
Численность. Численность сокращается из-за уничтожения дубрав, отмирания старых дубов.
Охрана. Необходимо ограничить рубку старых дубрав.
Русская выхухоль. (Семейство кротовые.)
Распространение. В реке Хопер нашей с вами Волгоградской области.
Местообитания. Наиболее излюбленными местами ее обитания служат пойменные озера, с богатой водно-болотной растительностью, с зарослями кустарников или лесом по берегам. Предпочитает озера глубиной 1–2 м. Встречается и в небольших реках с тихим течением. Выхухоль – всеядное животное. В поисках убежищ выхухоль активно передвигается весной. летом зверьки придерживаются одних и тех же мест, ближе к осени покидают пересыхающие водоемы и уходят в не пересыхающие , где остаются на зимовку.
Численность. Сокращение численности выхухоли в основном происходит : сетное рыболовство, выпас скота, загрязнение водоемов, при высыхании водоемов . Конкурентом выхухоли в заселении нор является ондатра, норы разрушает кабан.
Охрана. Запрет на добычу. Охраняется в Хоперском заповеднике. Следует ограничить рубку леса, усилить работу по борьбе с браконьерством. Отлов ондатры и других пушных зверей следует осуществлять специальными орудиями лова, исключающими гибель выхухоли.
Красавка. (Семейство журавлиные.)
Распространение. Южнее Волго-Донского канала (озеро Сарпа).
Местообитания. Населяет плоские степи. Гнездится по остепненным долинам рек. Гнездо – неглубокая ямка, слегка выложенная камешками, сухим пометом, стебельками травы, обычно недалеко от воды. Яйца лежат прямо на земле. Питается частями растений, насекомыми. Перед отлетом собирается на полях, поедая зерна и проростки озимых культур.
Численность. В настоящее время численность , составляет около 1200 особей в Нижнем Поволжье. Много гнезд гибнет при обработке и посевных полей и от вытаптывания на пастбищах скотом.
Охрана. Россия заключила двухстороннее соглашение с Японией и Индией об охране этих мигрирующих птиц.
Колпица. (слайд) (Семейство ибисовые.)
Распространение. Изредка гнездится в дельте реки Волги и Волго-Ахтубинской пойме.
Не гнездящиеся птицы изредка встречаются в районе Волгоградского вдхр.
Местообитания. Поймы рек, пресноводные и соленые озера. Кормится личинками насекомых, реже мальками рыб. Зимуют в Иране, Пакистане, Индии.
Численность. В Волго-ахтубинской пойме гнездится 100–150 пар .Причиной сокращения числа колпицы – браконьерство, шторма, после которых размывает и затопляет острова, где гнездятся колпицы, резкие похолодания, в результате выжигания тростников гибнут целые колонии.
Охрана. Заключены двухсторонние соглашения с Японией, КНДР, Индией, Республикой Корея об охране мигрирующих птиц.
Стерлядь. (Семейство осетровые.)
Местообитания. Типично пресноводная рыба, но в реке Волга обитает полупроходная форма. Нерестится в мае. Икра откладывается на каменисто-галечный грунт. Взрослые особи обычно достигают длины 40–60 см и массы 0.5–2.0 кг, иногда встречаются экземпляры массой 6–7 кг и даже 16кг.Осенью ,в сентябре, собирается на глубоких участках рек (ямах), где проводит всю зиму в малоподвижном состоянии, не питаясь. Живет стерлядь около 30 лет.
Численность. До 1969 г. она была многочисленной, имела промысловое значение, но в 1969–1970 гг. произошло почти полное ее исчезновение и в последующие 15 лет отмечались лишь единичные экземпляры. Причиной сокращения числа стерляди – загрязнение рек промышленными и бытовыми стоками, браконьерский вылов.
Охрана. Необходимо организовать искусственное воспроизводство, проводить мероприятия по борьбе с загрязнением рек различными стоками.
Дрофа.
Распространение. Наиболее крупная и благополучная группировка населяет Нижнее Поволжье, в основном наша Волгоградская область, Заволжье (Золотари), Нехаевский район (Дударевская степь).
Местообитания. Поселяется на открытых территориях. В основном в злаковых степях и широких лугах. Гнездится на полях где произрастает пшеница, ячмень, просо, кукуруза, подсолнечник, картофель, на пашнях, пастбищах. Кормится различными насекомыми, семенами трав. из наших мест летит на зимовки в Крым, Турцию, Иран, Пакистан, Афганистан.
Численность. В Нижнем Поволжье свыше 6 тыс.– к началу 80 гг.
Отмечается гибель дроф при столкновении при столкновении с высоковольтными линиями. Значительная гибель кладок происходит во время обработки полей сельхозмашинами и от воронья, которое разоряет гнезда. То же происходит при выпасе скота.
Охрана. Имеются заказники где гнездится дрофа в нашей Волгоградской области. Заключено соглашение между Россией и Индией об охране мигрирующих птиц.
6. Итог урока.
Учитель. Сегодня мы говорили о животных, занесенных в Красную книгу России. Вы узнали много нового и интересного из их жизни. А теперь разгадайте кроссворд.
Задание к кроссворду:
Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. (Боярышник.)
Посреди деревьев кузнец кует. (Дятел.)
Эти птицы, стараясь в двух-трехлетнем возрасте привлечь к себе пару, ухаживают так: стучат клювом и подпрыгивают вверх и вниз в сложном танце. Создав пары, больше никогда не расстаются. (Журавль.)
Летом бежит, а зимой молчит. (Река.)
Черный, проворный, кричит “крак”, червякам враг. (Грач.)
Верст не считала, по дороге не ездила, а за морем была. (Птица.)
Учитель. Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце.
Ученики. Береги!
Учитель. Растения и животные Красной книги обращаются к вам: берегите природу, а это животные, растения.
Учащиеся. (Читают стихотворение.)
Береги природу.
1-й ученик.
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
2-й ученик.
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно б взмывали ввысь.
Ведь небо-это их стихия!
Ведь небо-это их свобода!
Ведь небо-это вся их жизнь!
3-й ученик.
А в небе стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля... Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
4-й ученик.
Тогда бы мертвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
5-й ученик.
Я не хочу такого мира,
Где все так серо и уныло...
Опомнись, вздрогни , человек.
Не долог на земле твой век.
6-й ученик.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
7-й ученик.
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу.
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
8-й ученик.
И трелью птиц, веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав...
Учитель. Природу берегите, дети,
Ведь нет другой на этом свете!
7. Домашнее задание. Нарисуйте в своих альбомах портреты птиц, о которых мы сегодня говорили на уроке.