“Организация внеурочной деятельности обучающихся 2 класса средствами комплексной образовательной программы “Мир моих интересов. Другой взгляд – другой Мир”.
В 2013–2014 году наша школа продолжает участвовать в эксперименте Томского открытого молодёжного университета. На современном этапе школьного образования актуальными становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и развитие деятельностных компетенций, позволяющих расширить рамки образовательной программы. Наряду с этим, неотъемлемой частью образовательной программы в школе на сегодня становится внеурочная деятельность, задача которой, в соответствии с ФГОС, организовать образовательный процесс с учётом целей, интересов и потребностей современных детей и родителей. Таким образом, нами видится проблема формирования модели внеурочной деятельности, которая поможет учащемуся встроиться в современное информационное, коммуникационное и социальное пространство.
Решать эту непростую задачу позволяет экспериментальная образовательная программа “Мир моих интересов. Другой взгляд – другой мир”, которая направлена на развитие познавательного интереса учащихся 2 класса за счёт создания связей между разными “мирами”, с помощью информационно-образовательной среды, на основе практико-ориентированного подхода. Предполагаемый образовательный результат учащегося – формирование универсальных учебных действий (УДД) в сотрудничестве с учителем и родителем. Поэтому особое внимание уделяется заданиям, развивающим аналитическое мышление, внимание, умение сопоставлять, сравнивать и систематизировать информацию.
Цели эксперимента:
- развитие интеллектуальных, творческих способностей за счёт проектной деятельности школьников с помощью средств информационных технологий;
- формирование умений самостоятельного приобретения знаний в рамках индивидуальной образовательной траектории развития с помощью родителей;
- развитие у ребёнка всех типов УУД;
- установление метапредметных связей;
- развитие познавательного интереса у ребёнка.
Задачи эксперимента:
- организация внеурочной деятельности младших школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении образовательных, игровых и информационных технологий;
- организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
- развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;
- внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий;
- развитие личности школьника, становление его мировоззрения; самостоятельности и творческих способностей путём включения в проектную и исследовательскую деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды;
- духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
В нашей школе на внеурочную деятельность “Мир моих интересов. Другой взгляд-другой Мир” выделено 3 часа: 1 час внеаудиторного мероприятия – экскурсии, посещение музеев, выставок, библиотек и т.д. и 2 часа аудиторные, в ходе которых выполняется сам проект или его составляющие (определение цели, поиск информации). В этом учебном году курс “Мир моих интересов. Другой взгляд-другой Мир” построен по модульному принципу, поэтому изменились и сами занятия. Кейсы, разработанные ОМУ, позволяют провести занятия несколько по-иному, чем в 1-ом классе. В ходе реализации курса I и II четверти мы использовали различные формы проведения занятий. Наиболее продуктивной для нас оказалась организация занятий “1+2”. Приведем пример такой формы организации занятий.
В ходе прочтения методических рекомендаций к кейсовому мероприятию “Животные мира” родилась идея провести это мероприятие в краеведческом направлении.
И на 1-ом занятии мы отправились с детьми в Волгоградский краеведческий музей на экскурсию. Научный сотрудник музея познакомила ребят с животными, обитающими в нашей области. Лекция прошла живо и интересно, дети с удовольствием отвечали на вопросы. Перед поездкой в музей мы совместно с детьми определили цель, и каждый выбрал для себя животное, о котором составит буклет и расскажет на следующем занятии. Домашнее задание было напечатать фотографию понравившегося животного.
Второй час этого кейсового мероприятия мы с детьми провели в классе в поисках информации о понравившемся в музее животном. Поиск информации осуществляли с использованием нетбуков. После этого, на приготовленных заранее заготовках будущих буклетов, ребята наклеили напечатанные дома фотографии и описание своего животного, таким образом был создан буклет о понравившемся животном. В конце занятия каждый представил свой буклет.
Третье занятие было посвящено созданию животного. Скоро Новый год и хорошо бы подарить родным и близким подарок. Почему бы не лошадку, бегающую на просторах Волгоградской области и хозяйку 2014 года. Представление о лошади нашли в интернете. Занятие продолжили так, что рассмотрели с ребятами лебедя, сделанного четвероклассниками в технике оригами, вспомнили о водоплавающей птице, занесённой в Красную книгу Волгоградской области и прилетающей к нам на лето и тоже решили сделать, но уже новогодний подарок своими рукамидля родителей, лошадь изготовленную из новогодних украшений. Работать с мишурой оказалось интересно и нетрудно. А сколько восторга она вызвала у детей? Все с удовольствием выполняли эту работу и в итоге получились новогодние подарки.
Таким образом, представленная нами форма организации курса “Мир моих интересов. Другой взгляд-другой Мир” через проектную деятельность даст возможность приобщить младших школьников к поиску информации, используя интернет и ИКТ, к миру искусства, любовь к природе родного края, возможность проявить творчество в оформлении конечного результата проекта.
Краткая схема организации проектной деятельности в ходе кейсовых мероприятий, как видится нам:
1-е занятие – мероприятия выездные, сбор информации, определение цели проекта.
2-е занятие – занятие обобщения информации, оформление буклета, представление его одноклассникам.
3-е занятие – подведение итогов по поиску информации. Определение конечного продукта проектной деятельности. Изготовление поделки. Оформление ёлки.