Целью моего выступления является показать подходы, которые мы использовали для разработки программ внеурочной деятельности и познакомить коллег с той работой, которая проделана в нашей школе в данном направлении.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего “я”. Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа для него стала вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется “штучная выделка” настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.
Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Содержание дополнительного образования на начальном этапе задается стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевленный) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.
В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально – нравственные ценности и культурные традиции.
Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Интенсивное развитие системы дополнительного образования на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании.
Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламинтировано и способно к построению диалогических, субъект-субъектных отношений. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, т.е. детьми и педагогом как равноправными субъектами.
Такой поисковый режим образования наиболее полно может быть реализован именно в дополнительном образовании.
Примерные программы внеурочной деятельности структуированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.
В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Внеурочная деятельность, отраженная в сетке часов учебного плана, организована в нашей школе с учетом:
- запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг;
- специфики образовательной деятельности школы;
- кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности.
Внеурочную деятельность мы рассматриваем как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Структура учебного плана внеурочной деятельности в каждом классе представлена следующими направлениями и разделами:
1. Духовно-нравственное развитие:
- программа “Я-гражданин России” (реализуется с 3 класса);
- уроки толерантности, Речь и культура (реализуется со 2 класса) игры народов мира;
- этическая грамматика, Русская народная игра (реализуется с 3 класса
- игры народов мира 4 классы.
Столь важно уже на ранних этапах развития и обучения ребенка залажить в его сознание общепринятые этические нормы, сформировать навыки поведенчиской культуры.
2. Научно-познавательная деятельность:
- программа “Исследовательская деятельность (реализуется со 2 класса);
- консультации.
3. Художественно-эстетическое развитие учащихся:
- хоровое пение (реализуется в 1, 2 классах);
- ритмическое сольфеджио и сольфеджио + (реализуется в 1а классе);
- фортепианный ансамбль.
Детский музыкальный театр,
- организация театрализованных представлений”,
- общеразвивающие занятия сценическим движением и речью в 1-2 классах, “Ансамбль клавишных синтезаторов”,
- кукольный театр 4 классы,
- час театра 4 кл.
4. Спортивно-оздоровительное направление:
- программа “Шахматная школа” (реализуется со 2 класса);
- уроки здоровья (реализуется со 2 класса);
- танцевальный клуб, 1–2 классы;
- школа светофорных наук - 1 кл.;
- подвижные игры и прогулки – 1 кл.
Представляя подходы к разработке содержания рабочих программ по внеурочной деятельности, отмечу, что при их составлении мы исходили, прежде всего, из специфики работы школы, как учреждения с углубленным изучением отдельных предметов.
Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности школы является организация исследовательской деятельности, которую мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, позволяющей повысить не только конкурентоспособность учащихся, но и выйти на новый уровень достижений, значимых как для личности, так и для муниципальной образовательной системы.
Поэтому в рамках внеурочной деятельности школьников особое место занимает реализация программы “Учебные исследования”. Данная программа способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на наш взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития.
Занятия в рамках данной программы проводятся учителями начальных классов, поскольку они обладают достаточным арсеналом современных методик исследовательского обучения. Программа направлена на формирование у учащихся познавательных функций всех уровней и способствует приобретению социального опыта.
В этой связи программой предусмотрено вовлечение учащиеся в исследовательские проекты.
Развитию умений изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности помогает учащимся программы: Игры народов мира, Русская народная игра, Подвижные игры и прогулки.
Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности. Это программы:
- хоровое пение (реализуется в 1, 2 классах),
- ритмическое сольфеджио и сольфеджио + (реализуется в 1а классе),
- фортепианный ансамбль.
“Детский музыкальный театр
- организация театрализованных представлений”,
- общеразвивающие занятия сценическим движением и речью в 1-2 классах, “Ансамбль клавишных синтезаторов”,
- кукольный театр 4 классы,
- час театра 4 кл.
Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
К реализации данных программ мы привлекли педагогов дополнительного образования школы, которые имеют соответствующую квалификацию и достаточный опыт работы по данным направлениям. Большую роль при этом мы отводим имеющейся в школе ресурсной базе. Сегодня педагоги, реализующие программу “Школьный театр”, ставят своей задачей помочь детям реализовать свои познания и умения в творческом показе, в работе над миниатюрами. Театральные игры обучают учащихся также общению друг с другом, развивают сценическое искусство, что способствует развитию коллективного мышления и коллективного творчества.
Реализация программы внеурочной деятельности “ Художественно эстетического развития” предполагает развитие у детей музыкальных способностей и рассчитана на 4 года.
Немаловажным для заказчиков образовательных услуг является привлечение учащихся к занятиям спортом.
Это направление внеурочной деятельности для школьников представлено курсами:
- программа “Шахматная школа” (реализуется со 2 класса),
- уроки здоровья (реализуется со 2 класса),
- танцевальный клуб, 1 классы,
- танцевальный клуб, 2 классы,
- школа светофорных наук 1 кл.,
- подвижные игры и прогулки.
Спортивные игры, которые проводятся в рамках внеурочной деятельности, выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности
педагогов и школьников позволяет успешно
интегрировать различные виды и формы
нормативных и самодеятельных занятий,
изобретаемых участниками педагогического
процесса (как в содружестве, так и
индивидуально).
Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в
учебно-воспитательном процессе обеспечивается
тремя основными связями: взаимодействия,
организации и управления. Первые обеспечивают
взаимодействие урочных и внеурочных занятий в
педагогическом процессе; вторые - организацию
системы урочно-внеурочной работы; третьи -
управление данной системой.
В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:
1. Все виды внеурочной деятельности, организуемой в рамках ФГОС, предоставляют учащимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям и по своему желанию.
2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.
3. При организации внеурочной деятельности есть возможность опираться на имеющийся в школе положительный опыт социального партнерства и образовательные ресурсы.
4. Внеурочная деятельность позволяет интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, а также ресурсов образовательной среды школы.
Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.
В завершение хочу отметить, что первый опыт организации внеурочной деятельности, стал для педагогического коллектива нашей школы важным с позиций дальнейшего совершенствования её модели и создания условий для достижения запланированных образовательных результатов, обозначенных Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.