Тип урока: Открытие новых знаний.
Дидактическая цель урока:
Формирование у учащихся способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)
Методические задачи урока:
Обучающие:
- Учить детей делать выводы.
- Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
- Обогащать словарный запас.
Развивающие:
- Развивать универсальное учебное действие учащихся.
- Развивать монологическую речь учащихся.
- Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
- Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
- Развивать произвольное вынимание, память, воображение.
- Развивать интерес к изучению окружающего мира.
Воспитывающие:
- Воспитывать патриотизм.
- Воспитывать дружелюбие и взаимовыручку.
- Воспитывать желание прийти на помощь однокласснику.
Основные дидактические методы:
- Проблемный.
- Частично-поисковый.
- Практический.
Форма организации познавательной деятельности:
- Коллективная.
- Индивидуальная.
- Работа в парах.
- Работа в группах.
Место данного урока в системе уроков по теме:
Четвертый урок в разделе “Вселенная, время, календарь”.
Оборудование и используемые учебные пособия:
- Учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая “Окружающий мир. 2 класс”, Москва, “Просвещение”, 2012.
- Рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая “Окружающий мир. 2 класс”, Москва, “Просвещение”, 2012.
- Евгений Шварц “Сказка о потерянном времени”.
- Сергей Аксаков “Аленький цветочек”.
- Николай Носов “Бобик в гостях у барбоса”.
- Таблица самооценки деятельности на уроке.
Технические средства:
- Магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.
Комментарии:
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению окружающего мира.
- Иметь представления о моральных нормах поведения.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
- Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Познавательные:
- Кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях.
- Осуществлять анализ объекта(с выделение двух – трех существенных признаков).
Коммуникативные:
- Воспринимать мнения других людей о явлениях окружающего мира.
- Понимать задаваемые вопросы.
Сценарий урока:
1. Самоопределение к деятельности.
Урок с улыбки начинаем
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.
2. Актуализация и пробное учебные действие.
В начале урока группа учеников – исследователей проверит и сосчитает, сколько часов в школьном здании и где находятся самые главные часы в школе.
В начале урока учитель показывает детям фотографии, выполненные 1 сентября в
1 классе, и сообщает: Ребята, прошло какое то время, как были сделаны эти
фотографии. Когда это было?
(В прошлом году.)
Учитель: Что такое прошлое?
(Прошлое – это то, что уже прошло.)
Учитель: А как мы назовем то, что происходит с нами сейчас?
(Настоящее – это то, что происходит с нами сейчас.)
Учитель: А как вы думаете, что такое будущее?
(Будущее – это то, что будет.)
Учитель: Когда вы перейдете в 3 класс: в будущем или прошлом?
(Мы перейдем в 3 класс в будущем.)
Учитель: А можно ли на вернуться на год назад в 1 класс?
(Нет, нельзя.)
Учитель: Отгадайте загадку: они всегда бежит вперед и никогда не
устает?
(Время.)
Учитель: А можно ли остановить время?
(Время остановить нельзя. Но с помощью фотографий и рисунков можно сохранить
память о том или ионом событии.)
Учитель: Разглядывая фотографии, картины, мы как через волшебное стекло заглядываем в прошлое.
Учебник стр. 16–17.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Учитель: Рассмотрите фотографии и рисунки, о чем они могут рассказать?
(Дети указывают на каком рисунке изображено прошлое, на каком – настоящее, а
на каком – будущее.)
Учитель: Какие предметы времени это подсказали?
(Одежда и внешний вид людей, транспорт.)
Учитель: А где живет наше будущее?
(Наше будущее живет в мечтах, воображении и надеждах. А еще – в настоящем, от
него зависит каким будет наше будущее.)
Учитель: А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его?
(Потрогать время рукой и рассмотреть его нельзя.)
Учитель: Как люди научились измерять невидимое и неслышимое время?
(С помощью часов.)
Учитель: Мы отправляемся в музей времени. В первом зале экскурсоводы расскажут нам о часах прошлого.
Первый “экскурсовод” рассказывает о солнечных часах.
(Часы не всегда имели такой привычный для нас вид, как в настоящее время.
Солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. На циферблат с
цифрами от 1 до 12 падала тень от колышка или дощечки.
Чтобы проверить действие солнечных часов “хранители времени” проводят опыт с фонариком и предметом, отбрасывающим тень: от положения фонарика меняется положение тени.)
Второй “экскурсовод” рассказывает о водяных часах.
(Это сосуд, из которого через отверстие постоянно вытекает вода. Потом нужно
снова наполнять сосуд. Количество воды было строго отмеряно. Это и позволяло
определить время.)
Третий “экскурсовод” рассказывает о песочных часах.
(Песочные часы делали в виде 2х воронкообразных сосудов, поставленных один на другой. Верхний сосуд заполнялся песком до определенного уровня. Продолжительность высыпания песка и служила мерой времени.)
4. Групповая работа.
Учитель: вы будете работать в группах. Вам необходимо указать какие недостатки имели солнечные, водяные и песочные часы.
(I-я группа: Солнечные часы в пасмурный день и ночью часы не работали.
II-я группа: Часто нужно наливать воду.
III-я группа: Нужно постоянно переворачивать часы.)
Учитель: Сейчас без часов нам не обойтись. Они имеют разную форму и размер, есть маленькие часы и часы великаны.
Учитель: Какие главные часы у нас в стране?
(Самые главные часы – кранты у нас в стране.)
Учитель: А где они находятся?
(Они находятся на Спасской башне Московского Кремля.)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Группа учеников исследователей выявила, в школе есть часы, их всего 17:
- В классных кабинетах;
- В школьной библиотеке;
- В вестибюле школы.
Учитель: Какие самые часы в школе?
(Самые главные часы в вестибюле, по ним дают звонки.)
Физкультминутка.
Тик – так, тик – так тикают минуты
Тик – так, так – так все часы идут вот так.
(Дети поднимают и опускают плечи, качают согнутыми в локтях и поднятыми руками, шагают на месте.)
6. Реализация построения проекта.
Практическая работа.
Дети получают модели часов и изучают их устройство.
(Корпус, циферблат, стрелки.)
На моделях часов дети устанавливают различное время и определяют его.
Учитель: Какая стрелка самая медленная на часах?
(Самая медленная стрелка на часах часовая.)
Учитель: Какая стрелка самая быстрая?
(Это секундная стрелка.)
Учитель: Как вы думаете, минута это много или мало? Что можно сделать за минуту?
(Дети высказывают свое мнение)
Учитель: За одну минуту на заводе холодильников их выходит более 100
новеньких.
На кондитерской фабрике за минуту выпускают 78 кг конфет.
Каждую минуту с конвейера автомобильного завода сходит 1 автомобиль.
Вот почему люди экономят каждую минуту.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: С помощью чего можно определить время?
(С помощью часов и календаря.)
Групповая работа стр. 12 рабочей тетради:
I-я группа – прономеруйте единицы измерения времени в порядке их увеличения.
II-я группа – расположите карточки в порядке уменьшения.
III-я группа – распределите единицы измерения времени в 2 групп: первая – можно
определить по часам, вторая – по календарю.
Представитель каждой группы распределяет карточки на доске.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Что такое часы? Для чего нужны часы? Какие ты знаешь единицы измерения времени? В каких литературных произведениях упоминается от часах.
Учитель: Сегодня часы наши верные спутники. Поэтому учитесь ценить и экономить свое и чужое время.
9. Домашнее задание.
Учебник стр. 16–19. Рабочая тетрадь № 3 стр. 13. Найти пословицы и поговорки о времени (по желанию).