Урок окружающего мира по программе "Перспектива". Тема: "Время". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: Открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока:

Формирование у учащихся способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)

Методические задачи урока:

Обучающие:

  • Учить детей делать выводы.
  • Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
  • Обогащать словарный запас.

Развивающие:

  • Развивать универсальное учебное действие учащихся.
  • Развивать монологическую речь учащихся.
  • Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
  • Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
  • Развивать произвольное вынимание, память, воображение.
  • Развивать интерес к изучению окружающего мира.

Воспитывающие:

  • Воспитывать патриотизм.
  • Воспитывать дружелюбие и взаимовыручку.
  • Воспитывать желание прийти на помощь однокласснику.

Основные дидактические методы:

  • Проблемный.
  • Частично-поисковый.
  • Практический.

Форма организации познавательной деятельности:

  • Коллективная.
  • Индивидуальная.
  • Работа в парах.
  • Работа в группах.

Место данного урока в системе уроков по теме:

Четвертый урок в разделе “Вселенная, время, календарь”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

  • Учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая “Окружающий мир. 2 класс”, Москва, “Просвещение”, 2012.
  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая “Окружающий мир. 2 класс”, Москва, “Просвещение”, 2012.
  • Евгений Шварц “Сказка о потерянном времени”.
  • Сергей Аксаков “Аленький цветочек”.
  • Николай Носов “Бобик в гостях у барбоса”.
  • Таблица самооценки деятельности на уроке.

Технические средства:

  • Магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.

Комментарии:

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению окружающего мира.
  • Иметь представления о моральных нормах поведения.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
  • Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале.
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные:

  • Кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях.
  • Осуществлять анализ объекта(с выделение двух – трех существенных признаков).

Коммуникативные:

  • Воспринимать мнения других людей о явлениях окружающего мира.
  • Понимать задаваемые вопросы.

Сценарий урока:

1. Самоопределение к деятельности.

Урок с улыбки начинаем
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.

2. Актуализация и пробное учебные действие.

В начале урока группа учеников – исследователей проверит и сосчитает, сколько часов в школьном здании и где находятся самые главные часы в школе.

В начале урока учитель показывает детям фотографии, выполненные 1 сентября в 1 классе, и сообщает: Ребята, прошло какое то время, как были сделаны эти фотографии. Когда это было?
(В прошлом году.)

Учитель: Что такое прошлое?
(Прошлое – это то, что уже прошло.)

Учитель: А как мы назовем то, что происходит с нами сейчас?
(Настоящее – это то, что происходит с нами сейчас.)

Учитель: А как вы думаете, что такое будущее?
(Будущее – это то, что будет.)

Учитель: Когда вы перейдете в 3 класс: в будущем или прошлом?
(Мы перейдем в 3 класс в будущем.)

Учитель: А можно ли на вернуться на год назад в 1 класс?
(Нет, нельзя.)

Учитель: Отгадайте загадку: они всегда бежит вперед и никогда не устает?
(Время.)

Учитель: А можно ли остановить время?
(Время остановить нельзя. Но с помощью фотографий и рисунков можно сохранить память о том или ионом событии.)

Учитель: Разглядывая фотографии, картины, мы как через волшебное стекло заглядываем в прошлое.

Учебник стр. 16–17.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Учитель: Рассмотрите фотографии и рисунки, о чем они могут рассказать?
(Дети указывают на каком рисунке изображено прошлое, на каком – настоящее, а на каком – будущее.)

Учитель: Какие предметы времени это подсказали?
(Одежда и внешний вид людей, транспорт.)

Учитель: А где живет наше будущее?
(Наше будущее живет в мечтах, воображении и надеждах. А еще – в настоящем, от него зависит каким будет наше будущее.)

Учитель: А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его?
(Потрогать время рукой и рассмотреть его нельзя.)

Учитель: Как люди научились измерять невидимое и неслышимое время?
(С помощью часов.)

Учитель: Мы отправляемся в музей времени. В первом зале экскурсоводы расскажут нам о часах прошлого.

Первый “экскурсовод” рассказывает о солнечных часах.
(Часы не всегда имели такой привычный для нас вид, как в настоящее время. Солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. На циферблат с цифрами от 1 до 12 падала тень от колышка или дощечки.

Чтобы проверить действие солнечных часов “хранители времени” проводят опыт с фонариком и предметом, отбрасывающим тень: от положения фонарика меняется положение тени.)

Второй “экскурсовод” рассказывает о водяных часах.
(Это сосуд, из которого через отверстие постоянно вытекает вода. Потом нужно снова наполнять сосуд. Количество воды было строго отмеряно. Это и позволяло определить время.)

Третий “экскурсовод” рассказывает о песочных часах.

(Песочные часы делали в виде 2х воронкообразных сосудов, поставленных один на другой. Верхний сосуд заполнялся песком до определенного уровня. Продолжительность высыпания песка и служила мерой времени.)

4. Групповая работа.

Учитель: вы будете работать в группах. Вам необходимо указать какие недостатки имели солнечные, водяные и песочные часы.

(I-я группа: Солнечные часы в пасмурный день и ночью часы не работали.
II-я группа: Часто нужно наливать воду.
III-я группа: Нужно постоянно переворачивать часы.)

Учитель: Сейчас без часов нам не обойтись. Они имеют разную форму и размер, есть маленькие часы и часы великаны.

Учитель: Какие главные часы у нас в стране?
(Самые главные часы – кранты у нас в стране.)

Учитель: А где они находятся?
(Они находятся на Спасской башне Московского Кремля.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Группа учеников исследователей выявила, в школе есть часы, их всего 17:

  • В классных кабинетах;
  • В школьной библиотеке;
  • В вестибюле школы.

Учитель: Какие самые часы в школе?
(Самые главные часы в вестибюле, по ним дают звонки.)

Физкультминутка.

Тик – так, тик – так тикают минуты
Тик – так, так – так все часы идут вот так.

(Дети поднимают и опускают плечи, качают согнутыми в локтях и поднятыми руками, шагают на месте.)

6. Реализация построения проекта.

Практическая работа.

Дети получают модели часов и изучают их устройство.

(Корпус, циферблат, стрелки.)

На моделях часов дети устанавливают различное время и определяют его.

Учитель: Какая стрелка самая медленная на часах?
(Самая медленная стрелка на часах часовая.)

Учитель: Какая стрелка самая быстрая?
(Это секундная стрелка.)

Учитель: Как вы думаете, минута это много или мало? Что можно сделать за минуту?

(Дети высказывают свое мнение)

Учитель: За одну минуту на заводе холодильников их выходит более 100 новеньких.
На кондитерской фабрике за минуту выпускают 78 кг конфет.
Каждую минуту с конвейера автомобильного завода сходит 1 автомобиль.
Вот почему люди экономят каждую минуту.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: С помощью чего можно определить время?
(С помощью часов и календаря.)

Групповая работа стр. 12 рабочей тетради:

I-я группа – прономеруйте единицы измерения времени в порядке их увеличения.
II-я группа – расположите карточки в порядке уменьшения.
III-я группа – распределите единицы измерения времени в 2 групп: первая – можно определить по часам, вторая – по календарю.

Представитель каждой группы распределяет карточки на доске.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Что такое часы? Для чего нужны часы? Какие ты знаешь единицы измерения времени? В каких литературных произведениях упоминается от часах.

Учитель: Сегодня часы наши верные спутники. Поэтому учитесь ценить и экономить свое и чужое время.

9. Домашнее задание.

Учебник стр. 16–19. Рабочая тетрадь № 3 стр. 13. Найти пословицы и поговорки о времени (по желанию).