Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий “милосердие”, “ближний”, “любовь к врагам”.
Задачи урока.
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова “милосердие”; научить понимать христианское значение слова “ближний”.
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.
Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.
Приемы: беседа, рассказ, диалог.
Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор, учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры”/ А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010, статьи из толковых словарей, пословицы.
Планируемый результат.
В ходе урока учащиеся узнают:
- Что такое милосердие.
- Чем милосердие отличается от дружбы.
- Кого называют ближним.
- Как христианин должен относиться к людям.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Ресурсный круг.
- Кто такой ближний для тебя?
3. Мотивация деятельности. (Слайд 1). Презентация
- Сегодня на уроке узнаем:
- Что такое милосердие
- Чем милосердие отличается от дружбы
- Кого называют ближним
- Как христианин должен относиться к людям
4. Определение темы урока.
а) Словарная работа. (Слайд 2)
Притча - рассказ с нравоучением.
Самаряне - жители одной местности в Палестине.
Заповедь- правило жизни.
Жить достойно - жить по заповедям Христа.
Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.
б) Просмотр мультфильма “Притча о добром самарянине”. (Слайд 3).
в) Беседа по увиденному. (Слайд 4):
- Кому принес пользу поступок самарянина?
- Пострадавшему
- Самарянину
- Владельцу гостиницы
- Объясните свой выбор.
- Какими качествами обладал Самарянин?
- Равнодушие
- Доброта
- Жадность
- Скромность
- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.
- Чему учит притча?
- Кто такой ближний?
- Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.
“…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.
- Кого мы называем ближним (слайд 5)?
(Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи)
- Назовите главную заповедь Христа. (Люби ближнего, как самого себя.)
- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
- Тема нашего урока “Милосердие и сострадание” (слайд 6). Эпиграфом к уроку будут слова Зигфрида Ленца: "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".(Слайд)
5. Исследовательская работа в группах (слайд 7).
а) Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).
Первая группа.
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.
Вторая группа.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.
Третья группа.
Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Четвертая группа.
Толковый словарь Дмитриева
Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.
Пятая группа.
Современный толковый словарь: Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.
- Как понимаете слова?
- Что общего?
Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.
А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
б) Исследование слова “милосердие”.
- Разберите слово милосердие по составу.
- В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие.
- Подберите слова с корнями серд, боль, добр, используя суффиксы -н-, -чн-.
- Запишите эти слова(сердечный, сердобольный, добросердечный, больно, больной,..)
- Какие качества характеризуют эти слова?
- Как их называют? (Сердечные)
6. Беседа о милосердии.
- Милосердие выше, чем закон или справедливость.
- Прочитайте слова последнего абзаца на стр. 43.
Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно. Но прошло время ,и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, довести до дома или врача?
- Подумайте над этими вопросами.
- Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: “А Я говорю вам: любите врагов ваших” (слайд 8).
Человек и сам может научиться милосердию если будет совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…) Эти дела со временем изменят его сердце.
Святой Иоанн Златоуст (слайд 9) часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Милосердие - это не вялая отдача лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.
- Вспомните сказку “Царевна-лягушка”, когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой-лягушкой.
- Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?
Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный - это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.
Милосердие - традиционная черта россиян (слайд10).
7. Знакомство со значением слова “милостыня” через рассказ учащихся, посещающих Воскресную школу.
Первый ученик.
Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: “всякому просящему у тебя – дай”. А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее (слайд 11).
Второй ученик.
В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: “раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?”. А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.
Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке “ Искру Божью” .
8. Раскрытие блока “Знаменательные дни милосердия и сострадания” (слайд 12).
На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:
9 мая – День Победы.
12 мая - Международный День сестры милосердия.
1 июня - Международный день защиты детей.
9 июня – Международный день друзей.
1 октября - День пожилых людей.
16 ноября – День толерантности.
3 декабря - Международный День инвалидов.
- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.
- Неужели о доброте, чуткости, милосердии, сострадании и сопереживании, необходимо вспоминать только в эти дни?
9. Работа в группах.
- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.
- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.
- Доброе сердце о чужой беде болит.
- Человек милосердный благотворит душе своей.
- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
- Милосердие никогда не пропадет зря.
Проверка. (Слайд 13)
10. Обзор литературы.
- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? Затронули ли они вашу душу? Почему? ( чащиеся делятся впечатлениями).
Вывод. В этих произведениях авторы учат нас быть: добрыми, сострадательными, милосердными. Одно без другого быть не может. Доброта рождает сострадание, а сострадание - милосердие.
11. Рефлексия.
- Что нужно делать, чтобы каждого из вас считали милосердным? (Учащиеся пишут по одному предложению на листочках и прикрепляют к доске)
Вывод. (Слайд 14)
- Научиться любить ближних.
- Учиться прощать врагов.
- Подавать милостыню нуждающимся.
- Ребята, мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас добрыми людьми.
Ученик читает стихотворение:
Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя.
Л. Татьяничева.
12. Домашнее задание (слайд 15) – по выбору.
- Составьте кроссворд со словом “милосердие”.
- Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.
- Предложите социальную рекламу по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.
- Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих близких (слайд 16)!
Презентация опубликована не полностью, т.к. превышает допустимый объем публикации.