Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза.
2. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза.
3. Закрепление навыка грамматического оформления предложения.
4. Закрепление навыка употребления в речи антонимов.
5. Закрепление навыка употребления однокоренных слов.
6. Закрепление навыка образования приставочных глаголов.
7. Закрепление навыка образования формы родительного падежа существительных.
8. Совершенствование связной речи, активизация словаря.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие интонационной выразительности речи.
2. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
3. Развитие слухового и зрительного внимания.
4. Развитие диалогической речи.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование навыков работы в коллективе.
2. Воспитание у детей доброты, отзывчивости, готовности оказать помощь другу.
3. Воспитание любви к устному народному творчеству, потребности в чтении книг.
Оборудование: декорации: печка, яблонька, речка (из синей гофрированной бумаги), избушка; Баба-Яга (кукла би-ба-бо); мяч; проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Слайд 1.
Логопед:
- Ребята, помните ли вы сказку “Гуси-лебеди”? Назовите главных героев сказки.
Дети:
- Машенька и Ванюша.
Логопед:
- Сегодня мы с вами попробуем придумать свою сказку. Какая она получится - мы еще не знаем, но главных героев этой сказки мы захватим с собой.
Сказка наша начинается!
Слайд 2. (Учитель-логопед начинает предложения, а дети их договаривают.)
- Жили-были мужик ... (да баба).
- Была у них дочка Машенька и ее ... (братец Иванушка).
- Поехали как-то родители ... (на базар), а Машеньке наказали присматривать за ... (Иванушкой).
- А Машенька посадила братца ... (на травку), а сама побежала ... (играть с подружками).
- А когда вернулась, то увидела, что ... (пропал братец Иванушка).
- Унесли его гуси-лебеди на своих ... (крыльях).
Логопед:
- Ребята, поможем Машеньке найти братца? (Ответы детей.)
Давайте скажем предложение “Мы пойдем искать Иванушку” с разной интонацией.
Слайды 3 – 8.
(Дети произносят предложение радостно, удивленно, грустно, зло, спокойно).
II. Основная часть.
Слайд 9.
Логопед:
- Ну, что же, в путь! Посмотрите, ребята, что там белеет вдали?
Дети:
- Печка.
Логопед:
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка:
- Отведайте моих пирожков, тогда скажу.
Слайды 10 – 18.
(На “пирожках” написаны разные слоги, из которых дети должны составить как можно больше слов. Детям раздаются карточки-“пирожки” с напечатанными на них слогами, чтобы дети могли составлять из них слова.)
Слайд 19.
Логопед:
- А теперь давайте проверим, все ли слова мы нашли.
Печка:
- Раз вы выполнили мои задания, отправляйтесь к речке, она вам поможет.
(Логопед идет с детьми к выложенной на полу из синей гофрированной бумаги “речке”.)
Речь с движением “Речка”.
К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга. Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.) Раз, два, три, четыре – (На каждый счет делают четыре Вот как славно освежились. движения ладонями к лицу.) А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки.) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, (Показывают “брасс”, “кроль”, Одной, другой – это кроль. двигаясь по кругу.) Все как один плывем, (Идут по кругу друг за другом, как дельфин. показывая руками “брасс” или “кроль”.) Вышли на берег крутой (Идут лицом от центра круга.) И отправились домой.
В. Волина
Слайд 20.
Логопед:
- Вот мы и пришли. Речка-матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка:
- Я скажу вам, куда они полетели, но сделайте и вы для меня доброе дело. Лежат у меня на берегу предметы, которые мне очень мешают.
Логопед:
- Мы можем освободить берег реки, если выполним задание.
(Дети должны убрать с “берега” предметы, подобрав к их названиям схемы.)
Логопед:
- Теперь на берегу нет чего? (образование формы Р.п.)
- Мы справились с заданием. Теперь можно немного отдохнуть и поиграть на берегу реки.
Игра с мячом (закрепление навыков употребления в речи антонимов).
- Нам предстоит близкий путь (... далекий ...).
- Мы собрали грустную команду (... веселую ... ).
- В лес мы пойдем по широкой дороге (... узкой ...).
- Мы пойдем в маленький лес (... большой ...).
- Быть дружными очень плохо (... хорошо. ...).
- Мы хотим потерять Ваню (... найти ...).
- Найти Ваню будет очень легко (... трудно ...).
- Мы идем очень медленно (... быстро ...).
- Надо заниматься спортом, чтобы стать слабым (... сильным ...).
- Чтобы справиться с заданием, надо быть очень глупым (... умным ...).
- Наши дети очень трусливые (... смелые ...).
Речка:
- Какие вы молодцы, помогли мне избавиться от ненужных предметов. Идите к яблоньке, она вам поможет.
Логопед:
- Спасибо, речка-матушка. Мы отправляемся к яблоньке.
Слайд 21.
Логопед:
- А вот и яблонька. Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька:
- Я покажу вам, куда гуси-лебеди полетели, если вы мне поможете собрать яблоки.
(Дети собирают яблоки в корзинку, называя к слову “яблоко” слова- признаки: вкусное, сладкое, душистое, сочное, наливное, румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, большое, крупное...)
Слайд 22.
Логопед:
- А теперь давайте расскажем яблоньке историю об одном яблочке.
(Дети составляют рассказ по серии картинок.)
Яблонька:
- Порадовали вы меня. Идите к избушке Бабы-Яги, там ваш Иванушка.
Логопед:
- Спасибо, яблонька. Вам не страшно, ребята, идти в лес? Тогда в путь.
Речь с движением.
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.) В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком “нос”.) Глаза большие, (Показывают “очки” пальцами.) Словно угольки горят. (Покачивают головой.) Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Слайд 23.
Логопед:
- Вот мы и пришли.
Баба-Яга:
- Зачем пожаловали?
Логопед:
- Баба-Яга, отпусти братца Иванушку.
Баба-Яга
- Ишь какие хитрые. Сумеете выполнить три моих задания – отпущу Иванушку. (щелчок)
- Вот вам первое задание.
Слайды 24 -31.
- Моя избушка стоит в лесу. Подберите родственные слова к слову “лес”.
(Дети подбирают слова: лесок, лесочек, лесной, лесник, лесничий, лесовод, лесовоз, лесовик, лесовичок, перелесок).
Слайд 32.
- С первым заданием вы справились. Вот вам второе задание.
Слайд 33.
- Отгадайте мои загадки-ребусы.
(Дети разгадывают ребусы, отгадки появляются на экране.)
Слайд 34.
- И с этим заданием вы справились. Вот вам третье задание.
Слайд 35.
- Были у меня любимые бусы, да оборвалась ниточка, и рассыпались бусинки.
Сумеете их собрать – отпущу Иванушку.
(На экране схемы, на которых указаны только первые и последние буквы слов: м_____а, к_____а, с_____к. Дети придумывают к этим схемам слова: мышка, миска, машина, мука, муха, музыка, малина...; кошка, краска, каша, куртка, катушка...; сок, сучок, совок...).
- Ой, какие вы умненькие. Так и быть, отпущу я Ванюшку. Забирайте своего братца и идите с ним домой.
Слайд 36.
Логопед:
- Ребята, мы можем возвращаться домой. Но как нам найти обратную дорогу?
(Дети образуют приставочные глаголы.)(щелчок)
По дороге мы пойдем.
От избушки ... (отойдем).
Из леса ... (выйдем).
Через речку ... (перейдем).
Яблоньку ... (обойдем).
Мимо печки ... (пройдем).
К дому ... (подойдем).
Логопед:
- Вернулись Машенька с Ваней домой, а тут и отец с матерью приехали, подарки привезли.
Слайд 37.
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
III. Обобщение.
Логопед:
- Ребята, в путешествии по сказке вы были очень смелыми, умными, находчивыми. Благодаря вам Машенька нашла своего братца и вернулась вместе с ним домой. Герои сказки говорят вам спасибо и дарят вам подарки. (сюрпризный момент)