Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


            Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приемов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия.
Использование в педагогической деятельности приёмов технологии «Развитие критического мышления» позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности – разные виды памяти, мышление, внимание – посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций. Познавательная деятельность строится таким образом, что каждый ученик, на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал на разных уровнях.
Данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умений анализировать и применять данную информацию, увязывая новое ( на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями, полученными на стадии вызова, умений интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Велика и коммуникативная роль данной технологии, которая заключается в умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах и парах.

            Вот некоторые приемы, которые нашли своё отражение в технологии развития критического мышления и используются мною на уроках чтения и внеклассного чтения.
1.Прием «Загадка»
Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки- описания.
2.Прием «Да- нет» или «Верно –неверно»
Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы виде:
«да» или «нет».
3.Прием «Театрализация».
Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.
4.Чтение с остановками.
Наиболее эффективен при чтении публицистических и художественных текстов. Текст читается фронтально, учитель в момент остановок задает вопросы. Этот прием дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста, сосредотачивает внимание на деталях, дает материал для обсуждения, организует процесс параллельного обсуждения и собственного восприятия, позволяет сделать процесс чтения увлекательным и интересным. Так же используются следующие упражнения:

  • Наведи порядок. Расположи текст так, чтобы получился связный текст.
  • Подбери заголовки к абзацам ( одновременно идет работа по составлению плана текста).
  • Прочитай текст. Выбери заглавие из данных или придумай своё.
  • Закончи текст.
  • Объясни название текста
  • Восстанови перепутанные логические цепочки.

5.Работа с вопросником
Данный прием применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов.

6.Работа с таблицей «Знаю, узнал, хочу узнать»
К данному приему можно обращаться на стадии объяснения нового материала и на стадии закрепления.  таблицы «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о А.С.Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Графа таблицы «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

7.Прием «Уголки»
Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, а другая – об отрицательных, подкрепляя свой опыт выдержками из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит школьников диалогу, культуре общения.

8.Прием «Тонкие и толстые вопросы»
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, а в левой колонке –вопросы, требующие подробного и развернутого ответа.
Примеры ключевых слов «толстых и тонких» вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?

Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Согласны ли Вы…?

Благодаря этому приему учащиеся учатся задавать вопросы, что пожалуй сложнее, чем на них отвечать.

9.Прием «Отсроченная догадка»
Учащиеся высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остается открытым почти до конца урока. А в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ

10.Прием «синквейн»
Данный прием помогает развивать способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи и представления в нескольких словах, развивает авторское восприятие прочитанного. Тренирует навыки работы со смысловыми конструкциями текста. Используется на стадии рефлексии. Синквейн в переводе с французского языка « пять строк» Это стихотворение, в котором:
1строка-слово или словосочетание, опознающее предмет размышлений;
2строка-два слова, описывающие этот предмет(прилагательные);
3строка-три слова, выражающее смысл слова через действие;
4строка-короткая фраза, выражающая отношение к теме;
5строка-слово или словосочетание, выражающее авторский смысл понимания сути предмета.

Например,
Музыка
Веселая, бодрящая.
Веселит, успокаивает, отвлекает. 
Все любят разную музыку. 
Песня.

Музыка 
Хорошая, разная. 
Под неё танцуют.
Слушают люди и животные.
Мелодия.

11. «Логические цепочки»
Этот прием очень полезен при пересказе текстов. Учащимся после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности.
Применение данных приемов на уроках литературного чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации. Данная технология критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, способствует развитию читательской компетенции учащихся начальной школы, а так же развивает все виды универсальных учебных действий.

Памятка рекомендаций на каждый урок

  • Ничего не сообщайте в готовом виде, новое ученик открывает в систематическом выполнении упражнений.
  • Держите паузу после постановки задания.
  • Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного.
  • Не спешите с оценкой ответа, чтобы не прерывать ученика.
  • Приучайте обосновывать свои ответы без напоминания.
  • Приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников.
  • Приучайте самостоятельно воспринимать задания на слух, без дополнительного объяснения.
  • Правильное выразительное чтение на любом уроке.
  • Продумывайте варианты ответов учеников и вашу реакцию на ответы.

Какую бы технологию мы не осваивали, мы должны понимать, что делаем это для того, чтобы помочь ребенку осознать свое место в многообразном мире, научить уважать свободу и права других людей, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого.