Урок геометрии по теме "Свойства равнобедренного треугольника". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Учебные цели урока и его задачи: познакомить учащихся  с  новыми  понятиями – равнобедренный и равносторонний треугольники,  добиться понимания и запоминания новых терминов, научиться доказывать свойства  равнобедренного треугольника, убедить  в необходимости приобретения новых знаний, развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитательные цели урока : побудить учащихся задуматься  о роли личности в истории человечества на примере одного из семи мудрецов древности – Фалеса Милетского, задуматься о смысле афоризмов Фалеса, убедиться в том, что время  в ощущениях человека движется по-разному, подвести к убеждению в том, что нравственные ценности человека не меняются во  времени.

Оборудование: таблицы : определение и свойства равнобедренного треугольника, раздаточный материал для выполнения задания в группе : персональный лист;  для каждой группы  - один   отдельный лист  с афоризмом Фалеса (Приложение 1), заготовка с рисунками на обратной стороне левой части откидной доски (Приложение 2), «лестница успеха» для проведения рефлексии, фигурки «умных сов», «ученых ботаников» (Приложение 3)  , часы, висящие над доской.

ХОД  УРОКА.

 

1. Организация начала урока.
Приветствие. Прозвенел уже звонок, начинается урок.

2. Физкультразминка (проводит физорг)

Раз – подняться, потянуться
Два – поняться, потянуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою – три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

3. Вступительное слово учителя. 
Ребята, сегодня нам предстоит провести урок по теме название которой я пока не буду объявлять так как мы с вами договорились , что каждый урок геометрии будет начинаться не только  с физической разминки, но и с интеллектуальной разминки. Помните наш девиз? 
«Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества»

4. Интеллектуальная разминка.

Напоминаю правила разминки:1) общая для всех: глядя на рисунки, выполненные с обратной стороны левой откидной доски  каждый , кому предоставляется слово произносит : « Я знаю, что нарисовано ….. потому, что….»
2) устный ответ – 2 человека.
(Работа построена по следующим правилам : стоящему у доски ученику все остальные задают 5 вопросов: изученные ранее определения и теоремы, на доске две заготовки устных задач по готовому чертежу. Правила выставления отметки заранее обговорены и всем ученикам понятны : 5 правильных ответов + решение задачи без подсказок –«5», 1 ошибка или 1-2 подсказки –«4», 2 ошибки «3», если стоящий у доски  на устный вопрос не отвечает, то на вопрос отвечает тот, кто его задавал)

5. Учитель.

Разминка окончена, можно приступать к следующему этапу урока- самостоятельная работа по группам. Каждая группа  ( по 4 человека, сидящие за соседними столами) получает набор заданий – персональных, и один общий с афоризмом Фалеса.
Ребята выполняют задание : читают по учебнику  и выполняют задание на листах. Приложение 1. В случае необходимости возможны консультации с учителем.

6. Учитель.

Так какую же тему мы сегодня изучаем на уроке? Какое отношение имеет мудрец Фалес Милетский к нашему уроку? Давайте проверим , как вы сумели выполнить предложенные задания. Фронтальная проверка выполненной работы.
Ребята, а что необычного, казалось бы не связанного на первый взгляд с геометрией каждая группа обнаружила в наборе заданий?  Да, это высказывания Фалеса, дошедшие до нас  афоризмы. Ребята кому достался афоризм о времени. Прочитайте его.
Что мудрее всего ?  ВРЕМЯ, оно породило одно, породит и другое. Как думаете, что хотел сказать Фалес?

7. Давайте с помощью одного очень простого эксперимента попробуем сравнить ход времени.
Первая минута – минута зрительной гимнастики: не поворачивая головы делаем движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, после этого описываем восьмерку, следим за секундной стрелкой – время выполнения 1 минута.
Как вам показалась эта минута?
А теперь назначим одного ответственного, чтобы он «контролировал» время, а вы будете следить за мной: удастся ли мне за одну минуту сформулировать и доказать вновь изученные свойства равнобедренного треугольника.
Вторая минута – формулировка и доказательство теорем самим учителем.
Как вам показалась вторая минута? Как думаете почему?

8. Какие еще афоризмы Фалеса вы  прочитали?

У наших трех учеников были предварительные  задания: найти ответы на вопросы, связанные с жизнью Фалеса. Послушаем их. Какие главные события составляют  славу одного из семи мудрецов  древности Фалеса?

Рассказ первого ученика.
Собрав астрономические сведения, полученные от египетских жрецов, воедино, Фалес отважился однажды предсказать солнечное затмение. Естественно, ему сначала не поверили. Да и не до того было  милетцам.  Именно на тот день была назначена битва мидян с лидийцами. И граждане Милета оживленно обсуждали вопрос, не вмешаться ли им в чужую драку. Фалес решительно высказался против войны. Милетцы остались дома. Что же произошло дальше? Не успели бронзовые мечи мидян ударить по не менее бронзовым щитам лидийцев, как небо стало темнеть. На светлый лик Гелиоса — Солнца надвинулось черное пятно. Охваченные ужасом воины побросали оружие и дали тягу. А милетцы? Напуганные в основном колдовской точностью предсказания Фалеса, они все-таки нашли в себе силы заложить колесницы и выехать на поле несостоявшейся битвы. Там они нагрузили возы брошенным снаряжением, прихватили и кое-кого из не успевших убежать соседей, обратив их тут же в рабство. После этого события слава Фалеса возросла невероятно.

Рассказ второго ученика
Одним из семи мудрецов древности, которыми прославилась Греция был Фалес Милетский. Он первым разделил год на 365 дней. Фалес не только привез знания древнего Востока, где побывал, но и сам сделал много открытий: в Египте он сумел определить высоту пирамид по длине их тени. Фалес был первым метеорологом – он предсказывал погоду. Путешествуя Фалес расстратил свои деньги и жил небогато, потому что был занят исследованиями явлений природы и размышлениями. Он учил, что человеку нужна мудрость , а не деньги. Жители родного Милета насмехались над  ним.
- Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности, - говорили ему.
Тогда Фалес занял денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу должен быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем он доказал, что если бы его интересовали деньги, то он со своими знаниями и умом мог стать богатейшим человеком, но он этого не хотел.
Однажды Фалес шел ночью и, не глядя под ноги, рассматривал звездное небо. Он споткнулся и упал в яму. Милетцы усмехались над ним, а одна женщина сказала: «Что ж , мудрец, хочешь познать то, что на небесах, а не видишь того, что у тебя под ногами?» На эту фразу ответил миру философ Гегель уже в 19 веке: « Те, что смеются над философами , никогда не упадут в яму, Ведь они уже лежат на самом ее дне.
Рассказ третьего ученика.
К сожалению, мудрецы смертны точно так же, как и все остальные люди, пусть даже не отмеченные печатью гения. Сохранилось предание, что во время одной из Олимпиад престарелый мудрец Фалес , он был, между прочим, страстным болельщиком, взволнованный победой не то сына, не то внука, привстал на скамье, крикнул «слава!» и упал замертво прямо на стадионе. Горожане похоронили Фалеса. Выбили на его гробнице надпись, гласящую: «Насколько мала эта гробница Фалеса, настолько велика слава этого царя астрономов в области звезд».

9. Итак, ребята , мы с вами много узнали о выдающемся мудреце древности –Фалесе, впервые доказавшем свойство углов при основании равнобедренного треугольника, прочитали и обсудили некоторые его афоризмы, но прежде чем задать домашнее задание мне хотелось ,чтобы вы  услышали, подумали и сумели объяснить еще одно высказывание Фалеса : за три вещи я благодарен судьбе: во-первых, что я – человек, а не животное, во-вторых, что я мужчина, а не женщина, в третьих, что я эллин, а не варвар.

10. Перед вами домашнее задание: записать в тетрадь по теории новые определения и теоремы.
( Повторим , как они звучат) задача №117.

11. Наш любимый этап урока.  (Рефлексия)
Перед вами – «лестница успеха». Каждый должен оценить свою работу на уроке, свои знания и умения, задуматься,  где я сейчас и где хочу быть?
Выбираем любой понравившийся образ и прикрепляем его на выбранную ступеньку
лестницы. Спасибо за урок.