Развитие нравственности в условиях интегрированности воспитательного процесса

Разделы: Классное руководство


Класс: 6 «а»

Цель классного часа: развитие умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Усвоение стандартных приемов эстетических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, раскрытиям причин отсутствия взаимопонимания.

Ход подготовки:

предложить учащимся следующие задания:
подумайте над вопросами: «Как возникает взаимопонимание между людьми?»
«Ощущаете ли вы понимание и поддержку со стороны одноклассников, учителей, родителей?»
« В чем причина отсутствия взаимопонимания? Что необходимо для того, чтобы  добиться полного взаимопонимания между людьми?»

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, значки к заданию «Улыбнись».

Проведение классного часа:

1. Слово классного руководителя
В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. «Счастье – это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника». Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

1-е задание: «Словесный портрет»
(Слайд 1)

Дать словесный портрет одного ученика из своего класса и предложить отгадать, кто это. В характеристике отразить физические данные, внешность, выразительность поведения, темперамент, положительные черты характера, увеличение, преобладающие интересы, привычки и слабости.
Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, на сколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

2-е задание: «Собери пословицы»
 (Слайд 2)
– Давайте поиграем и узнаем, какие вы дружные. Распределитесь парами, выходят 7 пар, один из пары читает начало пословицы, а другой– ее концовку

1) Не друга – ищи …     (в беде)
2) Не имей 100 рублей … (новых двух)
3) Один за всех … (разобьешь – не сложишь)
4) Человек без друзей … (все за одного)
5) Дружба, как стекло … (что дерево без корней)
6) Старый друг лучше … (а имей 100 друзей)
7) друг познается … (а нашел береги)
(Слайд 3)

3-е задание:    «Улыбнись»
На доске нарисованы 2 значка

Под каждым из них надо записать те качества, которые хотели и не хотели  видеть в друге (выбрать из слайда 4: доброта, верность, равнодушие, эгоизм, отзывчивость, жадность, честность, хвастовство, внимание, лень, откровенность, зависть).

4-е задание: «Сопереживание»
(Слайд 4)
Двум ученикам предлагается проиграть ситуацию: первый ученик делится своей радостью или огорчением (по случаю, например, отметки или другие). Второй ученик должен соответствующим образом отреагировать на это сообщение (одна и та же ситуация разыгрывается разными парами, затем обсуждается).

В этом задании полезно зачитывать высказывания одной ученицы: «Я заметила, что, когда моя подруга рассказывает о своих неприятностях, жалуется на что-то, я делаю вид, что сочувствую, а на самом деле мне не жалко. Что же, значит, нарочно доброе? Как стать доброй по настоящему? Что такое доброта?».

2. Вопросы учащимся:

1. Нужно ли быть «нарочно добрым»? Как называется такое поведение?
2. Почему девочке не интересно, то, что рассказывает ее подруга? Можно ли ее вообще называть подругой? 3. Что же такое доброта? Какова роль доброжелательности в организации благоприятных взаимоотношений?
Читается стихотворение Кайсына Кулиева:
(Слайд 5)

Чужой бедою жить не все умеют,
Голодных сытые не разумеют.
Тобою, жизнь, балован я и пытан,
И впредь со мною делай, что угодно,
Корми, как хочешь, но не делай сытым,
Глухим, не понимающих голодных.

Из урока в урок мы постигаем, как много заложено в понятие добрый человек.

- Раскройте, пожалуйста, секрет доброго человека. Какими качествами он должен обладать?

- Сопереживание и сострадание.
(повесить на доску)

3. Беседа. - Как они характеризуют доброту?
Эти понятия начинаются с приставки «со», что означает «вместе». Человек, способный на сопереживание и сострадание, находится в этот момент вместе с тем, кто в нём нуждается и разделяет его переживания, беду. Он как бы часть берёт на себя, то есть соучаствует (на доске – соучастие) в процессе прочувствования той или иной ситуации. И это, конечно, высокая степень доброты. Был ли в вашей жизни столь добрый человек?
- Расскажите о нём.
- Как вы думаете, такому человеку в жизни легко или трудно?
(Легко, потому что он живёт с чувством чистой совести, и, конечно, трудно, потому что он постоянно несёт груз чьих-то переживаний и жизненных сложностей.)
- Как же всё это сочетается?
- В действии и деятельности, направленной на благо других (на доске – содействие). Каждый ли на это способен?
(Не каждый. )
- А каждый ли нуждается в том, чтобы был где-то рядом такой человек?  Почему каждый?
Так спокойнее, надёжнее чувствуешь себя. Верно?
- Что же из этого следует?
- Нужно ли стремиться быть способным на столь высокое понимание доброты и соответствия этому пониманию?
Очень хотелось бы, чтобы вы к этому стремились.

4. Игра “Ромашка”
На лепестках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:

  • Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют….
  • Человека, у которого доброе сердце, называют…..
  • Человек, который желает другим только добра, называют…..
  • Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…
  • Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют….

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.
Немецко-французский мыслитель, врач, музыковед 19 века Альберт Швейцер сказал: "Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их".
(Слайд 6)
Приведу пример – отрывок из статьи в газете о местном коте.
Он имел только один глаз, у него отсутствовало одно ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом. У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же у р о д л и в ы й кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни. А когда он пытался войти в дом, защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти. Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если в него бросали вещи - он терся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он бежал к ним и терся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал лизать своим шершавым языком уголок рубашки.
Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. В ответ на это он был ужасно искусан. Когда я его обнаружил, Уродливый был почти что мертв. Он лежал, свернувшись в клубок. Грустная жизнь подходила к концу. Я взял его на руки и прижал к себе. Он коснулся головой ладони моей руки, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном - о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания. И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. Никогда он даже не попробует укусить или оцарапать меня, или просто покинуть. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.
Уродливый умер на моих руках прежде, чем я успел добраться до дома, и я долго сидел, держа его на коленях. Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду ему благодарен.
Давайте представим себя жителями Дома под названием “Доброта”

5.   Рефлексия. Дети встают в круг, передают друг другу мячик и говорят: “В Доме Доброты я чувствую….”Завершая работу, учитель благодарит детей. Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый плохой поступок – крупица Зла, от которого становится темно и страшно. И если такая крупица, капелька попадёт между кирпичиками доброты, то чтобы он распался.

6. Итог
– Чтобы вы не ссорились с друзьями, помогали друг другу, надо соблюдать законы дружбы и взаимопомощи. Дарю вам эти маленькие памятки.
(Слайд 7)

1) Помогай другу в беде.
2) Умей с другом разделить радость.
3) Не смейся над недостатками друга.
4) Останови друга, если он делает что-то плохое.
5) Умей принять помощь, сам помоги.
6) Не обманывай друга.
7) Не предавай друга.
8) Относись к другу, как к себе.
9) Умей признавать свои ошибки