Возраст: дети от 7 до 9 лет (2 класс)
Тема: «В предложении от слова к слову можно задать вопрос».
К учебнику «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина (Образовательная система «Школа 2100»).
Цель:
- Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
- Развивать умение работать с текстом и иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, графической в словесную, из словесной в графическую).
- Развивать умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, находить грамматическую основу предложений.
- Развивать умение определять значение суффиксов и графически их обозначать, находить и выделять корень в однокоренных словах.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки со словарными словами, картинки с изображением рыб (сом, ёрш, плотва, щука), с изображением деревни и рыбаков.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Каллиграфическая минутка.
- Проверяла вчера тетради и обнаружила, что некоторые ребята искажают написание длинной петли с закруглением внизу. Обратите внимание на её правильное написание, ниже пропишите соединения с буквами у, д, з . (Учитель прописывает элементы, соединения с комментированием вслух).
Ду зу ку ду зд пу ур ру му ут ву щу чу да де до ды зю юз
3. Словарная работа.
- Показываю вам карточки с напечатанными словами, а вы догадайтесь, какие это слова:
_днажд_ , _зык, в_р_бей, п_г_жий, м_р_зил_н_к, к_р_ндаш, р_бин_вый, в_с_ло, т_гда, _пять, м_скв_чи.
(Угадавший слово ученик выходит к доске, записывает слово на доске, подчёркивает «опасные» места, ставит ударение. Остальные дети прописывают в тетрадях)
4. Введение в тему урока.
- Рассмотрите картинку на доске.
(картинка с изображением деревни, рыбаков)
- Придумайте предложения и определите цель урока.
(На уроке будем учиться составлять предложения по картинкам, задавать вопросы от слова к слову)
6. Развитие речевых и учебно – языковых умений.
- Откройте учебник на с.76 упр.3.
- Прочитайте текст про себя, теперь вслух.
- О ком говорится в тексте?
(о рыбах)
- О каких рыбах говорится?
(о соме, ерше, плотве, щуке)
(на доске появляется картинка сома)
-Ему мы дали прозвище:
«Усатое чудовище!»
Живёт он в самом омуте –
Хозяин глубины.
Огромный рот у рыбины,
А глазки чуть видны.
Сам чёрный, брюхо серое,
И шевелит усом.
- Узнали вы, наверное?
- Узнали. Это сом.(на доске появляется картинка ерша)
-Если кто ерша речного
Вдруг захочет побороть,
Ёрш обидчика такого
Может сильно уколоть,
Потому что у ерша
Иглы, словно у ежа.(на доске появляется картинка щуки)
- У хищницы щуки зубастая пасть,
Для мелкой рыбёшки – просто напасть,
Будьте внимательны, в речке резвясь,
Чтобы в зубастую пасть не попасть!(на доске появляется картинка плотвы)
В реке на солнышке играет,
Хвостом игриво ударяет,
И летней солнечной порой
Сверкает серебристой чешуёй.
- Посмотрите на картинки. Это рыба. Как её уменьшить?
(добавить суффикс –к-, получилось слово рыбка)
- Как сделать большой?
(добавить суффиксы –ищ-, получилось слово рыбища,
Добавить суффикс -ин-, получилось слово рыбина)
- Назовите рыбу ласково.
(рыбонька, добавили суффикс -оньк-)
Запишем в тетрадь: рыбка, рыбища, рыбина, рыбонька.
- Что общего во всех этих словах?
(корень одинаковый: -рыб-)
- Выделите этот корень.
- Как называются такие слова?
(однокоренные)
- Чем отличаются слова?
(суффиксами и значением)
- Выделите эти суффиксы.
- Спишите текст. В каких словах нужно подчеркнуть опасные места на пройденные правила?
(широкая, живёт, щука, хищная, речной)
-Напишите вопросы к каждому слову 4-го, 5-го и 6-го предложений. Составьте схемы предложений.
Ощетинился колючий ёрш.
(Что сделал?) (какой?) (кто?) .
Блестят серебристые плотвички.
(Что делают?) (какие?) (кто?) .
Зубатая щука притаилась.
(Какая?) (кто?) (что сделала?) .
- Выделите грамматическую основу этих предложений. Подпишите над каждым словом части речи.
Блицопрос.
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
-Что обозначают глаголы?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Что обозначают имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Звуко-буквенный разбор слова рыбка.
Рыбка (рыпка) – 5 б., 5 зв., 2 слога.
Р – (р) – согл., звон., тв.
ы – (ы) – гласн., уд.
б - (п) – согл., глух., тв.
к – (к) – согл., глух., тв.
а – (а) – гласн., безуд.
7. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Какое задание вызвало интерес?
- Какое задание показалось трудным?
8. Домашнее задание.
- На с.76 упр.2. Нужно составить предложения к схемам.