Возраст: дети от 7 до 9 лет (2 класс)
Тема: «Конструирование текста из предложений, составленных из заданного набора слов».
К учебнику «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина (Образовательная система «Школа 2100»)
Цели:
- Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
- Развивать умения конструировать предложения из слов, расставляя их в определённом порядке, анализировать структуру предложений.
- Совершенствовать навыки работы с текстом.
- Закреплять умения выделять признаки текста и отличать текст от набора предложений.
- Развивать умения самостоятельной работы и самоконтроля.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: карточки с написанием словарных слов, картинки с изображением зайцев (русак, беляк, заяц маньчжурский и заяц-толай).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Каллиграфическая минутка.
– Сегодня на уроке вспомним написание овалов и полуовалов, соединений с буквами О, о, С, с:
О о оОо СоС оСо ом ор ко до Оп От Ос са Сы ос Св Ся
3. Словарный диктант.
– Показываю вам карточки с напечатанными словами, а вы догадайтесь, какие это слова:
За_ц, _зык, п_года, м_ро_, р_бота, ра__ка_, р_бина, н_ро_, т_гда, _пять, д_рога.
(Угадавший слово ученик выходит к доске, записывает слово на доске, подчёркивает «опасные» места, ставит ударение. Остальные дети прописывают в тетрадях)
4. Введение в тему урока.
– Отгадайте загадку:
Длинные ушки, раскосые глазки.
Очень трусливый и в жизни, и в сказке.
Прячется он от лисицы и волка.
Любимые блюда: капуста, морковка.
(заяц)
– Посмотрите на доску и определите цель урока.
(Сегодня на уроке мы будем учиться составлять предложения с опорой на картинки и с опорой на слова)
5. Развитие речевых и правописных умений.
Работа по учебнику.
– Откройте учебники на с. 75 упр. 100. Прочитайте задание про себя, теперь вслух.
– Прочитайте заглавие и первое предложение. (Кто он? Живёт в лесу симпатичный зверь.)
– Можно ли по заглавию и первому предложению догадаться, о ком пойдёт речь? (Нет)
– Прочитайте слова, записанные в столбики. Теперь мы можем сказать, о ком идёт речь? (О зайчике)
– Как вы догадались? (Названы предметы животного – глазки, ушки, хвост)
– Что вы знаете о зайцах?
– Зайцы распространены везде, кроме Австралии и Антарктиды, всего около 30 видов.
Отличаются длинными ушами, коротким поднятым хвостом, длинными задними лапами, что позволяет им передвигаться прыжками. Зайцы двигаются очень быстро: скорость их может достигать до 70 км в час.
Зайцы живут поодиночке или парами. В отличие от кроликов зайцы не роют нор, а сооружают гнёзда в небольших ямках. Зайчата рождаются развитыми, с шерстью и открытыми глазами, и мать остаётся с ними всего 5-6 дней, а затем лишь иногда прибегает к ним, вследствие этого много зайчат гибнет от врагов.
Зрение у зайцев слабое, обоняние – хорошее, слух – превосходный. Беззащитность по отношению к многочисленным врагам (человек, хищные звери и птицы) делает их крайне осторожными и скрытными.
Весной самцы ожесточённо состязаются за самок: встают на задние лапы и бьют друг друга передними. При этом они теряют осторожность, и тогда их часто можно увидеть.
На территории России водятся русак и беляк, заяц маньчжурский и заяц-толай.
– Что нужно сделать со словами, записанными в столбик? (Составить из данных слов предложения)
– Прочитайте слова 1-го столбика. Составьте предложение.
(Испуганные круглые глазки блестят)
(Круглые испуганные глазки блестят)
(Блестят круглые испуганные глазки)
– Что произошло со словами? (Они поменялись местами)
– Сделайте вывод: как могут располагаться слова в предложении? (Слова в предложении располагаются свободно, они могут меняться местами)
– Прочитайте слова 2-го столбика. Составьте предложение.
(Дрожит короткий пушистый хвост)
(Пушистый короткий хвост дрожит)
– Прочитайте слова 3-го столбика. Составьте предложение.
(Торчат длинные ушки)
(Длинные ушки торчат)
– Прочитайте слова 4-го столбика. Составьте предложение.
(Серая тёплая шубка)
(Шубка тёплая серая)
– Что у нас получилось? (Получился текст)
– Докажите, что это текст. (Есть заголовок) (Состоит из нескольких предложений, которые связаны по смыслу) (Можно выделить начало, середину, конец)
– Повторите текст про себя. Кто хочет пересказать вслух?
Самостоятельная работа.
– В тексте встретятся слова с трудным написанием, обратите на них внимание: испуганные, длинные.
– Напишите текст самостоятельно в своих тетрадях.
5. Итог урока.
– Чему учились на уроке? (Составлять тексты из предложений) (Составлять предложения из заданных слов)
– Всё ли было понятно?
6. Домашнее задание и инструктаж.
– На с. 74 упр. 99. Нужно составить 3 предложения из слов, подчеркнуть «опасные» места в словах.