Возраст: дети от 7 до 9 лет (2 класс)
Тема: «Развитие умения находить в тексте слова – названия предметов и подбирать к ним слова – названия признаков»
К учебнику «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина (Образовательная система «Школа 2100»)
Цель:
- Обогащать словарный запас на основе работы со словами – названиями признаков.
- Развивать умения находить в предложениях слова – названия предметов и подбирать к ним слова – названия признаков.
- Закреплять умения выделять признаки текста и отличать текст от набора предложений.
- Развивать стремление к совершенствованию собственной речи.
- Развивать умение определять значение суффиксов и графически их обозначать, находить и выделять корень в однокоренных словах.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: картинки с изображением животных (слонов, собаки, воробья, сороки, коровы, барана, вороны, зайца, медведя)
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Каллиграфическая минутка.
3. Словарная работа.
– Отгадайте загадки и напишите отгадки, подчеркните «опасные» места, поставьте в словах ударение:
(при отгадывании детьми загадок прикрепляются на доску картинки – отгадки с изображением животных)
1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака).
2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
3. Не поет она – стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница – ...(Сорока).
4. У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока.
(Корова)
5. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завиты рога.
(Баран)
6. Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...(Ворона)
7. Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(Заяц)
8. Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
(Медведь)
– Прочитайте получившиеся слова. Как их назвать одним словом? (Животные)
4. Введение в тему урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор про животных, будем находить в предложениях слова – названия предметов и подбирать к ним слова – названия признаков.
5. Развитие речевых и правописных умений.
– О ком это стихотворение:
Он огромный, как гора,
Уши словно два крыла,
Ноги – толстые колонны,
Вес отличный: под две тонны!
Грузы носит он шутя,
А послушен, как дитя.
Он силён и неуклюж,
Очень любит тёплый душ.
(О слоне)
– Что вы знаете о слонах?
– Самые крупные животные, обитают в Азии и Африке. Слоны живут группами, состоящими из самок и детёнышей. Возглавляет такое стадо старая и опытная самка. Самцы образуют отдельные стада.
У слонов имеются либо 2 бивня, либо их вообще нет. На слонов охотятся из-за их бивней, используемых в украшениях и поделках. Для предотвращения уничтожения слонов их занесли в Международную Красную книгу.
У слонов большие уши. Помахивание ушами увеличивает эффект охлаждения.
Слоны нередко обливаются грязью. Засохшая грязевая корочка служит хорошей защитой от насекомых.
Слоны питаются листьями, корой и плодами различных деревьев, травой, которая удовлетворяет их потребность в минералах.
Основной пищей для слонов в неволе служат трава и сено. Любимым лакомством слонов служат различные сладкие плоды, такие как яблоки и бананы. Из овощей слоны любят морковь. Также большой популярностью пользуются печенье и хлеб. Слоны, как и люди, любят конфеты различных сортов. И также как у людей, у слонов есть риск переедания сладкого. Как следствие у животного появляются проблемы со здоровьем. Слон толстеет, его поведение становится неестественным: животное ходит вдоль ограды, пошатываясь, ожидая прихода посетителей с долгожданными конфетами.
За один день слон потребляет около 300 кг листьев и травы, содержащих высокий процент влаги. Это касается слонов, живущих на свободе. В неволе взрослый слон съедает около 30 кг сена, 10 кг овощей, 10 кг хлеба. В зависимости от температуры воздуха, слон выпивает от 100 до 300 литров воды за один день.
Работа по учебнику.
– Мы с вами многое узнали про слона, а теперь сами напишем текст про слона. Откройте учебники на с. 59 упр. 78.
– Прочитайте задание про себя, теперь прочитаем вслух.
– Какие слова нужно вписать вместо точек?
(слова, которые отвечают на вопросы какой? какие?)
– Рассмотрите картинку в учебнике. Какой слон изображён на картинке? (розовый, с цветочками)
– Может ли быть на самом деле слон розовым и в цветочек? Почему? (Нет, этот слон игрушечный)
– Помните, что слова, которые мы будем вставлять вместо точек, не должны повторяться.
– Прочитайте заголовок. Подберите к слову слон слова-признаки.
(Розовый слон)
(Красивый слон)
(Любимый слон)
– Прочитайте 1-е предложение. Какие слова можно вставить вместо точек? (резиновый, плюшевый)
– Прочитайте 2-е предложение. Какое слово вставим? Почему можно вставить только одно слово? (игрушечный – противоположное значение слову настоящий)
– Прочитайте 3-е предложение. Какие могут быть уши у слона? (большие, чудесные, огромные)
– Прочитайте 4-е предложение. Какой у него хобот? (длинный)
– Прочитайте 5-е предложение. Какого цвета слон? (розового)
– Какие глаза? (маленькие, печальные)
– Можно ли все эти предложения назвать текстом? Почему? (Есть заголовок) (Есть начало, середина и конец) (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)
– Сколько в тексте абзацев? (4 абзаца)
– Как написан каждый абзац? Не забывайте об этом, когда будете писать текст.
– В каких словах встречаются «опасные» места? (чудесные, длинный, большие, уши, печальные)
– Обратите внимание на написание этих слов.
Самостоятельная работа.
– Напишите текст самостоятельно.
Разбор слов по составу.
– Посмотрите на картинку. Это слон. Как его уменьшить? (добавить суффикс -ик– , получилось слово слоник)
– Как слона превратить в детёныша? (добавить суффикс -ёнок– , получится слонёнок)
– Как сделать большим? (добавить суффиксы -ищ– , получилось слово слонище)
Запишем в тетрадь: слоник, слонёнок, слонище.
– Что общего во всех этих словах? (корень одинаковый: -слон– )
– Выделите этот корень.
– Как называются такие слова? (однокоренные)
– Чем отличаются слова? (суффиксами и значением)
– Выделите эти суффиксы.
6. Итог урока.
– Какое задание вызвало интерес?
– Что нужно для того, чтобы сделать текст красивым, запоминающимся?
(включить в него разнообразные слова – названия признаков)
7. Домашнее задание.
– На с. 58 упр. 80. Записать словарные слова, подчеркнуть «опасные» места, поставить ударения.