Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему "Развитие умения находить в тексте слова – названия предметов и подбирать к ним слова – названия признаков". 2-й класс

Разделы: Биология, Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Возраст: дети от 7 до 9 лет (2 класс)

Тема: «Развитие умения находить в тексте слова – названия предметов и подбирать к ним слова – названия признаков»

К учебнику «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина (Образовательная система «Школа 2100»)

Цель:

  1. Обогащать словарный запас на основе работы со словами – названиями признаков.
  2. Развивать умения находить в предложениях слова – названия предметов и подбирать к ним слова – названия признаков.
  3. Закреплять умения выделять признаки текста и отличать текст от набора предложений.
  4. Развивать стремление к совершенствованию собственной речи.
  5. Развивать умение определять значение суффиксов и графически их обозначать, находить и выделять корень в однокоренных словах.
  6. Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:  картинки с изображением животных (слонов, собаки, воробья, сороки, коровы, барана, вороны, зайца, медведя)

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Каллиграфическая минутка.

3. Словарная работа.

– Отгадайте загадки и напишите отгадки, подчеркните «опасные» места, поставьте в словах ударение:

(при отгадывании детьми загадок прикрепляются на доску картинки – отгадки с изображением животных)

1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака).

2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

3. Не поет она – стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница – ...(Сорока).

4. У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока.
(Корова)

5. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завиты рога.
(Баран)

6. Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...(Ворона)

7. Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(Заяц)

8. Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
(Медведь)

– Прочитайте получившиеся слова. Как их назвать одним словом? (Животные)

4. Введение в тему урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор про животных, будем находить в предложениях слова – названия предметов и подбирать к ним слова – названия признаков.

5. Развитие речевых и правописных умений.

– О ком это стихотворение:

Он огромный, как гора,
Уши словно два крыла,
Ноги – толстые колонны,
Вес отличный: под две тонны!
Грузы носит он шутя,
А послушен, как дитя.
Он силён и неуклюж,
Очень любит тёплый душ.
(О слоне)

– Что вы знаете о слонах?

– Самые крупные животные, обитают в Азии и Африке. Слоны живут группами, состоящими из самок и детёнышей. Возглавляет такое стадо старая и опытная самка. Самцы образуют отдельные стада.

У слонов имеются либо 2 бивня, либо их вообще нет. На слонов охотятся из-за их бивней, используемых в украшениях и поделках. Для предотвращения уничтожения слонов их занесли в Международную Красную книгу.

У слонов большие уши. Помахивание ушами увеличивает эффект охлаждения.

Слоны нередко обливаются грязью. Засохшая грязевая корочка служит хорошей защитой от насекомых.

Слоны питаются листьями, корой и плодами различных деревьев, травой, которая удовлетворяет их потребность в минералах.

Основной пищей для слонов в неволе служат трава и сено. Любимым лакомством слонов служат различные сладкие плоды, такие как яблоки и бананы. Из овощей слоны любят морковь. Также большой популярностью пользуются печенье и хлеб. Слоны, как и люди, любят конфеты различных сортов. И также как у людей, у слонов есть риск переедания сладкого. Как следствие у животного появляются проблемы со здоровьем. Слон толстеет, его поведение становится неестественным: животное ходит вдоль ограды, пошатываясь, ожидая прихода посетителей с долгожданными конфетами.

За один день слон потребляет около 300 кг листьев и травы, содержащих высокий процент влаги. Это касается слонов, живущих на свободе. В неволе взрослый слон съедает около 30 кг сена, 10 кг овощей, 10 кг хлеба. В зависимости от температуры воздуха, слон выпивает от 100 до 300 литров воды за один день.

Работа по учебнику.

– Мы с вами многое узнали про слона, а теперь сами напишем текст  про слона. Откройте учебники на с. 59 упр. 78.

– Прочитайте задание про себя, теперь прочитаем вслух.

– Какие слова нужно вписать вместо точек?

(слова, которые отвечают на вопросы какой? какие?)

– Рассмотрите картинку в учебнике. Какой слон изображён на картинке? (розовый, с цветочками)

– Может ли быть на самом деле слон розовым и в цветочек? Почему? (Нет, этот слон игрушечный)

– Помните, что слова, которые мы будем вставлять вместо точек, не должны повторяться.

– Прочитайте заголовок. Подберите к слову слон слова-признаки.

(Розовый слон)

(Красивый слон)

(Любимый слон)

– Прочитайте 1-е предложение. Какие слова можно вставить вместо точек? (резиновый, плюшевый)

– Прочитайте 2-е предложение. Какое слово вставим? Почему можно вставить только одно слово? (игрушечный – противоположное значение слову настоящий)

– Прочитайте 3-е предложение. Какие могут быть уши у слона? (большие, чудесные, огромные)

– Прочитайте 4-е предложение. Какой у него хобот? (длинный)

– Прочитайте 5-е предложение. Какого цвета слон? (розового)

– Какие глаза? (маленькие, печальные)

– Можно ли все эти предложения назвать текстом? Почему? (Есть заголовок) (Есть начало, середина и конец) (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)

– Сколько в тексте абзацев? (4 абзаца)

– Как написан каждый абзац? Не забывайте об этом, когда будете писать текст.

– В каких словах встречаются «опасные» места? (чудесные, длинный, большие, уши, печальные)

– Обратите внимание на написание этих слов.

Самостоятельная работа.

– Напишите текст самостоятельно.

Разбор слов по составу.

– Посмотрите на картинку. Это слон. Как его уменьшить? (добавить суффикс -ик– , получилось слово слоник)

– Как слона превратить в детёныша? (добавить суффикс -ёнок– , получится слонёнок)

– Как сделать большим? (добавить суффиксы -ищ– , получилось слово слонище)

Запишем в тетрадь: слоник, слонёнок, слонище.

– Что общего во всех этих словах? (корень одинаковый: -слон– )

– Выделите этот корень.

– Как называются такие слова? (однокоренные)

– Чем отличаются слова? (суффиксами и значением)

– Выделите эти суффиксы.

6. Итог урока.

– Какое задание вызвало интерес?

– Что нужно для того, чтобы сделать текст  красивым, запоминающимся?

(включить в него разнообразные слова – названия признаков)

7. Домашнее задание.

– На с. 58 упр. 80. Записать словарные слова, подчеркнуть «опасные» места, поставить ударения.