Цель урока:
формирование у младших школьников эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов.Задачи:
- продолжать формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства: живописным изображением, художественным словом и музыкальным произведением;
- совершенствовать специальные изобразительные умения через практическую деятельность в процессе обучения;
- формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания об эмоциях, чертах характера человека; анализировать выражение лица и передавать в рисунке настроение и характер героев;
- осуществлять межпредметные связи;
- развивать эмоциональную сферу детей;
- развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
- воспитывать умение работать коллективно (группами), уметь договариваться и распределять между собой объем работы;
- воспитывать умение анализировать свою деятельность.
Материалы и оборудование:
Презентация.
Запись мелодии Э. Грига “Шествие гномов”.
Учебники по окружающему миру.
Рисунок овала лица и подвижных частей лица на магнитах.
Раздаточные материалы:
- маленькие листы-опоры А5,
- листы А-4,
- простой и цветные карандаши,
- зеркала,
- названия сказок и сказочных героев на отдельных листочках.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
1. Организационный момент. Звучит отрывок из произведения Э. Грига – Какое менялось настроение? Как Вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? |
Слушание | Запись мелодии Э. Грига “Шествие гномов” |
2. Актуализация знаний. Знакомы ли Вам эти картинки-символы? Что выражают эти лица? Что такое эмоции? Как мы показываем друг другу свои чувства? Проверим ваш ответ по учебнику окр. мира |
Мы работали с ними на уроке “Окружающий мир”. Эти лица выражают различные эмоции. Эмоции – это чувства. С помощью выражения лица (мимики) |
Презентацию можно получить у
автора статьи. Слайд 1. (Изобр. лиц с различными эмоциями.) Учебник окр. мира Слайд 2 (Цитата учебник стр. 98.) |
3. Постановка учебной задачи. Как Вы думаете, что мы сегодня будем учиться рисовать? Тема нашего урока: “Портрет сказочных героев”. Цель урока: учиться передавать в рисунке настроение и характер героев. |
Слайд 3 (Тема и цель урока.) | |
4. Введение в тему урока. Назовите эмоции, которые Вы знаете. Теперь угадайте, какую эмоцию продемонстрируют …(4 ученика) . Как Вы догадались? Какие части лица меняют своё положение? Это подвижные части. Именно на них мы сделаем акцент в рисунке. Какие органы остаются неподвижными? Именно с них стоит начать рисунок. |
Ответы детей. Вызванные ученики показывают мимикой: радость, грусть, испуг, злость. Ученики сравнивают одновременно 4 лица своих одноклассников, выражающие разные чувства. |
|
5. Введение нового материала. Прежде, чем рисовать картину, художник делает наброски. Мы тоже сделаем наброски карандашом. Демонстрация положения и размера рта, глаз, бровей при изменении выражения лица на динамическом рисунке. Вспомните и назовите добрых , глупых и злых героев сказок. |
Набросок карандашом на кружочках-смайликах. Дети пользуются зеркалами, меняя выражения лица. Дети называют любимых героев. |
Рисунок овала лица и набор подвижных частей лица на
магнитах. Зеркала Слайд 4 (Сказочные герои.) |
6. Самостоятельная работа. Сейчас каждая группа получит название сказки и каждый ученик выберет для себя героя, которого он захочет нарисовать. Постарайтесь передать в портрете своего героя его основную черту характера. Нужно воспользоваться эскизами и зеркалами. Черты лица советую нарисовать пастелью. Не забудьте дорисовать герою волосы и головные уборы. |
Дети рисуют с опорой на инструкцию слайда и демонстрационный материал. | Слайд 5, названия сказок для каждой группы, образцы овалов лиц и формы носов – на доске. |
7. Подведение итогов. Подумайте, в какой момент сказки ваш герой испытал изображенные вами чувства. Расскажите об этой ситуации. Как вы думаете, смогли вы выполнить задачу этого урока? Чему Вы научились? |
Дети группами демонстрируют свои работы и рассказывают отрывок из сказки. | Видеокамера. |
Инструкция (Слайд 5):
1. Нарисуй овал лица (оставь место для волос);
2. нарисуй неподвижные части лица;
3. нарисуй подвижные части лица;
4. дополни рисунок: нарисуй волосы, головной убор, усы;
5. подумай, когда и почему твой герой испытывал эти чувства;
6. приготовься рассказать об этом моменте сказки;
7. попробуй изобразить эти эмоции сам.
“Золотой ключик”.
Буратино (весёлый), Пьеро (грустный), Мальвина (удивленная), Карабас (злой).
“По щучьему велению”.
Емеля (весёлый), Царевна Несмеяна (грустная), Царь (удивленный), Воевода
(злой).
“Гуси – лебеди”.
Маша (весёлая),
Ваня (испуганный),
Баба Яга (злая), Яблоня(грустный) или Печка.
“Стойкий оловянный солдатик”.
Солдатик(грустный),, балерина (удивленная), тролль (злой).
“Красная Шапочка”.
Красная Шапочка(весёлый), Волк (злой), Бабушка (грустная), Охотники
(удивленные).
“Кот в сапогах”.
Король (удивленный), Маркиз Карабас (грустный), Людоед (злой),
Принцесса(весёлая).
“Чиполлино”.
Чиполлино (весёлый), сеньор Лимон (злой), кум Тыква (грустный), кум Груша
(удивленный).