Цель: воспитание вежливой, доброжелательной личности, интеллектуально подкованной в вопросах вежливости и доброты.
Задачи:
- Воспитание толерантности
- Привитие навыков вежливого общения в обществе
- Воспитание доброжелательного отношения к людям
- Развитие навыков понимания нравственных ценностей человека
Используемые основные технологии и формы работы:
- Информационно-коммуникативная технология
- Проблемная технология
- Игровая технология
- Личностное ориентирование
- ИКТ
- Групповая форма
- Фронтальная форма
- Индивидуальная форма
УУД
Личностные УУД – действия ученика в той или иной социальной роли и в межличностном общении:
- применять нормы морали и этики в ситуации выбора;
- применять нормы морали и этики в оценке действий других людей;
- применять нормы морали и этики в оценке событий;
- анализировать свое поведение с точки зрения морали и этики;
- выстраивать «Я-концепцию»;
- понимать цель воспитания вежливости и добра;
- понимать ценность знаний о вежливости и доброте;
- формировать будущий образ жизни.
Регулятивные УУД – действия, организующие учебную деятельность:
- организовать рабочее место;
- ставить воспитательную цель;
- составлять план работы в достижении поставленной цели;
- прогнозировать результат своих достижений в достижении цели;
- контролировать результат проделанной работы;
- корректировать способы выполнения действий;
- давать оценку деятельности и ее результата.
Познавательные УУД – познавательные действия, логические, действия постановки и решения проблем:
познавательные:
- находить необходимую информацию методом информационного поиска;
- преобразовывать информацию;
- структурировать знания;
- строить речевые высказывания в устной и письменной формах;
логические:
- анализировать с целью выделения признаков;
- синтезировать (выделять целое из частей);
- сравнивать и выбирать основания для сравнения;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическую цепь рассуждений;
- выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- доказывать;
действия постановки и решения проблемы:
- формулировать проблему;
- создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД – действия при общении и сотрудничестве с другими людьми:
- учитывать позицию других людей;
- вступать в диалог;
- сотрудничать в коллективе (определять свою роль, роль другого, принимать эти роли);
- корректировать действия свои и партнера;
- разрешать конфликты;
- ясно выражать свои мысли.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Учитель: Дорогие ребята! Мы проводим сегодня интересное занятие. Определите его название из зашифрованной записи " ВдЕаЖвЛзИдВрОаСмТуЬоИжДйОцБяРюОлТэА!" (дети расшифровывают запись, глядя на экран.) (Приложение 1, слайд 1)
2. Постановка темы и цели урока
Формулирование темы.
– Ребята, что бы вы хотели узнать
по этой теме?
– Как вы смогли бы это сделать?
3. Освоение нового материала
1) Постановка проблемы Выдвижение гипотез Составление плана действий
Учитель: Вы мечтаете стать взрослыми и
получить определённую специальность.
– Какую профессию вы хотели бы выбрать для себя
по окончании школы? (Дети делятся своей мечтой.)
– Но кем бы вы ни стали, хотелось бы, чтобы вы
выросли очень хорошими людьми: вежливыми,
добрыми, отзывчивыми. А этому тоже надо учиться.
Знаете ли вы, что означают слова: вежливость и
доброта.
– Что по-вашему эти слова означают?
– Что нужно сделать, чтобы правильно
сформулировать толкование этих слов?
2) Работа с толковыми словарями (слайд 2)
Класс делится на 2 группы. Каждая группа выписывает значения слов вежливость и доброта. Одна группа из словаря В. И. Даля, другая – из словаря Ожегова. Один из группы зачитывает написанное.
Ожегов: Вежливый – ВЕ'ЖЛИВЫЙ, -ая,
-ое; -ив. Соблюдающий правила приличия,
воспитанный, учтивый. Вежливое обращение.
Ожегов: Доброта, отзывчивость –
душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим.
Даль: Вежливый, соблюдающий
светские, житейские приличия, учтивый,
услужливый, предупредительный. Голь мудрена,
нужда вежлива. Нужда вежлива, голь догадлива.
Даль: Добро В духовном значении
благо, что честно и полезно, все чего требует от
нас долг человека, гражданина, семьянина;
противоположно худу и злу.)
– Я же предлагаю вам открыть Словарь вежливых слов. Это так называется игра.
3) Поэтическая игра "Словарь вежливых слов"
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ... (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (добрый день)
3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы ... (спасибо)
4. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь ... (здравствуйте)
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим ... (прости пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ... (до свидания)
– Что вы вспомнили благодаря игре? Какие ещё вы знаете вежливые слова? Используете ли вы их в своей речи? Вывод: Значит, мало знать их, нужно ими пользоваться.
4) Беседа по известным произведениям
Учитель:Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.
а) Беседа о грубости по произведению Агнии Барто «Признание»
Чтение стихотворения учителем
А. Барто
Учитель:Прав ли мальчик? Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.ПРИЗНАНИЕ
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
Он всех, в один несчастный день,
Чуть не довел до слез.
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
— Придешь обедать к трем часам,—
Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам...—
А сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька? —
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
б) Беседа о поведении в обществе и дома по произведению Агнии Барто «Любочка»
Чтение стихотворения учителем.
А. Барто
ЛЮБОЧКА
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Учитель:Какой сначала мы представили себе девочку? А потом? Ребята, какой можно сделать вывод из этих ситуаций? Вывод: В жизни надо поступать вежливо самому и указывать на это другим.
5) Инсценирование трёх ситуаций детьми
Учитель: А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций. Поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры. Что такое манера?
Работа с толковым словарями.
(Ожегов манера – МАНЕ?РА, -ы, ж. 1. Способ
что-н. делать, та или иная особенность поведения,
образ действия.
Даль: МАНЕР м. и манера
ж.немецк. способ, образ, средство; || вид, лад,
пошиб.) В группе выберите одного представителя
для поиска слова манеры в толковом словаре. (Пока
длится поиск остальные дети рассказывают о своих
вежливых поступках)
Первая ситуация. Пусть Таня будет мамой, а Рома и Ира – её дети. Вы собираетесь в гости. "Мама" должна объяснить "детям", как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
Вторая ситуация. Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
Третья ситуация. Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Ваши действия?
Учитель:Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
4. Самопроверка (слайд 3)
– Можно ли в нашем классе принять следующие
правила вежливости и доброты (обсуждение в
группах)
– На экране плакаты с правилами вежливости и
доброты. Как вы их понимаете?
1) Добро, сделанное в тайне, отплатится явно.
2) Вежливый человек приветлив и всегда внимателен
к людям.
3) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы
другим было с тобой приятно. Можете ли вы
сформулировать правила вежливости и доброты для
себя.
5. Подведение итогов Рефлексия (слайды 4-7)
– Продолжите предложения: Я узнал … Я понял …
Мне понравилось … Мне не понравилось …
Все ли знания вы получили о вежливости и доброте?
Разговор на эту тему мы продолжим на других
занятиях.Прикрепите к доске кружочек вашего
отношения к сегодняшнему занятию. Красный – не
понравилось, синий – не очень понравилось,
зелёный – очень понравилось.