Этнокультурная игра для команд 5–6-х классов "Марий Эл. Россия"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Что нужно знать? На что обратить внимание?

Керемет, шовыр, Эшпай Андрей Яковлевич, Йошкар –Ола, Шорыкйол,  Семык, оза, кумур, Ага пайрем ,черемисы, шымакш, кудо, ава, муро, эл, эр, Яков Андреевич Эшпай, берёза, липа, рябина, Кугу  Юмо, Шорыкйол -кува-кугыза.

Обратить внимание на праздники

  1. Атлас народов России для школьников. Санкт-Петербург, Издательский Дом «Нева», М., издательство «Олма-Пресс», 2000, стр. 90-92
  2. Н.Л. Жуковская, Н,Ф. Мокшин. От Карелии до Урала. Рассказы о народах России., М., издательство «Флинта», издательство «Наука».1998, Марийцы. Стр. 129-131, 137
  3. Обычаи и праздники марийцев, стр. 28-29. Праздники народов России. Энциклопедия.М., «Росмэн», 2002
  4. Россия. Волго-Вятский район  стр. 189-191. Страны и народы. Универсальная энциклопедия для юношества. М., издательство «Педагогика-пресс», издательский дом «Современная педагогика», 2000.
  5. Р.А.Агеева. Какого мы роду-племени? (Народы России: имена и судьбы). Словарь-справочник.М., «Academia»,  2000, стр. 208-209.

Информация в книгах повторяется, посмотрите ещё файлы, прикреплённые к основной литературе.

Приложение 1

Ведущий:  По'ро ке'че! – Добрый день!

По данным антропогенетики, марийцы оказались одним из древнейших народов России. Из исследованных народов нашей страны лишь саамы (лопари) древнее их. Возможно, наиболее близкими к марийцам народами являются манси, якуты, народы Алтая, а из народов других стран – монголы. Вполне вероятно, что марийцы являются прямыми потомками племен или народов, от которых произошло большинство нынешних этносов России.
Вот о них сейчас наша игра. (Слайд 2)  Народы Волго-Камья имеют древнюю историю и самобытную культуру, а татары и чуваши обоснованно считают потомками великих булгар (народа, основавшего на Волге государство, которое пало под натиском золотой Орды. В течении многих столетий народы живут вместе и у них много схожего прослеживается в культуре. Марийский край раскинулся в междуречье Ветлуги и Вятки, по левому берегу реки Волги. Марийцы сами называют себя «мари», «марий» – человек.

1. Как назвался  по документам этот этнос мари  в царской России?

Ответ: Черемисы.

2. Крепость в нынешней столице Мари эл была построена по приказу Бориса Годунова, на  берегу реки Кокшаги, где  сохранились остатки рва и вала с того времени. Так и называли Царёвококшайск до 1927 года.

– Как сегодня звучит это марийское название «красного города»?

Ответ: (Слайд 3) Йошкар-Ола.       

На земле не счесть городов больших.
И за целый год не объехать их.
Но в любом краю об одном всегда я пою:

Йошкар-Ола, я вижу вновь
Над весенней Кокшагой мосты.
Йошкар-Ола, земля отцов,
Навсегда у меня в сердце ты.

Л.Дербенев («Песня о Йошкар-Оле»)

По древности марийцы уступают индийцам, лопарям, неграм Африки и индейцам Америки. Несмотря на это марийский язык принял  в свой речевой запас слова у других народов, а мы их произносим даже и не догадываемся об этом

1 Блок. Скажите как?  Каким образом?

(Слайд 4)

1. Ава
2. Эр
3. Эл
4. Муро

1. Посмотрев на слайд вы сейчас свободно напишите перевод.

Ответ: ава – госпожа, мать, богиня; эр – утро; эл –  империя; муро – песня.

2. А теперь посложнее вопрос: сейчас в листе эксперта написаны языки к которым относятся эти слова: ваша работа заключается в том, чтобы поставить к ним цифры слайда.

Ответ: тюркский: 1, 2, 3; поволжский: 4; финно-угорский: 4.

Блок № 2. Поживём – увидим

А что смотреть??? (Слайд  5)

1. Эта бревенчатая постройка  может строится без пола, потолка и окон, хотя в словарях написано, что это место проживания  марийцев летом..  Значит, слово то одно,а значение  для нас больше подходит как место на даче, где её можно построить даже с щелями. О какой постройке идёт речь?

Ответ: в вопросе прозвучало два значения  слова «кудо»,  для нас больше знакома эта лёгкая постройка, как летняя кухня на даче. Щели нужны были в кудо для выхода дыма с открытого очага.

2.  Сложно обратиться к хозяину дома, если его не знаешь, в марийском же встречается общее название, которым можно в обиходе назвать  «хозяина» в родительном падеже, взяв из этого слова вторую, третью и последнюю букву.

Ответ: «оза» – хозяин, властелин.

3. Марийцы оставили память в развитии Приволжья.  По свидетельству князя Андрея Курбского,  в 16 веке они считались самой культурной народностью, богатой поселениями, пушниной, хлебом, мёдом. Убивая белок стрелами с костяными шишкообразными наконечниками одним ударом, они достигли такого совершенства, что не портили шкурок зверя. Капкан и ружьё стали принадлежностью охотников позже, когда стрелу заменила пуля, но марийцы и тогда научились сохранять шкурки белок – основного поставщика пушнины в крае.
Остаётся загадкой из прочитанного текста как меняем на марийскую белочную валюту евро и доллары, зато можем сказать, сколько будут стоить 5 кумуров в копейках и белках?

Ответ: 5 копеек  (1 балл) –  15 белок (1 балл), т.к. 1 кумур или 1 копейка = «три белки». 

4. С развитием земледелия  марийцы  стали вести оседлый образ жизни. Стали строить избы, усадьбы. Однако, долгое время оставалось подобие прошлого жилища  с ямой для огнища, сложенной из жердей, и четырёхстенный сруб без пола и потолка с сильно выступающей впереди  крышей, носившей название «куб-куда», где сушили хлеб.
Назовите этот памятник кочевого образа жизни, который у многих народов стал местом жизни в более тёплую погоду и многие просто забыли своё кочевое прошлое.

Ответ: (Слайд 6) чум

Блок № 3.  О духах  непридуманно ответим?

1. Обитает на небе, где у него много скота,  ветер – его дыхание, радуга – лук, главное, что он сделал – создал человека, землю с равнинами, пастбищами, лесами.
Кем для марийцев является Кугу-Юмо?

Ответ: Кугу-Юмо верховный бог у марийцев.

2. В своё время Зевс своего сына Гефеста, столкнул с небес за то, что он ослушался его и научил людей добывать огонь. В марийской мифологии Кугу-Юмо своего младшего брата также за непослушание изгнал с небес, т.к. всё делал наперекор. И если мы скажем про Гефеста, ч то он научил людей пользоваться огнём, тогда что сделал на земле  Керемет,  когда его старший брат создал равнины, пастбища, леса для удобной среды обитания человека?

Ответ: (Слайд 7) по мифу Керемет в  образе селезня плавал по обыкновению в океане, вот тогда ему Кугу-Юмо велел со дна достать земли для создания равнин, пастбищ лесов, Керемет нырнул и в клюве принёс земли, но не всю отдал брату, выплюнул утаённую часть и создал горы.

Блок № 4. Праздничные традиции (Слайд 8)

1. С него начинается цикл летних праздников  и отмечается  через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье – в день Троицы В отличие от русского , основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. О каком главном празднике  марийцев идёт речь?

Ответ: Семык (Семик).

2. В прошлом все сложные и многообразные обряды были направлены на упрочение хозяйства, семейного благополучия людей. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению. В этот  день все поступали также как многие и другие народы в этот первый праздничный день. Что нельзя было по обряду марийцам совершать в этот день?

Ответ: работать. С утра, кроме приготовления еды, не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты,  до обеда не выходили за пределы своего двора и следили, чтобы никто к ним не заходил, а то могли навлечь беду, даже скот в этот день не выгоняли на пастбище.

3. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки: парни могли завалить бревнами ворота; забравшись на крышу дома или бани, заткнуть дымоход; опрокинуть в бане котлы с водой. В эту ночь, под утро топили баню купание в ней входило в обрядовый комплекс праздника Семык и выполняло очистительную, лечебную и предохранительную функции.

– Какой ритуал был обязательным в этот день для всех марийцев?

Ответ:  Каждый считал обязательным окатить себя водой, настоянной на травах и цветах, похлестать свое тело веником, связанным из 41 вида растений.

4. После нарождения новой луны в декабре самый известный праздник у марийцев,  а первым днём празднования является пятница, как в прошлом традиционный день отдыха.  Произнесите  одно из названий  этого праздника, если совершается такое магическое действие в овчарне, как дёргание за ноги, с целью обеспечения плодородия и благополучия в хозяйстве и семье?

Ответ: «Овечья нога», речь идёт о Шорыкйол, Святках. Один из элементов – гадание о будущем урожае. Парни выходили ночью в хлев и в темноте хватали овец за ноги. По цвету шерсти пойманной овцы определял, каким будет урожай в новом году.

5. В прошлом марийцы связывали с этим днем благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. Что  это за магия? Что должно предсказать это гадание на будущий год?

Ответ: Кучки из снега это стога и скирды хлеба .Говорили так: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесет снегом – быть урожаю» Урожай.

6. Основные персонажи Святок бывают разные. И у марийцев нсть таковые, которые воспринимаются как предвестники будущего, так как  предвещают домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизни.

– О каких нам понятных персонажах  идёт речь? Можно сказать ещё по-другому вопрос. Назовите Васли кува-кутызу и Шорыкйол кува-кутызу?

Ответ: Старик и Старуха, которые общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, такова будет жизнь для каждого человека.

7. Хозяева на праздник берегут лесные орехи, чтобы встретить сряженных как почётных гостей, а что же делают в ответ гости, желаю изобилия  хлеба и достатка в семье?

Ответ: кидают на пол зерна.

8. Возможно, у нас тоже когда-то был праздник Ага пайрем, что означало праздник сохи  весной . А это означало, что после него чем можно заниматься в хозяйстве?
Ответ: пахать землю.

Блок 5.  Лес считался священным. Марийские леса — это самый крупный лесной массив на Волге

1. Правда ли, существовало представление, управляет  всем лесным хозяйством  хозяйка леса и  для неё оставляли на пенёчке блинчики, пирожки в качестве дара.

Ответ: да, это правда.

2. Священное  дерево марийцев., к которому обращаются с разными просьбами, а чтобы исполнилось желание, оставляют у дерева хлеб, блины. Какое дерево посадить при рождении внуков, рядом с деревьями родителей?

Варианты ответов: а) берёза; б) липа; в) рябина.

Ответ: береза

3. К его дуплу, где обитали добрые духи, которые никогда не отказывали в помощи,  можно было обратиться раз в жизни в самую трудную минуту.

Варианты ответов: а) берёза; б) липа; в) рябина.

Ответ: липа.

4. Плоды этого дерева  красные спасают от колдовства.

Варианты ответов: а) берёза; б) липа; в) рябина.

Ответ: рябина.

(Слайд 10) Блок 6.  Набор кисточек и погремушек. А это о чём? Конечно, речь идёт о национальном марийском костюме.

– Одежда мало отличалась от русской. Носили берестяные шапки, белые рубахи, вышитые шерстью и белые штаны. Вышивка цветами применялась в марийском костюме. Неизменный костюм мариек : белая рубаха, опоясанная и закрытая расшитым передником, головной убор в виде расшитого полотна, из-под которого на лоб спускаются украшения, прикреплённые к ремешку вокруг головы.. Головной убор замужних женщин весь унизывался монетками и змеиными головками
А к поясу сзади прикреплялся набор кисточек, украшенных различными погремушками.

(Слайд 11) 1. Перед вами ряд народных костюмов, под каким номером перед нами представительница этноса мари?

Ответ: под цифрой № 3.

2. На мари  – шымакш. На что похож подобный головной убор, если в средние века его носили дамы в Западной Европе и чем выше он был, тем знатнее считалась особа, носящая его?

Ответ: конус (колпак).

3. В праздничные дни надевали бабушкины головные уборы. Какой цвет был самый почитаемый?

Ответ: красный.

4. Детям мари шили красные шапочки, к одежде пришивали яркие ленты, бусины, монеты, раковины каури, надевали бусы из ягод. Зачем? Какое предназначение  всё это несло в одежде?

Ответ: (Слайд 12) Это традиционные обереги.

Блок 7. Известные в России

1. Песня "Салым сола" по праву считается одним из лучших сочинений композитора, он создатель первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. Свое научное исследование он посвятил народным инструментам, защитил диссертацию и был удостоен ученой степени кандидата искусствоведения.

Ответ: Яков Эшпай

2. Известный мариец, родом из города Сарова, мастер спорта по самбо, неоднократный чемпион России и Евразии по джиу-джитцу, первый и единственный боец из России победивший в самом престижном турнире по «боям без правил», известный киноактер, живущий с 1994 года в Лос-Анжелесе, прозванный американцами «Русским медведем»?

Ответ:  (Слайд 13: видеоматериал спрашивайте у автора статьи – прим.ред) Олег Тактаров.

Ку'гу та'у. – Спасибо.
Чеве'рын. – До свидания. (букв. «красиво»)