ВОГУЛЫ, кисы, ровдуга, камус, Торум, панжос, медвежий праздник, Вороний день, Сергей Собянин, Валерий Леонтьев, турлапс, саснел, легенда о Вечерине.
Литература.
- Александр Миловский. Народные промыслы. М., «Мысль», 1994. Свидание с Миснэ, стр. 172-178
- Информация о медвежьем празднике всем командам. Праздники народов России. М., «РОСМЭН», 2000, стр.72-73
- Н. Мокшин, Елена Мокшина, Юлия Сушкова. Финно-угорские народы. Рассказы о большой семье уральских народов – финно-угров и самодийцев.Саранск: АНО «Дом народных ремёсел», Фонд «Открытая Мордовия», 2009.
Пася oлэн! – Здравствуйте!
Пуссын Ёмассыг Вос Oлы! – Все Хорошо!
Кантлын Мaныл Пoйтэн – Извините!
Нан Мaньси Лaтныл Потыртэгын? – Вы говорите на
мансийском языке?
Манси – центральный город графства Делавэр на
востоке штата Индиана штат Индиана. Вопреки
популярной легенде о том, что город был назван
так в честь мифологического вождя племени Манси,
скорее всего, город получил свое имя от
индейского поселения Манси. Манси, из-за своего
удобного расположения, превратился в столицу
штата, а в 1865 году появился город Манси. Одни
предполагают, что когда-то там жили предки
индейцев, вышедшие с азиатского континента.
Значит сейчас это индейцы, проживающие в штате
Индиана. А в Сибири?
О манси известно не всем. Даже в Сибири далеко не
каждый ответит на вопрос: где живет и чем
занимается этот народ? И уж совсем не многие
знают, что манси – ближайшие родственники не
только своих соседей – хантов, но и венгров,
живущих в Европе на Дунае, за тысячи километров
от Урала – сибирской границы.
И менталитет у манси совсем другой, чем у
русскоязычного населения – сами посудите.
На пути речки могут называть устойчивой
формулой: «Речка с расстояния полёта стрелы», так
могут называть любые притоки Оби. Сама Обь имеет
эпитет «Двадцатью оленями избеганная обильная
Обь, двадцатью оленями избеганная рыбная Обь».
При подходе к селению мужчины кричали, извещая об
удачной охоте. Мы сейчас, будем радоваться нашим
правильным ответом, ведь мы все, как и манси –
жители реки Оби.
Блок. Зима
1. Как мы любим представителей кошачьих называем их ласково «кисы», а манси это украшают орнаментированными светлыми и тёмными полосками. Что представляют «кисы» из оленьих лап у манси?
Ответ: (Слайд 2) меховая обувь до и выше колен (пимы).
2. Для летней обуви используют ровдугу из оленьей шкур, на которую первоначально наносят специальной заостренной палочкой, чтобы создать контур узора. Затем орнамент закрашивают с помощью палочки, имеющей форму лопатки. Как называется белее знакомый нам этот материал, который именно таким образом становится необыкновенно красивым?
Ответ: (Слайд 3) замша.
3. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья. Правда это или нет?
Ответ: да.
4. Камус использовали на изготовление обуви и рукавиц. А что так называли?
Ответ: (Слайд 4) шкура с ног оленей
Блок. Праздники и обряды
5. (Слайд 5) Урине хотэл эква отмечатна Благовещение (7 апреля). Считалось, что в этот день эта птица приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник посвящён благополучию семьи, в первую очередь, детей. О какой птице идёт речь?
Ответ: (Слайд 6) ворона, вороний день
Блок. Мансийская легенда о Вечерине
6. В мансийской легенде о Вечерине повествуется:
Давно-давно, когда ещё олени с людьми не дружили,
когда ханты и манси не ездили, не летали, а по
лесам и болотам ходили, себе пищу добывали и
мудрые древние старики говаривали: «Не пойдёшь –
не пожуёшь, не походишь – не поешь», – в вершине
речки Найденной располагалось стойбище древних
манси. В стойбище у всех были дети, только одной
семье духи не послали детей. Долго муж с женой
просили духов, чтобы послали им дитя.
И вот, когда их жизнь шла к старости, как день к
вечеру, у них родилась дочка. Стали думать
родители, как назвать её.
И назвали её Ночкой. Правда это или нет?
По-мансийски: А-А – Да. Aти – Нет.
Ответ: Нет. Назвали её Вечериной. «Утро зарождается вечером. Назовём Вечериною, может, увидит дочь в жизни своей свет утренней зари с вечера» так сказал отец девочки.
7 . В мансийской легенде о Вечерине повествуется
: Все манси были рады Вечерине, однако, только
Болотный Дух рассердился, побежал по болотам и
борам с диким криком и визгом. На деревья налетал
- деревья ломались и со стоном валились мёртвыми
на землю. Птицы испугались – разлетелись в
разные стороны. Звери убежали в разные урманы,
рыбы на дно речки легли.
Всех распугал Комполэн – Болотный Дух: не
выносил он, когда люди радовались.
– Как он отомстил людям?
Ответ: отнял огонь.
8. В мансийской легенде о Вечерине повествуется
: Подросла Вечерина, и как ласточку Дюймовочка,
она выкормила оленёночка. Прошло лето, наступила
осень, закружились белые комары-снежинки.
Холодно стало на сердце у Вечерины. Думала: уйдут
от неё друзья-олени. Кому она станет колыбельные
песни петь? Умный Белый Олень понял её, подошёл,
прикоснулся тёплыми губами к её рукам и щекам,
словно молвил: «Мы с тобой будем, сестра моя,
только позови». Обрадовалась Вечерина,
поблагодарила Белого Оленя, потом надела на него
сбрую, расшитую узорами, украсила рога яркими
лентами, села на лёгкие нарточки, взяла резной
хорей (длинный шест, которым управляют оленями) в
руки. Оттолкнулся Белый Олень от земли своими
лёгкими сильными ногами и взвился высоко-высоко
в небо. И поплыл по поднебесью птицей парящей,
легонько касаясь неба ветвями украшенных рогов,
– полосы в небе от оленьих рогов заколыхались.
Протянула Вечерина руку, дотронулась до них – и
ожили полосы, заискрились, вспыхнули ярким живым
разноцветьем.
Что появилось на земле манси, благодаря Вечерине?
Ответ: (Слайд 7) Северное сияние. «Переливчатое многоцветье красок объяло ледяную мансийскую землю, проникло в избушки сквозь маленькие оконца, обтянутыми матовыми мансийскими пузырями вместо стёкол, осветило тёмные углы низеньких избушек, озарило радостью тоскующие по свету лица манси. Захлестнуло радостью их сердца и позвало под цветное небо, в трескучий мороз».
9. С тех давних-давних пор в морозные ночи, когда
загорается северное небо разноцветным сиянием, у
манси наступают тёмные дни: выходят они на улицу
и проклинают Вечерину.
Правда это или нет?\ А-А – Да. Aти – Нет.
Ответ: ати – нет, так как для людей наступает праздник: выходят они на улицу танцевать, с ними невидимо кружится и Вечерина...
Блок. Писатель Ю.Шесталов: «рыба есть – манси есть, рыбы не будет – манси не будет»
10. В литературе манси отмечается, что обычай и давней традицией мужчин является также ношение в шах серёжек, колец на одном или нескольких пальцах. Часто кольцо фигурирует в фольклорных сюжетах: с его помощью находят клады, распознают принадлежность к родовому коллективу. А какой обычай северо-американских индейцев и манси восходит к эпохе, когда их предки жили в южных степных районах?
Ответ: (Слайд 8) Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками или пуговицами. Мужская прическа в виде кос имеет древнее происхождение. . Этнографы признают ее одним из этнических признаков тюркоязычных народов от Юго-Восточной Европы до Центральной Азии.
11. У женщин манси не было в традициях ношение меховых шапок. Почему?
Варианты ответов:
а) мех был предметом приношения богам и духам;
б) меха было мало;
в) носили только мужчины;
Ответ: а) мех был предметом приношения богам и духам.
12. Девушки свои головные уборы – панжос украшали крупным бисером, монетами, а иногда, "что-то вроде змеиных головок, довольно искусно сделанных из кости и утвержденных в недальнем между собою расстоянии". Что представлял собой панжос?
Варианты ответов: а) маленькая шапочка; б) головная повязка; в) платок.
Ответ: головные повязки – панжос. Сзади их стягивали завязками, а лицевую сторону украшали.
13. У всех групп женщин этноса манси бытовало украшение, которое состояло из ажурной бисерной сетки, пришитой к холщовой ткани.
Ответ: (Слайд 9) нагрудное украшение – турлапс
14. У этого зверя множество имен — иносказательных, «зашифрованных», само название его – табу, усвоенное с детства. Ему поклоняются, его опасаются, его почитают как родственника. Назовите его имя?
Ответ: (Слайд 10) имя его – МЕДВЕДЬ.
15. Медвежий праздник нельзя вычислить или предсказать по календарю. А почему? Когда отмечается праздник?
Ответ: когда убит зверь. Это яркое, красочное, многожанровое действо, увлекательное зрелище и в то же время древний обряд.
16.На медвежьем празднике участники представления, выглядят для нас необычно. На их лицах – саснел. Из чего его делают?
Ответ: (Слайд 4) из бересты. Берестяные маски с длинными-предлинными носами. Над узкими щелочками глаз — длинные ресницы и брови.
17. Давным-давно, когда люди еще не умели
добывать огонь, медведь со своим отцом любили
смотреть с седьмого неба на землю. Они видели, что
там происходят очень интересные превращения:
земля время от времени меняет свой наряд с белого
на зеленый. Стал Медведь просить, чтобы тот
разрешил ему спуститься на землю и прогуляться
по ее просторам.
Дважды отец отказывал своему сыну, а в третий раз
согласился и спустил сына в люльке с неба на
землю. Очутившись на земле, медведь стал гулять
по ее просторам и любоваться ее красотой. Но
вскоре он почувствовал голод и стал проситься
обратно на небо. Однако отец сбросил ему с неба
лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле:
самому добывать себе пищу и творить суд над теми,
кто совершает зло. Если же сам медведь поступит
несправедливо, тогда человек учинит суд над ним.
Молодой медведь не послушал предупреждений отца
и натворил много бед на земле. Тогда один из
семерых братьев-охотников убил его и забрал у
него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и
стали пользоваться люди…
– В образе какого животного в мифах перед нами
предстаёт верховный бог Торум, как олицетворение
неба, добра?
Ответ: медведь.
18. Ёмасяквeг Тэпъялэн! – Приятного Аппетита!
С открытием охотничьего зимнего сезона охотники
добывают много белок. В урожайные годы кедра
набиты кедровыми орехами желудки этих животных. .
Охотники эти желудки вместе с содержимым
обжаривают и едят. х. Какое животное лакомится
кедровыми орехами, а затем его желудки у манси
считаются большим деликатесом?
Ответ: (Слайд 12) белка.
19. Самая питательная, сырая строганина. Из чего манси получают это блюдо?
Ответ: (Слайд 13) рыба.
20. Обычная пища манси — рыба и мясо. Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченой, сушеной. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами. В традициях также у манси было изготовленрие одежды, например, мужских рубах из осетровых рыб. Это правда или нет?
Ответ: да, это правда.
21. Он родился в 1958 в селе Няксимволь Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа, политический деятель, главный руководитель в городе Москве. Назовите статус этого человека?
Ответ: (Слайд 14) это мэр Москвы – Сергей Собянин.
22. Родился он в Советстком Союзе, в Коми АССР, однако манси, считают его своим. Чтобы самореализоваться он работал подсобным рабочим на кирпичном заводе, где откатывал вагонетки с сырым кирпичом от пресса к сушильным стеллажам, затем – тесемщиком-смазчиком на льнопрядильной фабрике, затем перепробовал профессии почтальона, электрика, портного, модельера. О каком известном ч человеке в шоу-бизнесе идёт речь?
Ответ: (Слайд 15) Валерий Леонтьев.
Пумасипа! – Спасибо!
Oс Ёмас Улум! – До Свидания!