Цель: знакомство с произведениями Б. Заходера “Мохнатая азбука”.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить учащихся с произведениями Б. Заходера “Мохнатая азбука”,
– способствовать формированию умения выразительно читать диалогические и
монологические стихотворения;
– закрепить знания обучающихся о классификации животных;
– способствовать расширению их активного словарного запаса.
Развивающие:
– развивать познавательные и творческие способности детей;
– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи.
Воспитывающие:
– способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу;
– способствовать воспитанию бережного отношения к животным.
Формировать УУД:
- Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
- Умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД).
- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
- Приобретение школьником социальных знаний. (Познавательные УУД).
Оборудование: учебник, выставка книг, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать. (Слайд 1)
II. Актуализация знаний
– Посмотрите на выставку книг, прочитайте их названия. (“Русская азбука”
Горецкого, “Азбука” Степанова, “Сказочная азбука”.) (Слайд 2)
– Что объединяет эти книги?
– Что такое азбука?
– Азбука –это:
1) совокупность букв, принятых в данной письменности (“Русский словарь”
Ожегова),
2) книга, по которой изучают буквы
– Кто помнит, как образовалось слово “азбука”?
III. Сообщение темы, цели урока.
– Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока по литературному
чтению? (Слайд 3)
– Правильно, мы сегодня начнём, а завтра продолжим работать над
произведением, которое называется необычно: “Мохнатая азбука” Б. Заходера.
– Давайте предположим, почему она мохнатая?
– Прослушайте фрагмент и определите, правильно ли мы предположили, о чем будет
произведение. (Слайд 4–5) Презентация
IV. Формирование новых знаний.
4.1. Обобщение ранее изученных знаний. (Работа с таблицей.)
– Вспомните уроки окружающего мира, как мы называем животных в отличие от
растений? (Потребители.)
– Почему?
– На какие группы делятся животные? (Слайд 6)
ЖИВОТНЫЕ:
- насекомые,
- птицы,
- рыбы,
- земноводные,
- пресмыкающиеся,
- звери (млекопитающиеся),
- пауки.
4.2. Изучение нового материала. (Работа с учебником.)
– Откройте учебник на стр. 116. Посмотрите на иллюстрацию, скажите, о ком
пойдёт речь в произведении? (Слайд 7)
– Как вы думаете, какие буквы в этой азбуке?
– Прочитайте и найдите ответ на мой вопрос. (Чтение с. 116–117.)
– Какие буквы будут в азбуке Б. Заходера? Как вы думаете, какой смысл вкладывает
автор, называя свои буквы мохнатыми, пернатыми, горбатыми? (Прямой или
переносный.) Объясните свой ответ.
– Как расположены произведения в азбуке? (В алфавитном порядке.)
– Что такое алфавит?
– Алфавит – расположение букв в определённой последовательности.
– На все ли буквы найдутся названия животных?
– Как вы думаете, на какие буквы не будет названий животных?
Задание по рядам.
1-й ряд – выразительное чтение трёх произведений о птицах (пернатых).
2-й ряд – выразительное чтение трёх произведений о пресмыкающихся.
3-й ряд – выразительное чтение трёх произведений о зверях (млекопитающихся).
Проверка. (Слайды 8–13)
– Кто открывает мохнатую азбуку? Чтение стихотворения “Аист”.
– Почему именно аист открывает “Мохнатую азбуку?”
– На какую следующую букву должно быть стихотворение? (На букву Б.)
– Но почему-то его нет. Кто догадался, почему? (Отрывки.)
– На какую букву следующее произведение? (На букву Г.)
– Прочитайте выразительно стихотворение “Гадюка”, выделяя голосом совет автора.
– Что советует автор?
– У кого лучше и выразительнее получилось прочесть это стихотворение? Свои
ответы поясняйте.
– Возможно ли, взять “ноги в руки”? (В прямом смысле – нет, а в переносном – да,
это значит, бежать очень быстро.)
Как вы думаете, как правильно и безопасно вести себя при встрече со змеями?
– А какое животное на букву Д? (Дикобраз.)
– Обратите внимание, как пишется и произносится это слово. Можем ли мы
предположить, почему этот зверь получил такое название?
– Что общего между ежом и дикобразом?
– Чем эти звери отличаются?
– Каким тоном будем читать слова ежа?
– Какое животное нашёл автор на букву Е?
– Прежде, чем читать, давайте проведём словарную работу:
4.3. Словарная работа.
ЕХИДНА –
- Небольшое животное, покрытое иглами и шерстью, живущее в Австралии и на островах Тихого океана.
- Ядовитая австралийская змея.
- Злой, язвительный и коварный человек.
– Как выдумаете, какое значение слова “ехидна” употребляется в тексте?
БЕЗОБИДНАЯ – не причиняет никому обид.
НАРУЖНОСТЬ – внешний вид.
НЕЗАВИДНАЯ –некрасивая, непривлекательная.
– Прочитайте выразительно это стихотворение. Почему автор называет ехидну
бедняжкой?
– К чему призывает Б. Заходер?
– Прочитайте название следующего животного. (Ёжик.)
– Зачем ежу и дикобразу иголки?
– Как это объясняет сам ёж?
– Как называется разговор нескольких лиц? (Диалог.) (Слайды 14–15)
– Как диалог оформляется на письме?
– Давайте прочитаем это стихотворение по ролям.
– Представьте индюка. Каков он?
– Как говорят о человеке, когда он надуется и никого не замечает? (Надулся, как
индюк.)
– Прочитайте стихотворение, как мы прочтём последнюю строчку? (насмешливо)
– Что общего у индюка и павлина? Посмотрите на иллюстрацию. Каков павлин?
– Что такое порок? (Недостаток.)
– Как будем читать 1 часть? (Восхищенно.)
– А 2 часть? (Насмешливо.)
– Чтение
4.4. Динамическая пауза.
Проведение физкультминутки (танец маленьких утят).
– А сейчас мы будем читать 2 стихотворения о животных, которые относятся к
группе пресмыкающихся. (Слайды 16–17)
– Второе произведение – “УЖ”, прочитайте его про себя, подумайте, какое
настроение оно вызывает и как его необходимо читать, чтобы передать это
настроение.
– От какого лица ведётся рассказ?
– Почему плохо ужу?
– Какое это стихотворение по настроению?
– Почему последнее предложение заканчивается восклицательным знаком?
– К чему призывает нас уж?
– У кого из чтецов получилось лучше всего передать настроение и мысли ужа?
– Произведение “Черепаха” разделено как бы на 2 части. Как будем читать 1 часть?
(Медленно.)
– Почему?
– А 2 часть? (Быстрее.) Почему?
– Можно ли это стихотворение назвать рассуждением?
– Что является домиком для черепахи?
4.5. Индивидуальная презентация ученика.
– Посмотрев презентацию Кирилла, которую он сделал на занятиях внеурочной
деятельности “Юный исследователь”, мы узнаем новые сведения о черепахах.
(Слайды 18–24)
– Чем понравилась вам презентация?
– О каких видах черепах вы узнали?
– Чем питаются черепахи?
– Что мы можем сказать Кириллу о выполненной им презентации?
V. Рефлексия деятельности.
– Посмотрите на плакат и скажите, что вы
Я: 1) узнал,
2) удивился,
3) запомнил,
4) научился.
VI. Итог.
– Какое произведение изучали на уроке?
– Кто автор “Мохнатой азбуки”?
– К чему призывает нас Борис Заходер?
– По желанию, можно выучить любое понравившееся произведение и рассказать на
следующем уроке. Спасибо за урок.