Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме Б.Заходера "Мохнатая азбука". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: знакомство с произведениями Б. Заходера “Мохнатая азбука”.

Задачи:

Образовательные:
– познакомить учащихся с произведениями Б. Заходера “Мохнатая азбука”,
– способствовать формированию умения выразительно читать диалогические и монологические стихотворения;
– закрепить знания обучающихся о классификации животных;
– способствовать расширению их активного словарного запаса.

Развивающие:
– развивать познавательные и творческие способности детей;
– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи.

Воспитывающие:
– способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу;
– способствовать воспитанию бережного отношения к животным.

Формировать УУД:

  • Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
  • Умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД).
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
  • Приобретение школьником социальных знаний. (Познавательные УУД).

Оборудование: учебник, выставка книг, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний

– Посмотрите на выставку книг, прочитайте их названия. (“Русская азбука” Горецкого, “Азбука” Степанова, “Сказочная азбука”.) (Слайд 2)
– Что объединяет эти книги?
– Что такое азбука?
– Азбука –это:

1) совокупность букв, принятых в данной письменности (“Русский словарь” Ожегова),
2) книга, по которой изучают буквы

– Кто помнит, как образовалось слово “азбука”?

III. Сообщение темы, цели урока.

– Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока по литературному чтению? (Слайд 3)
– Правильно, мы сегодня начнём, а завтра продолжим работать над произведением, которое называется необычно: “Мохнатая азбука” Б. Заходера.
– Давайте предположим, почему она мохнатая?
– Прослушайте фрагмент и определите, правильно ли мы предположили, о чем будет произведение. (Слайд 4–5) Презентация

IV. Формирование новых знаний.

4.1. Обобщение ранее изученных знаний. (Работа с таблицей.)

– Вспомните уроки окружающего мира, как мы называем животных в отличие от растений? (Потребители.)
– Почему?
– На какие группы делятся животные? (Слайд 6)

ЖИВОТНЫЕ:

  • насекомые,
  • птицы,
  • рыбы,
  • земноводные,
  • пресмыкающиеся,
  • звери (млекопитающиеся),
  • пауки.

4.2. Изучение нового материала. (Работа с учебником.)

– Откройте учебник на стр. 116. Посмотрите на иллюстрацию, скажите, о ком пойдёт речь в произведении? (Слайд 7)
– Как вы думаете, какие буквы в этой азбуке?
– Прочитайте и найдите ответ на мой вопрос. (Чтение с. 116–117.)
– Какие буквы будут в азбуке Б. Заходера? Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор, называя свои буквы мохнатыми, пернатыми, горбатыми? (Прямой или переносный.) Объясните свой ответ.
– Как расположены произведения в азбуке? (В алфавитном порядке.)
– Что такое алфавит?
– Алфавит – расположение букв в определённой последовательности.
– На все ли буквы найдутся названия животных?
– Как вы думаете, на какие буквы не будет названий животных?

Задание по рядам.

1-й ряд – выразительное чтение трёх произведений о птицах (пернатых).

2-й ряд – выразительное чтение трёх произведений о пресмыкающихся.

3-й ряд – выразительное чтение трёх произведений о зверях (млекопитающихся).

Проверка. (Слайды 8–13)

– Кто открывает мохнатую азбуку? Чтение стихотворения “Аист”.
– Почему именно аист открывает “Мохнатую азбуку?”
– На какую следующую букву должно быть стихотворение? (На букву Б.)
– Но почему-то его нет. Кто догадался, почему? (Отрывки.)
– На какую букву следующее произведение? (На букву Г.)
– Прочитайте выразительно стихотворение “Гадюка”, выделяя голосом совет автора.
– Что советует автор?
– У кого лучше и выразительнее получилось прочесть это стихотворение? Свои ответы поясняйте.
– Возможно ли, взять “ноги в руки”? (В прямом смысле – нет, а в переносном – да, это значит, бежать очень быстро.)
Как вы думаете, как правильно и безопасно вести себя при встрече со змеями?
– А какое животное на букву Д? (Дикобраз.)
– Обратите внимание, как пишется и произносится это слово. Можем ли мы предположить, почему этот зверь получил такое название?
– Что общего между ежом и дикобразом?
– Чем эти звери отличаются?
– Каким тоном будем читать слова ежа?
– Какое животное нашёл автор на букву Е?
– Прежде, чем читать, давайте проведём словарную работу:

4.3. Словарная работа.

ЕХИДНА –

  1. Небольшое животное, покрытое иглами и шерстью, живущее в Австралии и на островах Тихого океана.
  2. Ядовитая австралийская змея.
  3. Злой, язвительный и коварный человек.

– Как выдумаете, какое значение слова “ехидна” употребляется в тексте?

БЕЗОБИДНАЯ – не причиняет никому обид.

НАРУЖНОСТЬ – внешний вид.

НЕЗАВИДНАЯ –некрасивая, непривлекательная.

– Прочитайте выразительно это стихотворение. Почему автор называет ехидну бедняжкой?
– К чему призывает Б. Заходер?
– Прочитайте название следующего животного. (Ёжик.)
– Зачем ежу и дикобразу иголки?
– Как это объясняет сам ёж?
– Как называется разговор нескольких лиц? (Диалог.) (Слайды 14–15)
– Как диалог оформляется на письме?
– Давайте прочитаем это стихотворение по ролям.
– Представьте индюка. Каков он?
– Как говорят о человеке, когда он надуется и никого не замечает? (Надулся, как индюк.)
– Прочитайте стихотворение, как мы прочтём последнюю строчку? (насмешливо)
– Что общего у индюка и павлина? Посмотрите на иллюстрацию. Каков павлин?
– Что такое порок? (Недостаток.)
– Как будем читать 1 часть? (Восхищенно.)
– А 2 часть? (Насмешливо.)
– Чтение

4.4. Динамическая пауза.

Проведение физкультминутки (танец маленьких утят).

– А сейчас мы будем читать 2 стихотворения о животных, которые относятся к группе пресмыкающихся. (Слайды 16–17)
– Второе произведение – “УЖ”, прочитайте его про себя, подумайте, какое настроение оно вызывает и как его необходимо читать, чтобы передать это настроение.
– От какого лица ведётся рассказ?
– Почему плохо ужу?
– Какое это стихотворение по настроению?
– Почему последнее предложение заканчивается восклицательным знаком?
– К чему призывает нас уж?
– У кого из чтецов получилось лучше всего передать настроение и мысли ужа?
– Произведение “Черепаха” разделено как бы на 2 части. Как будем читать 1 часть? (Медленно.)
– Почему?
– А 2 часть? (Быстрее.) Почему?
– Можно ли это стихотворение назвать рассуждением?
– Что является домиком для черепахи?

4.5. Индивидуальная презентация ученика.

– Посмотрев презентацию Кирилла, которую он сделал на занятиях внеурочной деятельности “Юный исследователь”, мы узнаем новые сведения о черепахах. (Слайды 18–24)
– Чем понравилась вам презентация?
– О каких видах черепах вы узнали?
– Чем питаются черепахи?
– Что мы можем сказать Кириллу о выполненной им презентации?

V. Рефлексия деятельности.

– Посмотрите на плакат и скажите, что вы

Я: 1) узнал,
2) удивился,
3) запомнил,
4) научился.

VI. Итог.

– Какое произведение изучали на уроке?
– Кто автор “Мохнатой азбуки”?
– К чему призывает нас Борис Заходер?
– По желанию, можно выучить любое понравившееся произведение и рассказать на следующем уроке. Спасибо за урок.