Учебное пособие по предмету "Музыкальная литература" "Это удивительное барокко"

Разделы: Музыка


Вступление

Видео: Шёнбрунн вид сверху.
Музыка: Гендель «Музыка фейерверков»
Выход ведущего.

Текст Ведущего на фоне видеоряда с музыкой:

Добрый вечер, дорогие друзья. Мы начинаем концерт «Это удивительное барокко».
Сегодня мы совершим путешествие в Европу 17 века. Этот Век оставил нам пышные и вычурные здания, роскошные регулярные дворцовые парки и уникальную и совершенно особенную музыку. Новый стиль – стиль барокко, что означает «причудливый», «странный» пришел на смену культуре эпохи Возрождения с конца 16 века. Он зародился в Италии и получил широкое распространение в странах Европы. В России тоже можно увидеть архитектуру барокко. Посетите Санкт-Петербург и вы навсегда будете очарованы роскошными интерьерами и дворцово-парковыми ансамблями этого неповторимого стиля. К сожалению, в Екатеринбурге зданий в стиле барокко практически не осталось: напоминанием об этом стиле служит лишь Вознесенская церковь.

Остановка – площадь Петра в Ватикане.

I блок

Видео без музыки: путешествие по Ватикану, корабль, орган в Галла. (текст ведущей на фоне видеоряда)

Ведущий: В 17веке больших концертных залов еще не существовало. Церковь была, пожалуй, единственным центром духовной и культурной жизни. Она привлекала к себе лучших музыкантов, художников, архитекторов. Главным музыкальным инструментом в католической церкви был орган. Орган – это не только клавишно-духовой музыкальный инструмент с тысячами вертикально расположенных труб от 30 см до почти 9 метров (в одной из французских церквей есть орган, у которого 7 тысяч труб), с несколькими клавиатурами для рук и одной для ног. Но прежде всего, орган – это архитектурное сооружение огромное, величественное, встроенное в храм и поражающее нас еще до того, как мы услышим хотя бы один звук. Это настолько большой инструмент, что внутрь его можно войти.

Остановка – орган.

Ведущий: Наши юные музыканты при помощи современных электромузыкальных инструментов, имитирующих звуки органа, перенесут нас в ту далекую эпоху.

02:35 Видео без музыки: Орган, библиотека, зеленый орган, лестница в библиотеку (музыкальные иллюстрации)

Остановка – орган

Ведущий: Должность органиста была очень почетной и значительной в жизни прихожан. И хотя имена органистов, по большей части, не дошли до наших дней, несколько имен крупнейших композиторов и импровизаторов на органе история пронесла сквозь века. Прежде всего – это Дитрих Букстехуде , Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель .
Дитрих Букстехуде был старшим современником Баха и Генделя. Он работал в церкви города Любека ( с 1673 года до 1810 года). Выдающийся импровизатор на органе Букстехуде организовал в своей церкви вечерние музыкальные представления (Abendmusik), которые привлекали музыкантов со всей Германии. В 1705 году Иоганн Себастьян Бах прошёл пешком около 400 км из Арнштадта, чтобы попасть на такой вечер и послушать знаменитого органиста.

2:55 Видео без музыки: Купол в церкви, фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, мрачный синий зал собора в Аахене, ажурный пол, рака Карла Великого (музыкальные иллюстрации)

Остановка – крест Лотаря, собор города Аахен .

Ведущий: В обязанности органиста входило ежедневные импровизации на органе во время службы, а так же, как записано договоре И. С. Баха с церковью Святого Фомы в Веймаре, где он служил капельмейстером, ежемесячное поставление, т. е. сочинение «регулярной церковной музыки». Это была не только музыка для органа , но и вокальная музыка: арии, кантаты, пассионы…

3:26 Видео без музыки: витражи собора в городе Шартр, алтарь золотой с драгоценными камнями в соборе св. Витта в Праге, витражные окна в зале со стрельчатым потолком в Шартре, скульптуры великих людей в Вестминстерском аббатстве, Зал с флагами и ажурным потолком, витражи, Алтарь с ангелами (музыкальные иллюстрации )

Остановка – алтарь с ангелами.

Ведущий: Слава Баха — «феникса импровизации», а также «лучшего знатока и советчика, в особенности по части диспозиции... и самого сооружения органа», как говорили о нем современники, разнеслась далеко окрест. Существует легенда, что известный французский органист и клавесинист Лео Маршан, испугавшись встречи со столь прославленным мастером,покинул «поле боя» еще до начала состязания.

2:49 Видео без музыки витражи собора в г. Страсбург, фасады двух разных соборов, витражи с ремесленниками в соборе г.Шартр, плащаница. (музыкальные иллюстрации)

Остановка – плащаница

Ведущий: Под чарующие звуки Agnus Dei мы покидаем средневековые соборы и отправляемся во дворцы и парки.

Видео: внутреннее убранство собора в Кельне.
Музыка: Моцарт «Agnus Dei» в записи.

Остановка – Рака трех царей из кафедрального собора г. Кельн

II блок

Видео: фонтан с купающимся голубем, Шёнбрунн, Дворцовые парадные залы..
Музыка: Гендель. Ария Альмиры из оперы «Альмира» (инструментальное изложение)

Текст Ведущего на фоне видеоряда с музыкой

Ведущий: Во дворцах королей и богатых знатных вельмож часто звучала музыка. Там любили пышные праздники, а музыка была их необходимой частью. Среди новых модных развлечений, которые принес с собой век Барокко, были балы – маскарады, театр, променад – так назывались прогулки в парке. И всюду звучала музыка, не столь возвышенная как в соборе, но занимательная, приятная для слуха, а подчас вызывающая живой эмоциональный отклик.
В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке.
Многие самые важные жанры классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко – сюита, концерт, соната, опера. В этот период создавали свои волшебные скрипки прославленные скрипичные мастера Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери, неизвестные нам мастера постоянно совершенствовали клавесин и орган. Из под пера великих итальянцев Кавалери и Монтеверди появились первые оперы, а Корелли и Вивальди заложили основу жанра скрипичного концерта.
А ещё в эпоху барокко сформировались мажор и минор, какими мы их знаем.*

Остановка – фарфоровая гостиная с видом в сад

Ведущий: Вы, наверное, и не догадываетесь, что из тех времен, времен Барокко, пришли к нам удивительные волшебные сказки Шарля Перро про Золушку, Спящую Красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку? В этих замечательных и любимых всеми сказках мы вместе с ее героями путешествуем по прекрасным паркам, замкам и дворцам и всюду звучит чудесная музыка.

Входит Золушка, идет в направлении ведущего.

Ведущий: Постойте! Кажется, у нас гости? Кто вы, Прекрасная незнакомка?

Золушка: Я Золушка. Однажды я отправилась с мальчиком пажом – юным волшебником путешествовать по сказкам и заблудилась. Вернуться в свою сказку мне поможет музыка того времени. Но я ее забыла... Вы не могли бы мне помочь?

Ведущий: Да, мы постараемся выручить тебя. Наши юные музыканты знают много менуэтов твоей эпохи. Мы называем ее эпохой Барокко.

Золушка: Как замечательно! Во дворце менуэт – это самый модный и любимый танец королей и знатных вельмож. Может быть, благодаря этому танцу, я снова смогу вернуться в сказку!?

Ведущий: Так отправляемся скорее к нашим музыкантам на концерт – парад менуэтов!

0:43 Видео: анфилада с розовой ковровой дорожкой
Музыка: Гендель «Музыка фейерверков»
Парад костюмов. Музыканты все выходят под музыку танцевальным шагом и рассаживаются.

Остановка – розовая гостиная.

Ведущий: Начинаем парад менуэтов

3:03 Видео без музыки: театральный зал, портрет из дворца в г. Шёнбрунн; музыкальный павильон, садовые скульптуры, убранство красной гостиной, росписи потолков, портретная комната Дворец Сан-Суси в Потсдаме (музыкальные иллюстрации)

Остановка – групповой портрет

Золушка: На каком инструменте играют музыканты? По звучанию он похож на клавесин, но звучит громко и выглядит по-другому?

Ведущий: Это современный клавишный электромузыкальный инструмент. Он может подражать разным музыкальным тембрам, в том числе и клавесину, то есть синтезировать их. Поэтому он называется синтезатор. На синтезаторе клавесин может звучать и громко, и тихо.

Видео: фотографии клавесинов (5 фрагментов)

Текст Золушки на фоне фотографий клавесинов

Золушка: А настоящий клавесин звучит тихо, потому, что звук из струн извлекается щипком тонких перышек. Клавесин живет во дворцах короля и очень знатных вельмож. Он украшен резьбой и мозаикой из драгоценных пород дерева и перламутра. Это настоящее произведение искусства.

Остановка – исполнитель за клавесином.

Ведущий: Клавесин в Италии называли чембало, в Англии – вёрджинал, во Франции – спинет. Он был незаменим и как сольный, и как аккомпанирующий инструмент для солирующей скрипки, флейты, кларнета, гобоя. Золушка, правда, что при дворе танцевали не только чопорный менуэт?

Золушка: Конечно, правда. Есть и веселые танцы: гавот, бурре, ригодон…. Все они поначалу были народными. Бурре, например, – танец французских дровосеков. Резкие подскоки и прыжки – словно движения людей утаптывающих хворост. Не могли бы музыканты исполнить …

Золушка называет танец или несколько танцев из программы концерта. Вовремя музыки выполняет танцевальные движения**
3:03 Видео без музыки: мраморная лестница (фрагмент), бело-золотая гостиная, потолочные росписи, фонтаны Шёнбрунн, Голубая шпалерная комната, росписи на стенах и потолках, Парк Шёнбрунн вид сверху, жёлтая анфилада завершается белой гостиной (музыкальные иллюстрации)

 

Остановка – Парадная лестница во дворце Августсбург

Золушка: Пойдемте в парк. Там тоже играют музыканты. В музыкальных павильонах, а то и прямо на открытом воздухе звучит музыка. Она не танцевальная, а предназначена специально для слушания.

Ведущий: Часто сочинения для слушания имеют названия, настраивающие на определенное содержание – программу («Весна», «Кукушка»), и потому называются программными. Послушаем (назвать композитора и произведение) в исполнении (называть исполнителя(ей).

2:46. Видео без музыки: Парки, фонтаны, парковые скульптуры Шенбрунн, Сан-Суси, Августсбург, Фонтебло (музыкальные иллюстрации)

Остановка – Шёнбрунн вид на главную аллею.

Золушка: Какая замечательная музыка! Она покажет мне дорогу в мою сказку и украсит бал самого взыскательного короля! Спасибо, до встречи в сказке! (Уходит.)

Заключение

Видеоряд вступления. Музыка вступления

Текст Ведущего на фоне видеоряда с музыкой

Ведущий: Ушла Золушка. И нам пора расставаться с этим удивительным Барокко. В нашем концерте прозвучала музыка композиторов 16-17 века: (назвать авторов прозвучавших произведений)

Под музыку участники концерта выстраиваются на авансцене.

В нем приняли участие: (назвать участников концерта, которые делают шаг вперед и поклон). Спасибо за внимание. Наш концерт окончен.

Участники концерта покидают сцену, зрители расходятся.

________________________________________________________________

Примечания:

* Подробную информацию об опере, концерте, сонате, сюите уместно давать в том случае, если прозвучат в концерте, хотя бы части этих циклов.
Первые оперы были написаны в начале эпохи Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами Кавалери и Монтеверди .Они сразу получили признание и вошли в моду. Основой для них послужили сюжеты древнегреческой и римской мифологии.
Будучи драматической художественной формой, опера поощряла композиторов воплощать новые способы иллюстрировать эмоции и чувства в музыке; фактически, воздействие на эмоции слушателя стало главной целью в произведениях этого периода.
Основным музыкальным инструментом Барокко был орган в духовной и камерной светской музыке. Так же, широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные инструменты (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас). Благодаря деятельности прославленных скрипичных мастеров Николо Амати, Антонио Страдивари , Джузеппе Гварнери скрипка постепенно вытеснила виолу и прочно заняла ведущее место в ряду струнных смычковых инструментов. Любимыми инструментами Барокко можно назвать так же деревянные духовые: различные флейты, кларнет, гобой, фагот.
Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.
Один из самых важных типов инструментальной музыки стал концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения, и вероятно это слово имело значение «контрастировать» или «состязаться».
Два имени среди создателей концертов того времени выделяются особо. Это – Корелли и Вивальди, их творчество пришлось на конец эпохи Барокко, и они установили и упрочили концерт как способ продемонстрировать всё мастерство солиста.
Другими важными инструментальными жанрами периода Барокко были: сюита и соната.
Барочная соната (от итальянского – sonare – звучать ) имела две разновидности: сольная для клавира и ансамблевая для солирующего инструмента с клавирным сопровождением. Весьма распространенным жанром в XVII веке была трио – соната. В ее состав входили два инструмента высокой и средней тесситуры (2 скрипки, 2 флейты) и сопровождающий basso continue – клавесин или орган.

** Золушка: Из придворных танцев музыканты составляли целые сюиты. Что в переводе с итальянского означает ряд, последовательность. В качестве обязательных танцев в сюиту входили: немецкая алемана, подвижная французская куранта, медленная испанская сарабанда, стремительная английская жига. Нередко к ним присоединялись дополнительно французский бурре, менуэт, польский полонез. Включались и нетанцевальные ария и рондо. Преамбулой служили прелюдия или французская увертюра.

_________________________________________________________________

Приложения:

Приложение 1. Методические рекомендации к учебному пособию по предмету музыкальная литература «Это удивительное Барокко» (сценарий и DVD)

Приложение 2. Технические рекомендации по работе с программой и диском

Приложение 3. Краткий список композиторов эпохи барокко ( 1600-1750гг)

Приложение 4. Список литературы

Приложение 5. Перечень учебно-методического обеспечения

Приложение 6. Фрагмент видеоряда (вступительная часть), с целью сформировать представление о диске (материалы диска целиком спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)