Вступление
Видео: Шёнбрунн вид сверху.
Музыка: Гендель «Музыка фейерверков»
Выход ведущего.
Текст Ведущего на фоне видеоряда с музыкой:
Добрый вечер, дорогие друзья. Мы начинаем
концерт «Это удивительное барокко».
Сегодня мы совершим путешествие в Европу 17 века.
Этот Век оставил нам пышные и вычурные здания,
роскошные регулярные дворцовые парки и
уникальную и совершенно особенную музыку. Новый
стиль – стиль барокко, что означает
«причудливый», «странный» пришел на смену
культуре эпохи Возрождения с конца 16 века. Он
зародился в Италии и получил широкое
распространение в странах Европы. В России тоже
можно увидеть архитектуру барокко. Посетите
Санкт-Петербург и вы навсегда будете очарованы
роскошными интерьерами и дворцово-парковыми
ансамблями этого неповторимого стиля. К
сожалению, в Екатеринбурге зданий в стиле
барокко практически не осталось: напоминанием об
этом стиле служит лишь Вознесенская церковь.
Остановка – площадь Петра в Ватикане. |
I блок
Видео без музыки: путешествие по Ватикану, корабль, орган в Галла. (текст ведущей на фоне видеоряда)
Ведущий: В 17веке больших концертных залов еще не существовало. Церковь была, пожалуй, единственным центром духовной и культурной жизни. Она привлекала к себе лучших музыкантов, художников, архитекторов. Главным музыкальным инструментом в католической церкви был орган. Орган – это не только клавишно-духовой музыкальный инструмент с тысячами вертикально расположенных труб от 30 см до почти 9 метров (в одной из французских церквей есть орган, у которого 7 тысяч труб), с несколькими клавиатурами для рук и одной для ног. Но прежде всего, орган – это архитектурное сооружение огромное, величественное, встроенное в храм и поражающее нас еще до того, как мы услышим хотя бы один звук. Это настолько большой инструмент, что внутрь его можно войти.
Остановка – орган. |
Ведущий: Наши юные музыканты при помощи современных электромузыкальных инструментов, имитирующих звуки органа, перенесут нас в ту далекую эпоху.
02:35 Видео без музыки: Орган, библиотека, зеленый орган, лестница в библиотеку (музыкальные иллюстрации)
Остановка – орган |
Ведущий: Должность органиста была
очень почетной и значительной в жизни прихожан. И
хотя имена органистов, по большей части, не дошли
до наших дней, несколько имен крупнейших
композиторов и импровизаторов на органе история
пронесла сквозь века. Прежде всего – это Дитрих
Букстехуде , Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих
Гендель .
Дитрих Букстехуде был старшим современником
Баха и Генделя. Он работал в церкви города Любека
( с 1673 года до 1810 года). Выдающийся импровизатор на
органе Букстехуде организовал в своей церкви
вечерние музыкальные представления (Abendmusik),
которые привлекали музыкантов со всей Германии.
В 1705 году Иоганн Себастьян Бах прошёл пешком
около 400 км из Арнштадта, чтобы попасть на такой
вечер и послушать знаменитого органиста.
2:55 Видео без музыки: Купол в церкви, фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, мрачный синий зал собора в Аахене, ажурный пол, рака Карла Великого (музыкальные иллюстрации)
Остановка – крест Лотаря, собор города Аахен . |
Ведущий: В обязанности органиста входило ежедневные импровизации на органе во время службы, а так же, как записано договоре И. С. Баха с церковью Святого Фомы в Веймаре, где он служил капельмейстером, ежемесячное поставление, т. е. сочинение «регулярной церковной музыки». Это была не только музыка для органа , но и вокальная музыка: арии, кантаты, пассионы…
3:26 Видео без музыки: витражи собора в городе Шартр, алтарь золотой с драгоценными камнями в соборе св. Витта в Праге, витражные окна в зале со стрельчатым потолком в Шартре, скульптуры великих людей в Вестминстерском аббатстве, Зал с флагами и ажурным потолком, витражи, Алтарь с ангелами (музыкальные иллюстрации )
Остановка – алтарь с ангелами. |
Ведущий: Слава Баха — «феникса импровизации», а также «лучшего знатока и советчика, в особенности по части диспозиции... и самого сооружения органа», как говорили о нем современники, разнеслась далеко окрест. Существует легенда, что известный французский органист и клавесинист Лео Маршан, испугавшись встречи со столь прославленным мастером,покинул «поле боя» еще до начала состязания.
2:49 Видео без музыки витражи собора в г. Страсбург, фасады двух разных соборов, витражи с ремесленниками в соборе г.Шартр, плащаница. (музыкальные иллюстрации)
Остановка – плащаница |
Ведущий: Под чарующие звуки Agnus Dei мы покидаем средневековые соборы и отправляемся во дворцы и парки.
Видео: внутреннее убранство собора в Кельне.
Музыка: Моцарт «Agnus Dei» в записи.
Остановка – Рака трех царей из кафедрального собора г. Кельн |
II блок
Видео: фонтан с купающимся голубем, Шёнбрунн,
Дворцовые парадные залы..
Музыка: Гендель. Ария Альмиры из оперы
«Альмира» (инструментальное изложение)
Текст Ведущего на фоне видеоряда с музыкой
Ведущий: Во дворцах королей и богатых
знатных вельмож часто звучала музыка. Там любили
пышные праздники, а музыка была их необходимой
частью. Среди новых модных развлечений, которые
принес с собой век Барокко, были балы –
маскарады, театр, променад – так назывались
прогулки в парке. И всюду звучала музыка, не столь
возвышенная как в соборе, но занимательная,
приятная для слуха, а подчас вызывающая живой
эмоциональный отклик.
В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей и
технологий в музыке.
Многие самые важные жанры классической музыки
берут свои истоки в эпохе Барокко – сюита,
концерт, соната, опера. В этот период создавали
свои волшебные скрипки прославленные скрипичные
мастера Николо Амати, Антонио Страдивари,
Джузеппе Гварнери, неизвестные нам мастера
постоянно совершенствовали клавесин и орган. Из
под пера великих итальянцев Кавалери и
Монтеверди появились первые оперы, а Корелли и
Вивальди заложили основу жанра скрипичного
концерта.
А ещё в эпоху барокко сформировались мажор и
минор, какими мы их знаем.*
Остановка – фарфоровая гостиная с видом в сад |
Ведущий: Вы, наверное, и не догадываетесь, что из тех времен, времен Барокко, пришли к нам удивительные волшебные сказки Шарля Перро про Золушку, Спящую Красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку? В этих замечательных и любимых всеми сказках мы вместе с ее героями путешествуем по прекрасным паркам, замкам и дворцам и всюду звучит чудесная музыка.
Входит Золушка, идет в направлении ведущего.
Ведущий: Постойте! Кажется, у нас гости? Кто вы, Прекрасная незнакомка?
Золушка: Я Золушка. Однажды я отправилась с мальчиком пажом – юным волшебником путешествовать по сказкам и заблудилась. Вернуться в свою сказку мне поможет музыка того времени. Но я ее забыла... Вы не могли бы мне помочь?
Ведущий: Да, мы постараемся выручить тебя. Наши юные музыканты знают много менуэтов твоей эпохи. Мы называем ее эпохой Барокко.
Золушка: Как замечательно! Во дворце менуэт – это самый модный и любимый танец королей и знатных вельмож. Может быть, благодаря этому танцу, я снова смогу вернуться в сказку!?
Ведущий: Так отправляемся скорее к нашим музыкантам на концерт – парад менуэтов!
0:43 Видео: анфилада с розовой ковровой
дорожкой
Музыка: Гендель «Музыка фейерверков»
Парад костюмов. Музыканты все выходят под
музыку танцевальным шагом и рассаживаются.
Остановка – розовая гостиная. |
Ведущий: Начинаем парад менуэтов
3:03 Видео без музыки: театральный зал, портрет из дворца в г. Шёнбрунн; музыкальный павильон, садовые скульптуры, убранство красной гостиной, росписи потолков, портретная комната Дворец Сан-Суси в Потсдаме (музыкальные иллюстрации)
Остановка – групповой портрет |
Золушка: На каком инструменте играют музыканты? По звучанию он похож на клавесин, но звучит громко и выглядит по-другому?
Ведущий: Это современный клавишный электромузыкальный инструмент. Он может подражать разным музыкальным тембрам, в том числе и клавесину, то есть синтезировать их. Поэтому он называется синтезатор. На синтезаторе клавесин может звучать и громко, и тихо.
Видео: фотографии клавесинов (5 фрагментов)
Текст Золушки на фоне фотографий клавесинов
Золушка: А настоящий клавесин звучит тихо, потому, что звук из струн извлекается щипком тонких перышек. Клавесин живет во дворцах короля и очень знатных вельмож. Он украшен резьбой и мозаикой из драгоценных пород дерева и перламутра. Это настоящее произведение искусства.
Остановка – исполнитель за клавесином. |
Ведущий: Клавесин в Италии называли чембало, в Англии – вёрджинал, во Франции – спинет. Он был незаменим и как сольный, и как аккомпанирующий инструмент для солирующей скрипки, флейты, кларнета, гобоя. Золушка, правда, что при дворе танцевали не только чопорный менуэт?
Золушка: Конечно, правда. Есть и веселые танцы: гавот, бурре, ригодон…. Все они поначалу были народными. Бурре, например, – танец французских дровосеков. Резкие подскоки и прыжки – словно движения людей утаптывающих хворост. Не могли бы музыканты исполнить …
Золушка называет танец или несколько танцев
из программы концерта. Вовремя музыки выполняет
танцевальные движения**
3:03 Видео без музыки: мраморная лестница
(фрагмент), бело-золотая гостиная, потолочные
росписи, фонтаны Шёнбрунн, Голубая шпалерная
комната, росписи на стенах и потолках, Парк
Шёнбрунн вид сверху, жёлтая анфилада завершается
белой гостиной (музыкальные иллюстрации)
Остановка – Парадная лестница во дворце Августсбург |
Золушка: Пойдемте в парк. Там тоже играют музыканты. В музыкальных павильонах, а то и прямо на открытом воздухе звучит музыка. Она не танцевальная, а предназначена специально для слушания.
Ведущий: Часто сочинения для слушания имеют названия, настраивающие на определенное содержание – программу («Весна», «Кукушка»), и потому называются программными. Послушаем (назвать композитора и произведение) в исполнении (называть исполнителя(ей).
2:46. Видео без музыки: Парки, фонтаны, парковые скульптуры Шенбрунн, Сан-Суси, Августсбург, Фонтебло (музыкальные иллюстрации)
Остановка – Шёнбрунн вид на главную аллею. |
Золушка: Какая замечательная музыка! Она покажет мне дорогу в мою сказку и украсит бал самого взыскательного короля! Спасибо, до встречи в сказке! (Уходит.)
Заключение
Видеоряд вступления. Музыка вступления
Текст Ведущего на фоне видеоряда с музыкой
Ведущий: Ушла Золушка. И нам пора расставаться с этим удивительным Барокко. В нашем концерте прозвучала музыка композиторов 16-17 века: (назвать авторов прозвучавших произведений)
Под музыку участники концерта выстраиваются на авансцене.
В нем приняли участие: (назвать участников концерта, которые делают шаг вперед и поклон). Спасибо за внимание. Наш концерт окончен.
Участники концерта покидают сцену, зрители расходятся.
________________________________________________________________
Примечания:
* Подробную информацию об опере,
концерте, сонате, сюите уместно давать в том
случае, если прозвучат в концерте, хотя бы части
этих циклов.
Первые оперы были написаны в начале эпохи
Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии
композиторами Кавалери и Монтеверди .Они сразу
получили признание и вошли в моду. Основой для
них послужили сюжеты древнегреческой и римской
мифологии.
Будучи драматической художественной формой,
опера поощряла композиторов воплощать новые
способы иллюстрировать эмоции и чувства в
музыке; фактически, воздействие на эмоции
слушателя стало главной целью в произведениях
этого периода.
Основным музыкальным инструментом Барокко был
орган в духовной и камерной светской музыке. Так
же, широкое распространение получили клавесин,
щипковые и смычковые струнные инструменты
(виолы, барочная гитара, барочная скрипка,
виолончель, контрабас). Благодаря деятельности
прославленных скрипичных мастеров Николо Амати,
Антонио Страдивари , Джузеппе Гварнери скрипка
постепенно вытеснила виолу и прочно заняла
ведущее место в ряду струнных смычковых
инструментов. Любимыми инструментами Барокко
можно назвать так же деревянные духовые:
различные флейты, кларнет, гобой, фагот.
Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху
Ренессанса, постепенно вытеснялась
инструментальной музыкой. Понимание, что
музыкальные инструменты должны объединяться
неким стандартным образом, привело к
возникновению первых оркестров.
Один из самых важных типов инструментальной
музыки стал концерт. Изначально концерт появился
в церковной музыке в конце эпохи Возрождения, и
вероятно это слово имело значение
«контрастировать» или «состязаться».
Два имени среди создателей концертов того
времени выделяются особо. Это – Корелли и
Вивальди, их творчество пришлось на конец эпохи
Барокко, и они установили и упрочили концерт как
способ продемонстрировать всё мастерство
солиста.
Другими важными инструментальными жанрами
периода Барокко были: сюита и соната.
Барочная соната (от итальянского – sonare – звучать
) имела две разновидности: сольная для клавира и
ансамблевая для солирующего инструмента с
клавирным сопровождением. Весьма
распространенным жанром в XVII веке была трио –
соната. В ее состав входили два инструмента
высокой и средней тесситуры (2 скрипки, 2 флейты) и
сопровождающий basso continue – клавесин или орган.
** Золушка: Из придворных танцев музыканты составляли целые сюиты. Что в переводе с итальянского означает ряд, последовательность. В качестве обязательных танцев в сюиту входили: немецкая алемана, подвижная французская куранта, медленная испанская сарабанда, стремительная английская жига. Нередко к ним присоединялись дополнительно французский бурре, менуэт, польский полонез. Включались и нетанцевальные ария и рондо. Преамбулой служили прелюдия или французская увертюра.
_________________________________________________________________
Приложения:
Приложение 1. Методические рекомендации к учебному пособию по предмету музыкальная литература «Это удивительное Барокко» (сценарий и DVD)
Приложение 2. Технические рекомендации по работе с программой и диском
Приложение 3. Краткий список композиторов эпохи барокко ( 1600-1750гг)
Приложение 4. Список литературы
Приложение 5. Перечень учебно-методического обеспечения
Приложение 6. Фрагмент видеоряда (вступительная часть), с целью сформировать представление о диске (материалы диска целиком спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)