Тема урока: "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с целью последующей коррекции способа действия, как со стороны учителя, так и самими обучающимися.

Задачи урока:

1. Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, родственные слова; умение разбирать слова по составу.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
3. Воспитывать уважение к окружающим людям, доброжелательность.

Тип урока – урок конкретизации открытого способа действия (урок решения частных задач)

Оборудование:

1. Чуракова Н.А. Русский язык [Текст] : 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук – 2-е изд. испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 3 : 160 стр.: ил.
2. Каленчук М.Л. Русский язык [Текст] : 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. – 2-е изд. испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2 : 160 стр.: ил.
3. Графические изображения морфем (карточки).
4. Карточки с записью частей слова.
5. Памятки разбора слова по составу.
6. Мультимедиа.

Особенности данного урока.

Данный урок является вторым уроком к теме “Состав слова”, на изучение темы “Состав слова” отводится 4 часа. На изучение блока “Морфология и словообразование” отводится 47 часов, данный урок по этому блоку является 31. В ходе урока формируются следующие УУД:

Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи; формирование чувства прекрасного.

Регулятивные – определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

– Сопоставляют свою работу с образцом, оценивают её по критериям, выработанными в классе.
– Составляют план и последовательность действий.
– Корректируют – вносят необходимые дополнения и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона.
– Оценивают – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.

Планируемые достижения учащимися на уроке:

– научиться выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
– объяснять значения слов с разными приставками;
– находить и подбирать родственные слова.

Проект урока.

I. Эмоциональный настрой. (Презентация. Слайд 1)

– Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Я рада вас видеть, и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю вам удачи!
– Кто нам скажет, какой у нас с вами сейчас будет урок? (Русский язык.)
– Что вы ждете от этого урока? (Мнения детей.)
– Я думаю, что все ваши ожидания будут не напрасны.

II. Актуализация знаний.

Работа с графическим изображением морфем.

– Ребята, посмотрите, у меня на доске появились “значки”.
– Как вы думаете, что они могут обозначать?


– Что вы заметили? Есть ли здесь “лишний” значок? (!)
– Что он обозначает? (знак препинания).
– Кто из вас может расставить эти “значки” по порядку?
– Молодцы!
– Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).

– Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока?
– Молодцы!
– А чему мы будем учиться на уроке?
– Ребята, а для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу?
– Молодцы!
– Ну, что ж, друзья! (Слайд 2)

Примите приглашенье.

В нашей стране мы ждем вас с нетерпеньем.

Познаете вы много разных тайн.

Части слова тут живут – и здесь, и там.

– Ребята, а что мы будем развивать? (Память, орфографическую зоркость, внимание.)
– Молодцы!

III. Конкретизация открытого детьми нового способа действия.

– Давайте мы с вами сейчас откроем тетради, запишем число, классная работа.

1. Минутка чистописания.

– Сегодня на уроке мы пропишем заглавную и строчную букву г.
– Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [г].
– Пишем красиво и аккуратно, также вспомним посадку при письме.

2. Словарная работа.

– Запишем слова:

Горот (д) городить городской

– Посмотрите на эти слова.
– Что вы можете сказать о слове город? (Выслушиваются мнения детей: допущена ошибка (парная согласная на конце слова буква д), можно проверить (города), слово город – словарное, правописание нужно запомнить).
– А кто нам может ещё назвать орфограмму в слове город? (Безударная гласная буква о.)
– Молодцы!
– А, что ещё вы можете сказать об этих словах? (Город и городской – родственные слова.)
– Назовите части речи данных слов.
– Что обозначает слово город?, а городской? (Пейзаж, житель).
– Что обозначает слово городить?
– Ребята, а где мы можем найти толкование слов? (В словарях, в интернете.)

/Толковый словарь Ожегова. (Слайд 3)

городить – ставить забор, ограду где-нибудь Regio

Пример: Г. городьбу. Огород г. (перен.: затевать какое-н. сложное, хлопотливое дело; разг. неодобр. [здесь огород в первонач. знач. "ограда"]).

***2. – В сочетании с сущ. "чушь", "ерунда", "вздор", "ахинея", "гиль", "чепуха", "галиматья": говорить несообразное, глупости/

***3. – ставить, класть в большом количестве или в беспорядке громоздить/

– Подберите родственные слова к слову городить. (Огораживать, нагородил.)
– Молодцы!
– Давайте в этих словах выделим корень.

3. Упражнение в распознавании родственных слов.

– Ребята, а что такое корень слова? (Общая часть родственных слов.)
– Молодцы!
– Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные? Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?
– Послушайте рассказ, называется он “Родственники”. (Слайд 4)
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
– А я ваша тетя – Гусеница!
– Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.
– Назовите корень в этих словах. (Гус.)
– А почему гусеница не является им родственником?
– Молодцы!
– Ребята, а кто такие гуси? (Птицы.)
– А на какие группы мы можем разделить гусей? (Домашние и дикие.)
– А какую пользу они приносят? (Перо, мясо, яйца.)
– А кто такая гусеница? (Личинка насекомых.)
– Нужно ли уничтожать гусениц?
– Почему?
– Ну, что ж, ребята, молодцы! Что мы с вами повторили? (Что не все слова с одинаковым корнем могут быть родственными.)
– Так какие же слова мы с вами можем назвать родственными? (С одинаковым корнем и близкие по смыслу.)
– Продолжим нашу работу.

4. Упражнение в распознавании однокоренных слов и форм одного и того же слова.

– Ребята, у меня записано небольшое стихотворение, прочтите его.

На г…ре и под г…рой (Слайд 5)
Гуси гоготали.
У горной речки на пригорке
Козочки гуляли.

– Назовите пропущенные орфограммы. (Безударная гласная буква о.)
– В какой части слова они пропущены? (В корне слова.)
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (Подобрать проверочное слово.)
– Послушайте задание. Выпишите слова с одинаковым корнем.
– Проверьте, у вас также как у меня?

(Горе, горой, горной, пригорке). (Слайд 6)

– На какие две группы мы можем разделить эти слова?
– Подумайте!
– Запишите группы слов самостоятельно.
– Проверьте, так ли у соседа по парте?
– Проверьте, у вас также как у меня? (Слайд 7)

формы одного и того же слова
горе
горой
однокоренные слова
горной
пригорке

 – Какой вывод мы можем сделать? (Формы одного и того же слова не являются однокоренными словами.) Выделите корень в словах.

5. Упражнение в различении и образовании слов с помощью разных частей слова.

– Мы с вами знаем, что слова состоят не только из корня.
– У меня для вас есть очень интересное задание, но оно ещё и трудное. Попробуем его выполнить?
– На доске у меня висят карточки с записями, попробуем их распределить.

Ёж ок по ы гриб ый за ник

– Как вы думаете, что это за записи?
– На какие группы их можно разделить? (Части слова.)

– Молодцы!
– Сделайте такую же запись в тетрадях? (Один работает у доски.)
– Ребята, а давайте вспомним, что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание?
– А, что такое основа слова?
– А теперь самостоятельно попробуйте из данных частей слова составить однокоренные слова. Запишите эти слова в столбик.

Гриб, грибник, грибок. Грибы, грибник, грибок.

– Проверь у соседа по парте, у него также?
– А теперь давайте проверим, какие слова составила я. (Слайд 8)
Почему слова гриб и грибы не являются однокоренными?
– У кого так?
– Молодцы!
– Ребята, а на какие группы мы можем разделить грибы?
– Кто нам расскажет, как правильно собирать грибы?
– Молодцы!
– А сейчас мы немного отдохнем!

Физкультминутка. (Слайд 9)

Дружно встали.
Раз. Два. Три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Наблюдать все дружно станем.
Повернемся влево, вправо,
Получается на славу!
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ниже, ниже поклонимся,
Ну, теперь пора, садимся.

– Ну, что ж немного отдохнули, продолжаем работу!
– Нам с вами сейчас предстоит разобрать данные слова по составу.
– Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова? (памятка или план разбора по составу).
– Приготовьте памятки. (Слайд 10)

Памятка.

План разбора слова по составу.

  1. Выделите окончание, изменив форму слова.
  2. Укажите основу слова (это часть слова без окончания).
  3. Выделите корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2–3 однокоренных слова.
  4. Укажите суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.
  5. Выдели приставку (это часть слова, которая стоит перед корнем).

– Ребята выполняют в тетрадях, один работает у доски.
– Давайте проверим, как разобрала эти слова я. (Слайд 11)
– Ребята, а какая часть слова нам не встретилась в этих словах? (Приставка.)
– Для чего служит приставка? Где она стоит в слове?

3. Работа по учебнику

– Откройте, пожалуйста, учебник на странице 77, упражнение 82.

(Работа с Обратным словарем).

– Прочитайте задание. Разбор заданий.
– Выясним значение приставок за- и до-.
– Разобрать слова дочитать, долететь по составу – самостоятельно, используя памятку.
– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте.
– А теперь давайте проверим, как я разобрала. (Слайд 12)
– У кого, так как у меня?
– Итак, ребята, какую приставку мы использовали в этих словах?
– Как пишутся приставки со словами?
– Почему?
– На что указывает суффикс -ть?, а суффиксы -а и -е?
– А, сейчас мы с вами ещё раз отдохнем.

Физкультминутка “Круг”. (Слайд 13)

(Посмотрите на круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.)

– Ну, что же продолжаем наш урок.
– Выполним упражнение 83 на стр. 78.
– Прочитайте задание. (Работа с Обратным словарем.)
– Разбор задания.
– Запись предложений в тетради.

1. Деду Морозу предстояло развозить подарки по домам.

2. Пришлось перевозить ёлку на другую сторону реки.

– Почему вы выбрали именно эти родственные слова? (Выслушиваются мнения детей.)
– Молодцы!
– Разбор слов развозить и перевозить по составу. (Работа в тетради и на доске.)
– Итак, ребята, чему мы сегодня на уроке учились?
– Кто из вас может сказать, что хорошо понял данную тему, поднимите руку.
– А у кого не совсем получилось разобраться в этой теме?

IV. Самоконтроль и самооценка обучающихся.

Тест по теме урока.

– Давайте проверим, на сколько, каждый из вас понял данную тему, для этого мы выполним небольшой тест. (Тест у каждого ребенка.)

– Будьте очень внимательны! (Если вы считаете, что утверждение верное ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и точнее узнать, над, чем ёще придётся поработать.

1. Корень – это главная часть предложения. (–)
2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
3. Основа – это часть слова с окончанием? (–)
4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (–)
5. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
6. Окончание – это изменяемая часть слова. (+)
7. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (–)
9. Корень – это общая часть родственных слов. (+)
10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными. (–)

– А сейчас проверим, как вы выполнили работу. Каждый из вас должен оценить свою работу, т. е. поставить себе отметку. (Слайд 14)
– Кто может прокомментировать свою работу? (Выслушиваются мнения детей.)

V. Рефлексия.

– Наш урок подошёл к концу.
– Скажите, чему мы учились на уроке?
– Что вам особенно удалось?
– В чем были затруднения?
– Какие выводы вы для себя сделали?
– Как бы вы оценили работу класса на уроке?
– А работу учителя?
– Спасибо большое за урок. (Выставление отметок.)

(Слайд 15)