Цель урока: конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с целью последующей коррекции способа действия, как со стороны учителя, так и самими обучающимися.
Задачи урока:
1. Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень,
суффикс, окончание, основа, родственные слова; умение разбирать слова по
составу.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
3. Воспитывать уважение к окружающим людям, доброжелательность.
Тип урока – урок конкретизации открытого способа действия (урок решения частных задач)
Оборудование:
1. Чуракова Н.А. Русский язык [Текст] : 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / Н.А.
Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук – 2-е изд. испр. – М.: Академкнига/Учебник,
2012. – Ч. 3 : 160 стр.: ил.
2. Каленчук М.Л. Русский язык [Текст] : 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / М.Л.
Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. – 2-е изд. испр. – М.: Академкнига/Учебник,
2012. – Ч. 2 : 160 стр.: ил.
3. Графические изображения морфем (карточки).
4. Карточки с записью частей слова.
5. Памятки разбора слова по составу.
6. Мультимедиа.
Особенности данного урока.
Данный урок является вторым уроком к теме “Состав слова”, на изучение темы “Состав слова” отводится 4 часа. На изучение блока “Морфология и словообразование” отводится 47 часов, данный урок по этому блоку является 31. В ходе урока формируются следующие УУД:
Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи; формирование чувства прекрасного.
Регулятивные – определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
– Сопоставляют свою работу с образцом, оценивают её по критериям,
выработанными в классе.
– Составляют план и последовательность действий.
– Корректируют – вносят необходимые дополнения и корректив в план способа
действия в случае расхождения эталона.
– Оценивают – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить.
Познавательные – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.
Планируемые достижения учащимися на уроке:
– научиться выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного
анализа;
– объяснять значения слов с разными приставками;
– находить и подбирать родственные слова.
Проект урока.
I. Эмоциональный настрой. (Презентация. Слайд 1)
– Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Я рада вас видеть, и
думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю
вам удачи!
– Кто нам скажет, какой у нас с вами сейчас будет урок? (Русский язык.)
– Что вы ждете от этого урока? (Мнения детей.)
– Я думаю, что все ваши ожидания будут не напрасны.
II. Актуализация знаний.
Работа с графическим изображением морфем.
– Ребята, посмотрите, у меня на доске появились “значки”.
– Как вы думаете, что они могут обозначать?
– Что вы заметили? Есть ли здесь “лишний” значок? (!)
– Что он обозначает? (знак препинания).
– Кто из вас может расставить эти “значки” по порядку?
– Молодцы!
– Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).
– Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока?
– Молодцы!
– А чему мы будем учиться на уроке?
– Ребята, а для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу?
– Молодцы!
– Ну, что ж, друзья! (Слайд 2)
Примите приглашенье.
В нашей стране мы ждем вас с нетерпеньем.
Познаете вы много разных тайн.
Части слова тут живут – и здесь, и там.
– Ребята, а что мы будем развивать? (Память, орфографическую зоркость,
внимание.)
– Молодцы!
III. Конкретизация открытого детьми нового способа действия.
– Давайте мы с вами сейчас откроем тетради, запишем число, классная работа.
1. Минутка чистописания.
– Сегодня на уроке мы пропишем заглавную и строчную букву г.
– Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [г].
– Пишем красиво и аккуратно, также вспомним посадку при письме.
2. Словарная работа.
– Запишем слова:
Горот (д) городить городской
– Посмотрите на эти слова.
– Что вы можете сказать о слове город? (Выслушиваются мнения детей: допущена
ошибка (парная согласная на конце слова буква д), можно проверить (города),
слово город – словарное, правописание нужно запомнить).
– А кто нам может ещё назвать орфограмму в слове город? (Безударная гласная
буква о.)
– Молодцы!
– А, что ещё вы можете сказать об этих словах? (Город и городской – родственные
слова.)
– Назовите части речи данных слов.
– Что обозначает слово город?, а городской? (Пейзаж, житель).
– Что обозначает слово городить?
– Ребята, а где мы можем найти толкование слов? (В словарях, в интернете.)
/Толковый словарь Ожегова. (Слайд 3)
городить – ставить забор, ограду где-нибудь Regio
Пример: Г. городьбу. Огород г. (перен.: затевать какое-н. сложное, хлопотливое дело; разг. неодобр. [здесь огород в первонач. знач. "ограда"]).
***2. – В сочетании с сущ. "чушь", "ерунда", "вздор", "ахинея", "гиль", "чепуха", "галиматья": говорить несообразное, глупости/
***3. – ставить, класть в большом количестве или в беспорядке громоздить/
– Подберите родственные слова к слову городить. (Огораживать, нагородил.)
– Молодцы!
– Давайте в этих словах выделим корень.
3. Упражнение в распознавании родственных слов.
– Ребята, а что такое корень слова? (Общая часть родственных слов.)
– Молодцы!
– Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные?
Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?
– Послушайте рассказ, называется он “Родственники”. (Слайд 4)
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
– А я ваша тетя – Гусеница!
– Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.
– Назовите корень в этих словах. (Гус.)
– А почему гусеница не является им родственником?
– Молодцы!
– Ребята, а кто такие гуси? (Птицы.)
– А на какие группы мы можем разделить гусей? (Домашние и дикие.)
– А какую пользу они приносят? (Перо, мясо, яйца.)
– А кто такая гусеница? (Личинка насекомых.)
– Нужно ли уничтожать гусениц?
– Почему?
– Ну, что ж, ребята, молодцы! Что мы с вами повторили? (Что не все слова с
одинаковым корнем могут быть родственными.)
– Так какие же слова мы с вами можем назвать родственными? (С одинаковым корнем
и близкие по смыслу.)
– Продолжим нашу работу.
4. Упражнение в распознавании однокоренных слов и форм одного и того же слова.
– Ребята, у меня записано небольшое стихотворение, прочтите его.
(Слайд 5)На г…ре и под г…рой
Гуси гоготали.
У горной речки на пригорке
Козочки гуляли.
– Назовите пропущенные орфограммы. (Безударная гласная буква о.)
– В какой части слова они пропущены? (В корне слова.)
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (Подобрать проверочное
слово.)
– Послушайте задание. Выпишите слова с одинаковым корнем.
– Проверьте, у вас также как у меня?
(Горе, горой, горной, пригорке). (Слайд 6)
– На какие две группы мы можем разделить эти слова?
– Подумайте!
– Запишите группы слов самостоятельно.
– Проверьте, так ли у соседа по парте?
– Проверьте, у вас также как у меня? (Слайд 7)
формы одного и того же слова горе горой |
однокоренные слова горной пригорке |
– Какой вывод мы можем сделать? (Формы одного и того же слова не являются однокоренными словами.) Выделите корень в словах.
5. Упражнение в различении и образовании слов с помощью разных частей слова.
– Мы с вами знаем, что слова состоят не только из корня.
– У меня для вас есть очень интересное задание, но оно ещё и трудное. Попробуем
его выполнить?
– На доске у меня висят карточки с записями, попробуем их распределить.
Ёж ок по ы гриб ый за ник
– Как вы думаете, что это за записи?
– На какие группы их можно разделить? (Части слова.)
– Молодцы!
– Сделайте такую же запись в тетрадях? (Один работает у доски.)
– Ребята, а давайте вспомним, что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание?
– А, что такое основа слова?
– А теперь самостоятельно попробуйте из данных частей слова составить
однокоренные слова. Запишите эти слова в столбик.
Гриб, грибник, грибок. Грибы, грибник, грибок.
– Проверь у соседа по парте, у него также?
– А теперь давайте проверим, какие слова составила я. (Слайд 8)
– Почему слова гриб и грибы не являются однокоренными?
– У кого так?
– Молодцы!
– Ребята, а на какие группы мы можем разделить грибы?
– Кто нам расскажет, как правильно собирать грибы?
– Молодцы!
– А сейчас мы немного отдохнем!
Физкультминутка. (Слайд 9)
Дружно встали.
Раз. Два. Три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Наблюдать все дружно станем.
Повернемся влево, вправо,
Получается на славу!
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ниже, ниже поклонимся,
Ну, теперь пора, садимся.
– Ну, что ж немного отдохнули, продолжаем работу!
– Нам с вами сейчас предстоит разобрать данные слова по составу.
– Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова? (памятка
или план разбора по составу).
– Приготовьте памятки. (Слайд 10)
Памятка.
План разбора слова по составу.
- Выделите окончание, изменив форму слова.
- Укажите основу слова (это часть слова без окончания).
- Выделите корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2–3 однокоренных слова.
- Укажите суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.
- Выдели приставку (это часть слова, которая стоит перед корнем).
– Ребята выполняют в тетрадях, один работает у доски.
– Давайте проверим, как разобрала эти слова я. (Слайд 11)
– Ребята, а какая часть слова нам не встретилась в этих словах? (Приставка.)
– Для чего служит приставка? Где она стоит в слове?
3. Работа по учебнику
– Откройте, пожалуйста, учебник на странице 77, упражнение 82.
(Работа с Обратным словарем).
– Прочитайте задание. Разбор заданий.
– Выясним значение приставок за- и до-.
– Разобрать слова дочитать, долететь по составу – самостоятельно, используя
памятку.
– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте.
– А теперь давайте проверим, как я разобрала. (Слайд 12)
– У кого, так как у меня?
– Итак, ребята, какую приставку мы использовали в этих словах?
– Как пишутся приставки со словами?
– Почему?
– На что указывает суффикс -ть?, а суффиксы -а и -е?
– А, сейчас мы с вами ещё раз отдохнем.
Физкультминутка “Круг”. (Слайд 13)
(Посмотрите на круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.)
– Ну, что же продолжаем наш урок.
– Выполним упражнение 83 на стр. 78.
– Прочитайте задание. (Работа с Обратным словарем.)
– Разбор задания.
– Запись предложений в тетради.
1. Деду Морозу предстояло развозить подарки по домам.
2. Пришлось перевозить ёлку на другую сторону реки.
– Почему вы выбрали именно эти родственные слова? (Выслушиваются мнения
детей.)
– Молодцы!
– Разбор слов развозить и перевозить по составу. (Работа в тетради и на
доске.)
– Итак, ребята, чему мы сегодня на уроке учились?
– Кто из вас может сказать, что хорошо понял данную тему, поднимите руку.
– А у кого не совсем получилось разобраться в этой теме?
IV. Самоконтроль и самооценка обучающихся.
Тест по теме урока.
– Давайте проверим, на сколько, каждый из вас понял данную тему, для этого мы выполним небольшой тест. (Тест у каждого ребенка.)
– Будьте очень внимательны! (Если вы считаете, что утверждение верное ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и точнее узнать, над, чем ёще придётся поработать.
1. Корень – это главная часть предложения. (–)
2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
3. Основа – это часть слова с окончанием? (–)
4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (–)
5. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
6. Окончание – это изменяемая часть слова. (+)
7. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов. (–)
9. Корень – это общая часть родственных слов. (+)
10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными. (–)
– А сейчас проверим, как вы выполнили работу. Каждый из вас должен оценить
свою работу, т. е. поставить себе отметку. (Слайд 14)
– Кто может прокомментировать свою работу? (Выслушиваются мнения детей.)
V. Рефлексия.
– Наш урок подошёл к концу.
– Скажите, чему мы учились на уроке?
– Что вам особенно удалось?
– В чем были затруднения?
– Какие выводы вы для себя сделали?
– Как бы вы оценили работу класса на уроке?
– А работу учителя?
– Спасибо большое за урок. (Выставление отметок.)
(Слайд 15)