Родительское собрание "Если ребенок может и не хочет учиться"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Пожалуй, это наиболее часто встречающаяся проблема сегодня у детей любого возраста. Родительское собрание, а особенно выступление психолога на нём не стоит проводить дольше 20 минут. Так как родители приходят вечером, после работы. Восприятие притуплено усталостью, и даже если есть интерес к разговору, он не должен быть навязчивым. Чтобы привлечь внимание, надо удивить, оглушить: рассказать сказку, притчу, загадать загадку.Весь материал надо выдавать коротко, чётко, наглядно разбавляя метафорически насыщенными вставками для привлечения и переключения внимания, с целью расстановки акцентов.

Ход собрания

1. Вступительное слово ведущего. Постановка темы.

Вопрос родителям: чьи дети хотят учиться? Как вы можете объяснить это?

Предложение прочитать сказку. Напомнить, что “сказка ложь, да в ней намёк”.

Сказка. Чай с плюшками, или сказка о принце, который не хотел учиться

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын – недоросль. Целыми днями сидя на троне и попивая чай, царь мечтал о том, каким пресвященным и сильным царём станет его сын. А у него было на это время, потому что всеми его делами занимался первый министр. Но сын учиться не любил. Царевич убегал с уроков, играл и бегал в саду, катался на лошади и пил чай с плюшками.

Раз в неделю после разговора с педагогами, отец встречался с сыном и ругал его. А иногда даже наказывал. Царь полагал, что мать воспитывает неверно: слишком балует да всё разрешает. Надо помогать жене с воспитанием сына. Поэтому после разговора с сыном он шёл к жене и уже ей объяснял как надо воспитывать сына. Иногда грубо и резко. А она плакала.

А царь довольный шёл пить чай с плюшками.

Долго ли коротко, минуло 20 лет. Не стало царя. Не стало и тихой царицы-матери. Хотел было взойти на престол царевич, да сын министра занял его. И народ поддержал: а кому нужен царь, который умеет на коне ездить и пить чай с плюшками.

Сказка может не комментироваться для родителей. Оставить для личного размышления. Возможно предложить обсуждения или задавать вопросы.

2. Причины нежелания учиться у детей.

- Для того чтобы решить проблему, нужно определить причину. В зависимости от последней, выбирается путь или способ решения.

Далее будет предложен ряд основных причин нежелания учиться. Попробуйте определить для себя свою (может не одну).

Таблица предлагается для совместного анализа и обсуждения. Возможно в распечатке, возможно, в виде презентации.

Причина. Комментарии.
1 Ребенок морально не готов идти в школу. Это часто случается после каникул, со временем ребенок втягивается в рабочий процесс.
2 Учебная нагрузка данной школы не подходит для вашего ребенка, она очень велика. Нужно рассматривать вариант найма профессионального репетирора или перевода вашего отпрыска в другую школу.
3 Ребенку интеллектуально некому подражать. Ребенок подражает родителям.
4 Неблагоприятная атмосфера в семье. Конфликтная ситуация в семье ведёт к снижению мотивации. Стоит решить внутрисемейные проблемы.
5 Плохая компания. Контролировать друзей пока это возможно.
6 Расстройства дидактогенного свойства. Такие расстройства выражаются в сильном волнении, болях в животе, головных болях, а также в полном забывании учебного материала. Необходимо выяснить причину расстройства, при необходимости обратиться к врачам.
7 Плохая память или неразвитое мышление.  
8 Отсутствие способностей к определенному предмету. Необходимы индивидуальные занятия.
9 Подвижность, неусидчивость. Коррекция поведения через спорт или обращение к психологу.
10 Ребенок неуправляем, грубит учителям и родителям. У ребёнка есть проблемы. Необходимо их решить.
11 Умственная отсталость. Необходимо обратиться к психиатру.
12 Уроки перестали быть интересны ребенку. Видимо, ваш ребёнок обгоняет всех по развитию. Необходим индивидуальный подход.
13 Плохие отношения с одноклассниками или учителями. Необходимо вмешательство педагога или психолога.
14 Плохая успеваемость во всем классе. Выход – перевести ребенка в другой класс.
15 Ребенок специально плохо учится назло родителям. Нужно поддерживать ребенка во всех его успехах.
16 Накопилась усталость. Дайте ребенку мотивацию, скажите, что после учебы он сможет отдохнуть и поехать туда, где он хочет побывать.
17 Медлительность, застенчивость. Со временем это проходит. Если вас это сильно беспокоит, отведите ребенка к психологу.
18 Появилась зависимость от компьютера или телевизора. Ограничивайте время проведения за компьютером или у телевизора.
19 Лень. В словаре Ожегова: “лень” — это “отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью”. У Даля — “неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, к тунеядству”.

Вопрос ведущего: смогли ли определить, нежелания учиться именно вашего ребёнка? Понятно ли что стоит делать дальше?

После совместно прочтения – анализа ответить сразу на возникшие вопросы родителей.

- Предлагаемая далее притча поможет нам немного переключиться на другую тему: нужно ли вашему ребёнку то, что вы ему запланировали?

3. Притча. Как заставить сына учиться?

Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик любил лошадей. Все свободное время он проводил в конюшне или на скачках.
- Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я, как будто немой. Не могу я терпеть такую муку, - сказал однажды сын.
- Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать мое дело, - ответил отец.
Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут делает.
- Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет, - вступился за мальчика один из строителей.
- Он у нас на все руки, кроме науки, - сердито произнес отец, но сына отпустил.
- Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню пойду работать, - упрямился сын.
Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и предложил:
- Я заплачу вам много денег, если вы будете дополнительно заниматься с моим сыном и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником.
- У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика. Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить.

4. Чего хочет ваш ребёнок?

- Часто дети и спрашивают родителей: “А зачем учиться?”

И что родители отвечают? /Предложить родителям дать варианты ответов/.

А) Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д.

А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами.

Б) Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям (Родине).

Если ребенку 10-12 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно).

В) Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово.

А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было “овладевать знаниями и навыками”. 

Г) А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором.

5. Итак, что же делать?

1) Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать.

2) Разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов?

Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые.  Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, не торопитесь говорить “нет”, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением. 

3) Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения.

Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению.

6. И в заключении притча для раздумья.

Правильный путь

Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева.

— Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: лёгкий или тяжёлый?

Старец важно ответствовал:

— Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды…

Юноша тяжело вздохнул, и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.

— Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение?

— И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик.

Возможно, всё несколько иначе, чем нам видится, и путь он проще и он немного иной.

7. Заключение. Подведение итогов.

1) Если ребёнок не хочет учиться, надо определить причину. И, исходя из этого, искать пути решения.

2) Если ребёнок не хочет учиться в силу своего желания – принять это.

8. Обратная связь. Что дало вам сегодняшнее собрание.