Пожалуй, это наиболее часто встречающаяся проблема сегодня у детей любого возраста. Родительское собрание, а особенно выступление психолога на нём не стоит проводить дольше 20 минут. Так как родители приходят вечером, после работы. Восприятие притуплено усталостью, и даже если есть интерес к разговору, он не должен быть навязчивым. Чтобы привлечь внимание, надо удивить, оглушить: рассказать сказку, притчу, загадать загадку.Весь материал надо выдавать коротко, чётко, наглядно разбавляя метафорически насыщенными вставками для привлечения и переключения внимания, с целью расстановки акцентов.
Ход собрания
1. Вступительное слово ведущего. Постановка темы.
Вопрос родителям: чьи дети хотят учиться? Как вы можете объяснить это?
Предложение прочитать сказку. Напомнить, что “сказка ложь, да в ней намёк”.
Сказка. Чай с плюшками, или сказка о принце, который не хотел учиться
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын – недоросль. Целыми днями сидя на троне и попивая чай, царь мечтал о том, каким пресвященным и сильным царём станет его сын. А у него было на это время, потому что всеми его делами занимался первый министр. Но сын учиться не любил. Царевич убегал с уроков, играл и бегал в саду, катался на лошади и пил чай с плюшками.
Раз в неделю после разговора с педагогами, отец встречался с сыном и ругал его. А иногда даже наказывал. Царь полагал, что мать воспитывает неверно: слишком балует да всё разрешает. Надо помогать жене с воспитанием сына. Поэтому после разговора с сыном он шёл к жене и уже ей объяснял как надо воспитывать сына. Иногда грубо и резко. А она плакала.
А царь довольный шёл пить чай с плюшками.
Долго ли коротко, минуло 20 лет. Не стало царя. Не стало и тихой царицы-матери. Хотел было взойти на престол царевич, да сын министра занял его. И народ поддержал: а кому нужен царь, который умеет на коне ездить и пить чай с плюшками.
Сказка может не комментироваться для родителей. Оставить для личного размышления. Возможно предложить обсуждения или задавать вопросы.
2. Причины нежелания учиться у детей.
- Для того чтобы решить проблему, нужно определить причину. В зависимости от последней, выбирается путь или способ решения.
Далее будет предложен ряд основных причин нежелания учиться. Попробуйте определить для себя свою (может не одну).
Таблица предлагается для совместного анализа и обсуждения. Возможно в распечатке, возможно, в виде презентации.
№ | Причина. | Комментарии. |
1 | Ребенок морально не готов идти в школу. | Это часто случается после каникул, со временем ребенок втягивается в рабочий процесс. |
2 | Учебная нагрузка данной школы не подходит для вашего ребенка, она очень велика. | Нужно рассматривать вариант найма профессионального репетирора или перевода вашего отпрыска в другую школу. |
3 | Ребенку интеллектуально некому подражать. | Ребенок подражает родителям. |
4 | Неблагоприятная атмосфера в семье. | Конфликтная ситуация в семье ведёт к снижению мотивации. Стоит решить внутрисемейные проблемы. |
5 | Плохая компания. | Контролировать друзей пока это возможно. |
6 | Расстройства дидактогенного свойства. | Такие расстройства выражаются в сильном волнении, болях в животе, головных болях, а также в полном забывании учебного материала. Необходимо выяснить причину расстройства, при необходимости обратиться к врачам. |
7 | Плохая память или неразвитое мышление. | |
8 | Отсутствие способностей к определенному предмету. | Необходимы индивидуальные занятия. |
9 | Подвижность, неусидчивость. | Коррекция поведения через спорт или обращение к психологу. |
10 | Ребенок неуправляем, грубит учителям и родителям. | У ребёнка есть проблемы. Необходимо их решить. |
11 | Умственная отсталость. | Необходимо обратиться к психиатру. |
12 | Уроки перестали быть интересны ребенку. | Видимо, ваш ребёнок обгоняет всех по развитию. Необходим индивидуальный подход. |
13 | Плохие отношения с одноклассниками или учителями. | Необходимо вмешательство педагога или психолога. |
14 | Плохая успеваемость во всем классе. | Выход – перевести ребенка в другой класс. |
15 | Ребенок специально плохо учится назло родителям. | Нужно поддерживать ребенка во всех его успехах. |
16 | Накопилась усталость. | Дайте ребенку мотивацию, скажите, что после учебы он сможет отдохнуть и поехать туда, где он хочет побывать. |
17 | Медлительность, застенчивость. | Со временем это проходит. Если вас это сильно беспокоит, отведите ребенка к психологу. |
18 | Появилась зависимость от компьютера или телевизора. | Ограничивайте время проведения за компьютером или у телевизора. |
19 | Лень. | В словаре Ожегова: “лень” — это “отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью”. У Даля — “неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, к тунеядству”. |
Вопрос ведущего: смогли ли определить, нежелания учиться именно вашего ребёнка? Понятно ли что стоит делать дальше?
После совместно прочтения – анализа ответить сразу на возникшие вопросы родителей.
- Предлагаемая далее притча поможет нам немного переключиться на другую тему: нужно ли вашему ребёнку то, что вы ему запланировали?
3. Притча. Как заставить сына учиться?
Единственный сын был у богатого купца. Отец
хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но
учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца
учился только под страхом наказания и при любой
возможности сбегал с уроков. Больше всего
мальчик любил лошадей. Все свободное время он
проводил в конюшне или на скачках.
- Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня
бойко отвечают, а я, как будто немой. Не могу я
терпеть такую муку, - сказал однажды сын.
- Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и
станешь продолжать мое дело, - ответил отец.
Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка
запретил ему подходить к лошадям. Тогда мальчик
стал убегать на пристань. Там новый корабль
строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям
корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел
отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно
спросил, что он тут делает.
- Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем
растет, - вступился за мальчика один из
строителей.
- Он у нас на все руки, кроме науки, - сердито
произнес отец, но сына отпустил.
- Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню
пойду работать, - упрямился сын.
Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу,
а сам подошел к учителю и предложил:
- Я заплачу вам много денег, если вы будете
дополнительно заниматься с моим сыном и
добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником.
- У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших
денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика.
Бесполезно нагибать голову быка, который не
хочет пить.
4. Чего хочет ваш ребёнок?
- Часто дети и спрашивают родителей: “А зачем учиться?”
И что родители отвечают? /Предложить родителям дать варианты ответов/.
А) Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д.
А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами.
Б) Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям (Родине).
Если ребенку 10-12 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно).
В) Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово.
А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было “овладевать знаниями и навыками”.
Г) А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором.
5. Итак, что же делать?
1) Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать.
2) Разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов?
Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, не торопитесь говорить “нет”, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.
3) Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения.
Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению.
6. И в заключении притча для раздумья.
Правильный путь
Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева.
— Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: лёгкий или тяжёлый?
Старец важно ответствовал:
— Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды…
Юноша тяжело вздохнул, и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.
— Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение?
— И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик.
Возможно, всё несколько иначе, чем нам видится, и путь он проще и он немного иной.
7. Заключение. Подведение итогов.
1) Если ребёнок не хочет учиться, надо определить причину. И, исходя из этого, искать пути решения.
2) Если ребёнок не хочет учиться в силу своего желания – принять это.
8. Обратная связь. Что дало вам сегодняшнее собрание.