Цели:
Задачи:
- вторично осмыслить правила чтения и записи натуральных чисел, сложения и вычитания натуральных чисел;
- развивать навык чтения и записи натуральных чисел;
- воспитывать чувство товарищества через работу в парах;
- воспитывать умение работать самостоятельно.
Ход урока
Учитель (слайд №1): Презентация
Здравствуйте, ребята. Я поздравляю Вас с началом нового учебного года. С сегодняшнего мы с вами продолжим изучение самой древней науки – математики (слайд №2).
(Слайд №3): Историческая справка – рассказ учителя:
Прапрадедушкой вашего учебника был первый отечественный учебник по математике, который был издан в 1703 год. Автор этого учебника Леонтий Филиппович Магницкий, а назывался он просто - "Арифметика".
Труд Леонтия Филипповича не был переводным, аналогов учебника в то время не существовало. Это была уникальная книга.
Учебник в России вышел при огромном участии Петра I, который сам вносил правки в учебник. Учебник содержит более 600 страниц и включает в себя как самые начала — таблицу сложения и умножения десятичных чисел, так и приложения математики к навигационным наукам.
Магницкий учит Россию десятичному исчислению. Что интересно, он приводит таблицу сложения и умножения не в том виде, как ее принято было издавать на последней страничке 12-листовой тетради, а только ее половину, без повторений, то есть с применением переместительных законов.
После тройки первых задач на сложение следующие примеры содержат уже больше десятка слагаемых.
В учебнике рассматривается и геометрия. Все задачи, используемые в книге жизненные. Ну а заканчивается "Арифметика" конечно же приложениями изученного материала к жизни.
Несколько экземпляров "Арифметики" бережно сохранили в Отделе редких книг и рукописей библиотеки Московского Университета.
Знакомство с новым учебником математики: Ученики рассматривают, как составлен учебник, как изложен материал в учебнике, пронумерованы главы, темы, рисунки. Находят, что после каждой темы есть задания для самопроверки и главы для тех, кому интересно. Знакомятся со справочным материалом форзаца, справочным материалов в конце учебника, изучают принцип предметного указателя.
(Слайд №4): Но прежде чем изучать новый материал, давайте вспомним, чему же вы научились в начальной школе. Не случайно говорят, что “повторение – мать учения”.
А помогут нам вспомнить изученный ранее материал герои всем известного мультфильма “Простоквашино”. Они пришли к нам в гости на урок, да не у “пустыми” руками, а с - заданиями.
Устная работа:
(Слайд №5): Вычислите устно:
100-21 | 34-18:2 |
36+65 | (81+19)*8 |
25*4 | 2+2*6 |
42:7-5 | 100:(12+8) |
(Слайд №6): Прочитайте натуральные числа.
10101, 2033021, 132403, 13568121, 1000000, 999999999, 405530026
(Слайд №7): Укажите порядок выполнения действий:
9999:9+(506-127*2)*10-13
1620+(46-4*8)*10-362
(Слайд №8 и №9): Решите устно задачу.
Кот Матроскин сшил скатерть прямоугольной формы, размеры которой 2 м и 3 м. Найдите периметр и площадь данной скатерти.
Кот Матроскин и Шарик катятся на санках со скоростью 16 м/мин. Как долго они будут катится с горы, если её длина 96 метров?
Письменная работа:
(Слайд №10): Запишите числа.
- Четыреста восемнадцать.
- Девятьсот сорок пять.
- Одна тысяча сорок семь.
- Пять тысяч триста восемнадцать
- Восемь тысяч девять.
- Триста тысяч двадцать семь.
- Пятьдесят две тысячи одиннадцать.
Учащиеся под диктовку записывают числа, после этого меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют записи, потом сверяют записи с правильным вариантом, который открывается на слайде презентации.
(Слайд №11): Вычислите.
52843+6391
93619-4056
315*502
5220:145
Учащиеся списывают задание со слайда презентации, выполняют вычисления в столбик и сравнивают с правильным ответом. Один ученик работает на переносной доске.
(Слайд №12): Решите уравнения.
- 361+х=513
- х-315=802
- 12х=1212
- 434: х=7
Сначала учащиеся вспоминают название компонентов в уравнении, рассказывают правило нахождения неизвестного и решают уравнение. Каждое новое уравнение решает у доски ученик.
(Слайд №13): Задача на движение: Расстояние от дома дяди Фёдора до Простоквашино равно 326 км. Папин Запорожец, проехав 5 часов со средней скоростью 65 км/ч, сломался. Сколько километров папа и дядя Фёдор “толкали” машину?
Вызванный к доске ученик записывает краткое условие задачи; обговаривает ход её решения, а решает на переносной доске.
(Слайд №14): Задача на движение: Родители дяди Фёдора поехали отдыхать в Сочи на поезде, который ехал со скоростью 110 км/ч. Через 15 часов они приехали на место. На обратный путь же они потратили 10 часов. С какой скоростью ехал поезд обратно?
Вызванный к доске ученик записывает краткое условие задачи; обговаривает ход её решения, а решает на переносной доске.
(Слайд №15): Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение “Математика - в профессии моих родителей”.