Развитие речи младших школьников. Тема: "Однокоренные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


«Школа России» Учебник русского языка В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 1 часть

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

  • учить различать однокоренные слова;
  • учить находить однокоренные слова и выделять в них корень;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • учить пользоваться словообразовательным словарём.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • различать однокоренные слова;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • подбирать примеры однокоренных слов;
  • находить однокоренные слова в тексте
  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • группировать однокоренные слова;
  • работать со словарём однокоренных слов, словообразовательным словарём
  • проявлять интерес к русскому языку;
  • развивать интерес к истории русского языка, происходящим в нём изменениям

Ресурсы урока: ПК учителя, ПК учащихся, электронное приложение к учебнику В. П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, интерактивная доска  МИМИО, «мешок букв», набор карточек с однокоренными словами для групповой работы, словообразовательные словари Тихонова.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Мотивация учебной деятельности.
Целеполагание.
Подводящий диалог.
На интерактивной доске схема дерева – берёзы.
– Как вы думаете, ребята, для чего здесь дерево? (С ним как-то связана тема урока.)
– Назовите части дерева. (По мере того, как дети называют части дерева, учитель открывает надписи: листья, ствол, ветви, корень)
Рассматривают картину дерева, называют части дерева.
– Как вы думаете, какая часть в дереве самая главная? Почему? (Корень.)
– Догадайтесь, какая часть дерева используется в русском языке? (Корень.)
Обсуждают, какая часть дерева главная. Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается.
– О каких словах пойдёт речь на уроке? Обсуждают, приходят к выводу, что это корень – общая часть всех однокоренных (родственных слов) и на уроке речь пойдёт об однокоренных словах.
– Давайте соберём из слов на доске цели нашего урока.
1. Научиться находить однокоренные слова.
2.Уметь обозначать корень слова.
3. Научиться работать со словарём.
Собирают на доске цели урока, ещё раз читают их.
2) Организация познавательной деятельности – Чтобы научиться находить однокоренные слова, надо вспомнить, какие слова мы называем однокоренными? В этом поможет нам учебник. На стр. 61 найдите определение однокоренных слов. Находят правило, читают его.
Через проблемную ситуацию введение понятия «однокоренные слова». – Представьте, что наша берёза растёт в лесу. Возьмём корень -лес- (Учитель открывает на доске берёзу, ставит корневую карточку  -лес-)
– Давайте развесим на ветках однокоренные слова с корнем -лес-.
– Посмотрите, какое богатое словами у нас получилось дерево. А вот Незнайка принёс к этому дереву ещё два слова: роща (он считает, что она находится в лесу) и колесо  (есть часть -лес-). Можем ли эти слова поместить  на дерево? Почему?
Дети придумывают и вписывают на интерактивной доске слова: лесник, лесок, перелесок и др.

Обсуждают, при помощи правила в учебнике доказывают, что эти слова нельзя поместить на дерево, так как они не являются однокоренными.

Просмотр анимации в электронном приложении. (Раздел: слово в языке и речи. Тема: однокоренные слова.) – Молодцы! Всё правильно объяснили. А теперь ещё раз посмотрим и постараемся запомнить, какие слова мы называем однокоренными. Слушают и смотрят анимацию, стараются запомнить правило.
Работа в группе.
Взаимопроверка.
– Сейчас вы будите работать в группах. Каждая группа получит карточку со словами. Подчеркните только однокоренные слова. Докажите почему некоторые слова являются «лишними».

 Пример карточки:

Лист, листья, листок, листочек.
Дом, домовой, домик, домашний.
Снежинка, снежный, нежный.

Делятся на группы (3-4 чел.) Обсуждают в группах правильные варианты однокоренных слов, представляют результаты своей работы. Осуществляется взаимопроверка групп по 2 критериям: правильность обозначения корня и нахождение «лишнего» слова.
Группы проверят выступающую группу.
Самостоятельная работа.
Самопроверка.
Упражнение 109 стр. 62

– Помогите братьям Лосям спуститься на землю. Для этого правильно распределите мешочки по корзинам.

Работают на ПК самостоятельно, проверяют себя.
Физминутка.
Гимнастика для глаз.

 

– Вы работали за компьютерами, ваш глазки устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце (тучи) высоко!
Мы глаза сейчас закроем
В классе радугу построим!
Вверх по радуге пойдём
Вправо, влево повернём
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись!

Выполняют движения глазами: моргают, смотрят в окно на небо, вверх, вниз.

 

Смотрят по дуге, «строят радугу» – 7 цветов. (7 раз)

 

Сильно зажмуривают глаза и открывают их.

Динамическая пауза. – Теперь проведём разминку, которая называется «Однокоренные слова» Я называю слово – сущ.,  а вы подбираете однокоренное слово – глагол, громко выкрикиваете его и показываете действие, которое обозначает глагол.

Бег – бежать
смех – смеяться
прыжок – прыгать
сон – спать
пловец – плыть
крик – кричать и т.п.

Выполняют разминку стоя, подбирают однокоренные слова и показывают действия: бегут, смеются, прыгают, спят, плывут, кричат.
Работа со словарём однокоренных слов в учебнике. На доске записаны 3 слова.

Шаг, шагать, шажок, вышагивать.

– Являются ли эти слова однокоренными? (Да)
Найдите общую часть, обозначьте её.

Определяют общую часть -ша-, отмечают общее значение всех слов.
– Верно ли вы обозначили корень? Для этого обратимся к словарю однокоренных слов. Стр. 149 Открывают словарь и выясняют, что корень -шаг- и -шаж-
Учитель объясняет, что в корне у некоторых слов происходит чередование г//ж и такие случаи уточняют в словарях. Переписывают слова с чередованием букв в тетрадь.
Работа со словообразовательным словарём  Тихонова.
Работа в парах.
Учитель показывает словообразовательный словарь, вместе с детьми вспоминает, как находить слова по алфавиту. Достаёт «мешок букв».
– Каждая пара вытягивает из мешка букву. На эту букву в словаре найти и выписать 5 однокоренных слов, обозначить корень.
Дети работают в парах. Совместно по словарю на парте находят нужные слова выписывают в тетрадь, обозначают корень. В случае затруднения обращаются к учителю.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. – Попробуем теперь самостоятельно найти однокоренные слова в тексте. Упр. 108 Самостоятельно выполняют упражнение по заданию.
После выполнения обмениваются тетрадями и проверяют  задание, выполненное соседом.
3) Подведение итогов урока. Рефлексия. – Ещё раз обратимся к целям нашего урока (Цели открываются на интерактивной доске.)
– Какая работа на уроке понравилась больше всего?
– Что было особенно трудно выполнить?
Дети читают ещё раз цели и анализируют, как они справились с учебными задачами урока: находить однокоренные слова, обозначать корень, пользоваться словарём, подбирать однокоренные слова.
– Вспомним, какие слова мы называем однокоренными. Повторяют правило.
– Покажите цветом, как вы справились с учебными задачами этого урока. (На доске дерево.) Выходят к доске, выбираю цветной магнит и прикрепляют на  «дерево».

Зелёный магнит – всё получилось!
Жёлтый магнит – Получилось, но были ошибки.
Красный магнит – Мне нужна помощь!