«Школа России» Учебник русского языка В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 1 часть
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
- учить различать однокоренные слова;
- учить находить однокоренные слова и выделять в них корень;
- развивать орфографическую зоркость;
- учить пользоваться словообразовательным словарём.
Планируемые результаты
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
|
|
Ресурсы урока: ПК учителя, ПК учащихся, электронное приложение к учебнику В. П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, интерактивная доска МИМИО, «мешок букв», набор карточек с однокоренными словами для групповой работы, словообразовательные словари Тихонова.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Содержание урока, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1) Мотивация учебной
деятельности. Целеполагание. Подводящий диалог. |
На интерактивной доске схема дерева –
берёзы. – Как вы думаете, ребята, для чего здесь дерево? (С ним как-то связана тема урока.) – Назовите части дерева. (По мере того, как дети называют части дерева, учитель открывает надписи: листья, ствол, ветви, корень) |
Рассматривают картину дерева, называют части дерева. |
– Как вы думаете, какая часть в дереве
самая главная? Почему? (Корень.) – Догадайтесь, какая часть дерева используется в русском языке? (Корень.) |
Обсуждают, какая часть дерева главная. Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается. | |
– О каких словах пойдёт речь на уроке? | Обсуждают, приходят к выводу, что это корень – общая часть всех однокоренных (родственных слов) и на уроке речь пойдёт об однокоренных словах. | |
– Давайте соберём из слов на доске цели
нашего урока. 1. Научиться находить однокоренные слова. 2.Уметь обозначать корень слова. 3. Научиться работать со словарём. |
Собирают на доске цели урока, ещё раз читают их. | |
2) Организация познавательной деятельности | – Чтобы научиться находить однокоренные слова, надо вспомнить, какие слова мы называем однокоренными? В этом поможет нам учебник. На стр. 61 найдите определение однокоренных слов. | Находят правило, читают его. |
Через проблемную ситуацию введение понятия «однокоренные слова». | – Представьте, что наша берёза растёт в
лесу. Возьмём корень -лес- (Учитель открывает на
доске берёзу, ставит корневую карточку -лес-) – Давайте развесим на ветках однокоренные слова с корнем -лес-. – Посмотрите, какое богатое словами у нас получилось дерево. А вот Незнайка принёс к этому дереву ещё два слова: роща (он считает, что она находится в лесу) и колесо (есть часть -лес-). Можем ли эти слова поместить на дерево? Почему? |
Дети придумывают и вписывают на
интерактивной доске слова: лесник, лесок,
перелесок и др. Обсуждают, при помощи правила в учебнике доказывают, что эти слова нельзя поместить на дерево, так как они не являются однокоренными. |
Просмотр анимации в электронном приложении. (Раздел: слово в языке и речи. Тема: однокоренные слова.) | – Молодцы! Всё правильно объяснили. А теперь ещё раз посмотрим и постараемся запомнить, какие слова мы называем однокоренными. | Слушают и смотрят анимацию, стараются запомнить правило. |
Работа в группе. Взаимопроверка. |
– Сейчас вы будите работать в группах.
Каждая группа получит карточку со словами.
Подчеркните только однокоренные слова. Докажите
почему некоторые слова являются «лишними». Пример карточки: Лист, листья, листок, листочек. |
Делятся на группы (3-4 чел.) Обсуждают в
группах правильные варианты однокоренных слов,
представляют результаты своей работы.
Осуществляется взаимопроверка групп по 2
критериям: правильность обозначения корня и
нахождение «лишнего» слова. Группы проверят выступающую группу. |
Самостоятельная работа. Самопроверка. |
Упражнение 109 стр. 62 – Помогите братьям Лосям спуститься на землю. Для этого правильно распределите мешочки по корзинам. |
Работают на ПК самостоятельно, проверяют себя. |
Физминутка. Гимнастика для глаз.
|
– Вы работали за компьютерами, ваш
глазки устали. Давайте сделаем гимнастику для
глаз. Ах, как долго мы писали, |
Выполняют движения глазами: моргают,
смотрят в окно на небо, вверх, вниз.
Смотрят по дуге, «строят радугу» – 7 цветов. (7 раз)
Сильно зажмуривают глаза и открывают их. |
Динамическая пауза. | – Теперь проведём разминку, которая
называется «Однокоренные слова» Я называю слово
– сущ., а вы подбираете однокоренное слово –
глагол, громко выкрикиваете его и показываете
действие, которое обозначает глагол. Бег –
бежать |
Выполняют разминку стоя, подбирают однокоренные слова и показывают действия: бегут, смеются, прыгают, спят, плывут, кричат. |
Работа со словарём однокоренных слов в учебнике. | На доске записаны 3 слова. Шаг, шагать, шажок, вышагивать. – Являются ли эти слова однокоренными? (Да) |
Определяют общую часть -ша-, отмечают общее значение всех слов. |
– Верно ли вы обозначили корень? Для этого обратимся к словарю однокоренных слов. Стр. 149 | Открывают словарь и выясняют, что корень -шаг- и -шаж- | |
Учитель объясняет, что в корне у некоторых слов происходит чередование г//ж и такие случаи уточняют в словарях. | Переписывают слова с чередованием букв в тетрадь. | |
Работа со словообразовательным
словарём Тихонова. Работа в парах. |
Учитель показывает
словообразовательный словарь, вместе с детьми
вспоминает, как находить слова по алфавиту.
Достаёт «мешок букв». – Каждая пара вытягивает из мешка букву. На эту букву в словаре найти и выписать 5 однокоренных слов, обозначить корень. |
Дети работают в парах. Совместно по словарю на парте находят нужные слова выписывают в тетрадь, обозначают корень. В случае затруднения обращаются к учителю. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | – Попробуем теперь самостоятельно найти однокоренные слова в тексте. Упр. 108 | Самостоятельно выполняют упражнение по
заданию. После выполнения обмениваются тетрадями и проверяют задание, выполненное соседом. |
3) Подведение итогов урока. Рефлексия. | – Ещё раз обратимся к целям нашего
урока (Цели открываются на интерактивной
доске.) – Какая работа на уроке понравилась больше всего? – Что было особенно трудно выполнить? |
Дети читают ещё раз цели и анализируют, как они справились с учебными задачами урока: находить однокоренные слова, обозначать корень, пользоваться словарём, подбирать однокоренные слова. |
– Вспомним, какие слова мы называем однокоренными. | Повторяют правило. | |
– Покажите цветом, как вы справились с учебными задачами этого урока. (На доске дерево.) | Выходят к доске, выбираю цветной магнит
и прикрепляют на «дерево». Зелёный магнит –
всё получилось! |