Искусство каждого народа – сложное явление культуры, отражающее историю, особенности восприятия окружающего мира и структуру языка людей, живущих на определённой территории. Складываясь из нескольких компонентов (музыка, фольклор, танцы и др.), народное искусство протягивает историческую ниточку от глубин веков к современности. Ведь искусство народа не застывает, а продолжает развиваться, обогащаясь новыми формами и смыслами, до тех пор, пока жив сам народ, творящий и созидающий.
В последнее время педагоги детских садов всё чаще обращаются к народному искусству, понимая, что истоки патриотизма лежат не в лозунгах, а в знании и понимании народного искусства. Активное использование потешек, загадок, подвижных игр со считалочками и зачинами развивают детей, обогащают их словарь, дают образцы ритмоинтонационных структур родного языка.
Однако увеличение количества детей с нарушенной речью затрудняет подобную работу в массовой группе детского сада. Зачастую неадекватно подобранный речевой материал скорее вредит детям, мешая им осознать используемые лексические и грамматические единицы, давая излишнюю нагрузку на несформированную звукопроизносительную систему.
Педагогам, которые сталкиваются с трудностями подбора речевого материала, можно порекомендовать обратиться к танцевальному творчеству. Танцы доступны практически всем детям, совместный танец сплачивает группу, помогая обрести уверенность в себе тем детям, которые не могут быть полноценными участниками игр со словесным сопровождением.
Вместе с этим, танец развивает ловкость и пластику, чувство ритма, учит ориентироваться в пространстве и понимать необходимую и достаточную степень мышечного напряжения при выполнении различных действий. Именно эти навыки впоследствии помогут развитию артикуляционной моторики. Ситуативное использование педагогом предложно-падежных конструкций во время разучивания танцев способствует их пониманию и лучшему запоминанию. Речевая ритмическая поддержка (проговаривание или пропевание порядка движений в ритме танца, например: «ты прой-ди и по-кло-нись, на но-соч-ках по-вер-нись») обогащает предикативный словарь, «вытягивая» глаголы из пассивного словаря в активный, помогает коррекции слоговой структуры слова.
Ниже приводится описание двух стилизованных авторских танцев, которые можно использовать при проведении досугов и праздников в старшей и подготовительной группах детского сада.
ХОРОВОДНЫЙ ТАНЕЦ СО СНОПАМИ
«Русский хоровод». Народная музыка. (СД «Русские народные танцы и танцы народов мира. Выпуск 2. Светит месяц» Издательство «ВЕСТЬ-ТДА», Москва, РГАФД)
Автор композиции движений: Кузнецова Е.В.
Дети заранее поделены на 4 шеренги и на пары. Каждый ребенок держит двумя руками полотно из сетки (60х60см), на котором прикреплен колосок. При движении выполняется хороводный шаг.
Вступление.
Дети выходят, располагаются шеренгами лицом к зрителям в шахматном порядке, садятся на колени. Колосок ставят на пол так, чтобы детей не было видно.
I часть.
1 предложение. Дети 1 шеренги встают,
описывая колоском круг перед собой слева
направо. Затем опять опускаются на колени, кладут
полотно на пол и заворачивают боковые стороны к
центру так, чтобы полотна не было видно из-за
колоска – «связывают снопы»
2 предложение. Движения повторяют дети 2
шеренги.
3 предложение. Движения повторяют дети 3
шеренги.
4 предложение. Движения повторяют дети 4
шеренги.
5-8 предложения. Повторяются движения 1-4
предложений, но со «связанными снопами».
II часть.
Дети кладут снопы на пр. плечо и держат его
двумя руками.
1-4 предложения. Дети 1 и 3 шеренги
поворачиваются спиной к зрительному залу и
двигаются лицом к центральной стене, а дети 2 и 4
шеренги – лицом к зрительному залу.
5-8 предложения. Движения выполняются в
обратном направлении.
Проигрыш. Дети кружатся в парах
«звездочкой», снопы соединены наверху.
III часть.
1-4 предложения. Дети перестраиваются в 2
колонны в центре зала лицом к зрительному залу.
Снопы держат: пр. колонна у пр. бедра, лев. колонна
– у лев. бедра. Продвигаясь вперед, дети из пр.
колонны идут в обход по залу направо, а дети из
лев. колонны – налево и соединяются в пары у
центральной стены.
5-8 предложения. Дети идут парами от
центральной стены лицом к зрительному залу,
высоко подняв снопы. Постепенно каждая пара
опускает снопы вниз и расходится на 2 полукруга:
дети из пр. колонны направо, а дети из лев. колонны
– налево.
IV часть.
Дети расходятся врассыпную по залу, кладут сноп на пол и ходякаждый вокруг своего снопа. Руки у М. на поясе, у Дев. – за юбочку.
V часть.
1-4 предложения. Дети, взяв снопы в руки,
перестраиваются в 4 шеренги, ритмично покачивая
снопами вправо-влево над головой.
5-8 предложения. Дети 1 шеренги ритмично
покачиваются. А дети 2-4 шеренги образуют лесенку
– «скирды» из снопов.
Дети 2 шеренги садятся в центре зала на колени,
разворачивают полотно, ставят его на пол и
прячутся за ним.
Дети 3 шеренги встают на лев. колено за детьми 2
шеренги, разворачивают полотно и прячутся за ним.
Дети 4 шеренги встают за детьми 3 шеренги,
разворачивают полотно и загораживают им лицо.
Coda. Дети 1 шеренги встают за детьми 4 шеренги,
развернув полотно и подняв его высоко над
головой.
ТАНЕЦ С РУССКИМИ ПЛАТКАМИ
Муз. А. Савченко «Позабавилось небо снежком»
Автор композиции движений: Кузнецова Е.В.
В танце участвуют 6 девочек. Они заранее поделены на 2 шеренги и на 2 колонны. На плечи девочек накинуты платки, края платков придерживаются руками. При движении выполняется шаг с носка.
Вступление.
1 такт. Начинают движение Дев. № 1 из
шеренги № 1 и № 2 от правой кулисы спиной к левой
кулисе. Дойдя до левой кулисы, двигаются лицом в
обратном направлении и останавливаются,
повернувшись лицом к зрительному залу. Выполняют
«пружинку», сложив руки «полочкой».
2 такт. Начинают движение Дев. № 2 из шеренги
№ 1 и № 2 от правой кулисы лицом к левой кулисе.
Дойдя до левой кулисы, останавливаются,
повернувшись лицом к зрительному залу. Выполняют
«пружинку», сложив руки «полочкой».
3 такт. Начинают движение Дев. № 3 из шеренги
№ 1 и № 2 от правой кулисы лицом к левой кулисе.
Дойдя до центра зала, останавливаются,
повернувшись лицом к зрительному залу. Выполняют
«пружинку», сложив руки «полочкой».
Дев. должны остановиться таким образом, чтобы
получилось 2 шеренги:
2 Дев. 3 Дев. 1 Дев.
2 Дев. 3 Дев. 1 Дев.
1 куплет.
1 предложение. Дев. 1-й шеренги, подняв руки
в стороны – вверх, соединяют руки между собой,
образуя «воротики» и двигаются спиной назад к
центральной стене.
Дев. 2-й шеренги, чуть пригнувшись и прижав руки к
корпусу, проходят вперед через «воротики» и
раскрывают руки в стороны.
2 предложение. Движения повторяются в
обратном направлении.
3-4 предложение. Повторяются движения 1-2
предложения.
Повторение 3-4 предложения. Дев.
перестраиваются в 2 колонны лицом к зрительному
залу. Руки «полочкой».
2 куплет.
1-2 предложение. Колонны двигаются к центру
зала, выполняя 4 приставных шага с пятки. На 4 шаге
Дев. должны оказаться в одной колонне.
3-4 предложение. Движения выполняются в
обратном направлении.
На последний такт: 1 колонна перестраивается
в шеренгу у пр. кулисы, 2 колонна – у лев. кулисы.
Дев. поднимают руки в стороны–вверх, соединяя
между собой, образуя «воротики».
3 куплет.
1предложение. Дев, которая стоит справа от
центровой Дев. в шеренгах, прокруживаются под
своей лев. р. и отходят назад, подняв пр.р. вверх,
лев. вытянув в сторону. Центровая Дев. опускает
пр. р. вниз.
2 предложение. Дев, которая стоит слева от
центровой Дев. в шеренгах, прокруживаются под
своей пр. р. и отходят назад, лев. р. вытянув в
сторону, пр.р. соединяя с уже стоящей там Дев.,
образовав «звездочку». Центровая Дев. опускает
лев. р. вниз.
3 предложение. Центровая Дев. подходит к 2
стоящим Дев., образуя «карусель».
4 предложение. Дев. двигаются в 2-х
«каруселях».
Повторение 3-4 предложения. Дев. двигаются в
2-х «каруселях».
На последний такт: Дев перестраиваются в 2
шеренги, как в 1 куплете.
1 шеренга поворачивается спиной к зрительному
залу и смещается к лев. кулисе, 2 шеренга – к пр.
кулисе:
2 шеренга
1 шеренга.
4 куплет.
1 предложение. 1 шеренга двигается боковым
галопом, руки на поясе к пр. кулисе, 2 шеренга – к
лев. кулисе.
2 предложение. Перекруживаясь широкими
шагами на полной стопе шеренги меняются местами.
3-4 предложение. Движения повторяются в
обратном направлении.
Повторение 3-4 предложения. Дев.
перестраиваются в 1 колонну в центре зала и
выполняют «пружинку», руки – «полочкой».
Проигрыш. Дев. расходятся на 2 колонны
приставным шагом с пятки и возвращаются обратно.
5 куплет.
1предложение. Дев. по очереди с
продвижением вперед выполняют поклон: пр.р.
кладется на лев. плечо, поклон, при этом пр.р.
опустить вниз. 1 Дев. обходит колонну с пр.
стороны, 2 Дев. – с лев. стороны и образуют пару.
2 предложение. Движения повторяют Дев. 3-4.
3 предложение. Движения повторяют Дев. 5-6.
4 предложение. 1 пара с продвижением вперед
выполняет поклон, отходят назад, останавливаясь
«подковой».
5 предложение. 2 пара с продвижением вперед
выполняет поклон, отходят назад, останавливаясь
«подковой».
6 предложение. 3 пара с продвижением вперед
выполняет поклон, отходят назад, образуя круг.
Coda. Дев. двигаются по кругу дробным шагом, положив
пр.р. на плечо впереди стоящей Дев, лев. р. отводят
в сторону.
С окончанием музыки: Дев. перестраиваются в 2
шеренги лицом к зрительному залу, и выполняют
поклон.
Надеемся, что приведённые описания танцев помогут педагогам детских садов провести праздник, приобщить детей к народному искусству и подтолкнут к творческим поискам.