Народные танцы для дошкольников с нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Искусство каждого народа – сложное явление культуры, отражающее историю, особенности восприятия окружающего мира и структуру языка людей, живущих на определённой территории. Складываясь из нескольких компонентов (музыка, фольклор, танцы и др.), народное искусство протягивает историческую ниточку от глубин веков к современности. Ведь искусство народа не застывает, а продолжает развиваться, обогащаясь новыми формами и смыслами, до тех пор, пока жив сам народ, творящий и созидающий.

В последнее время педагоги детских садов всё чаще обращаются к народному искусству, понимая, что истоки патриотизма лежат не в лозунгах, а в знании и понимании народного искусства. Активное использование потешек, загадок, подвижных игр со считалочками и зачинами развивают детей, обогащают их словарь, дают образцы ритмоинтонационных структур родного языка.

Однако увеличение количества детей с нарушенной речью затрудняет подобную работу в массовой группе детского сада. Зачастую неадекватно подобранный речевой материал скорее вредит детям, мешая им осознать используемые лексические и грамматические единицы, давая излишнюю нагрузку на несформированную звукопроизносительную систему.

Педагогам, которые сталкиваются с трудностями подбора речевого материала, можно порекомендовать обратиться к танцевальному творчеству. Танцы доступны практически всем детям, совместный танец сплачивает группу, помогая обрести уверенность в себе тем детям, которые не могут быть полноценными участниками игр со словесным сопровождением.

Вместе с этим, танец развивает ловкость и пластику, чувство ритма, учит ориентироваться в пространстве и понимать необходимую и достаточную степень мышечного напряжения при выполнении различных действий. Именно эти навыки впоследствии помогут развитию артикуляционной моторики. Ситуативное использование педагогом предложно-падежных конструкций во время разучивания танцев способствует их пониманию и лучшему запоминанию. Речевая ритмическая поддержка (проговаривание или пропевание порядка движений в ритме танца, например: «ты прой-ди и по-кло-нись, на но-соч-ках по-вер-нись») обогащает предикативный словарь, «вытягивая» глаголы из пассивного словаря в активный, помогает коррекции слоговой структуры слова.

Ниже приводится описание двух стилизованных авторских танцев, которые можно использовать при проведении досугов и праздников в старшей и подготовительной группах детского сада.

ХОРОВОДНЫЙ ТАНЕЦ СО СНОПАМИ

«Русский хоровод». Народная музыка. (СД «Русские народные танцы и танцы народов мира. Выпуск 2. Светит месяц» Издательство «ВЕСТЬ-ТДА», Москва, РГАФД)

Автор композиции движений: Кузнецова Е.В.

Дети заранее поделены на 4 шеренги и на пары. Каждый ребенок держит двумя руками полотно из сетки (60х60см), на котором прикреплен колосок. При движении выполняется хороводный шаг.

Вступление.

Дети выходят, располагаются шеренгами лицом к зрителям в шахматном порядке, садятся на колени. Колосок ставят на пол так, чтобы детей не было видно.

I часть.

1 предложение. Дети 1 шеренги встают, описывая колоском круг перед собой слева направо. Затем опять опускаются на колени, кладут полотно на пол и заворачивают боковые стороны к центру так, чтобы полотна не было видно из-за колоска – «связывают снопы»
2 предложение. Движения повторяют дети 2 шеренги.
3 предложение. Движения повторяют дети 3 шеренги.
4 предложение. Движения повторяют дети 4 шеренги.
5-8 предложения. Повторяются движения 1-4 предложений, но со «связанными снопами».

II часть.

Дети кладут снопы на пр. плечо и держат его двумя руками.
1-4 предложения. Дети 1 и 3 шеренги поворачиваются спиной к зрительному залу и двигаются лицом к центральной стене, а дети 2 и 4 шеренги – лицом к зрительному залу.
5-8 предложения. Движения выполняются в обратном направлении.
Проигрыш. Дети кружатся в парах «звездочкой», снопы соединены наверху.

III часть.

1-4 предложения. Дети перестраиваются в 2 колонны в центре зала лицом к зрительному залу. Снопы держат: пр. колонна у пр. бедра, лев. колонна – у лев. бедра. Продвигаясь вперед, дети из пр. колонны идут в обход по залу направо, а дети из лев. колонны – налево и соединяются в пары у центральной стены.
5-8 предложения. Дети идут парами от центральной стены лицом к зрительному залу, высоко подняв снопы. Постепенно каждая пара опускает снопы вниз и расходится на 2 полукруга: дети из пр. колонны направо, а дети из лев. колонны – налево.

IV часть.

Дети расходятся врассыпную по залу, кладут сноп на пол и ходякаждый вокруг своего снопа. Руки у М. на поясе, у Дев. – за юбочку.

V часть.

1-4 предложения. Дети, взяв снопы в руки, перестраиваются в 4 шеренги, ритмично покачивая снопами вправо-влево над головой.
5-8 предложения. Дети 1 шеренги ритмично покачиваются. А дети 2-4 шеренги образуют лесенку – «скирды» из снопов.
Дети 2 шеренги садятся в центре зала на колени, разворачивают полотно, ставят его на пол и прячутся за ним.
Дети 3 шеренги встают на лев. колено за детьми 2 шеренги, разворачивают полотно и прячутся за ним.
Дети 4 шеренги встают за детьми 3 шеренги, разворачивают полотно и загораживают им лицо.
Coda. Дети 1 шеренги встают за детьми 4 шеренги, развернув полотно и подняв его высоко над головой.

ТАНЕЦ С РУССКИМИ ПЛАТКАМИ

Муз. А. Савченко «Позабавилось небо снежком»

Автор композиции движений: Кузнецова Е.В.

В танце участвуют 6 девочек. Они заранее поделены на 2 шеренги и на 2 колонны. На плечи девочек накинуты платки, края платков придерживаются руками. При движении выполняется шаг с носка.

Вступление.

1 такт. Начинают движение Дев. № 1 из шеренги № 1 и № 2 от правой кулисы спиной к левой кулисе. Дойдя до левой кулисы, двигаются лицом в обратном направлении и останавливаются, повернувшись лицом к зрительному залу. Выполняют «пружинку», сложив руки «полочкой».
2 такт. Начинают движение Дев. № 2 из шеренги № 1 и № 2 от правой кулисы лицом к левой кулисе. Дойдя до левой кулисы, останавливаются, повернувшись лицом к зрительному залу. Выполняют «пружинку», сложив руки «полочкой».
3 такт. Начинают движение Дев. № 3 из шеренги № 1 и № 2 от правой кулисы лицом к левой кулисе. Дойдя до центра зала, останавливаются, повернувшись лицом к зрительному залу. Выполняют «пружинку», сложив руки «полочкой».
Дев. должны остановиться таким образом, чтобы получилось 2 шеренги:

2 Дев. 3 Дев. 1 Дев.
2 Дев. 3 Дев. 1 Дев.

1 куплет.

1 предложение. Дев. 1-й шеренги, подняв руки в стороны – вверх, соединяют руки между собой, образуя «воротики» и двигаются спиной назад к центральной стене.
Дев. 2-й шеренги, чуть пригнувшись и прижав руки к корпусу, проходят вперед через «воротики» и раскрывают руки в стороны.
2 предложение. Движения повторяются в обратном направлении.
3-4 предложение. Повторяются движения 1-2 предложения.
Повторение 3-4 предложения. Дев. перестраиваются в 2 колонны лицом к зрительному залу. Руки «полочкой».

2 куплет.

1-2 предложение. Колонны двигаются к центру зала, выполняя 4 приставных шага с пятки. На 4 шаге Дев. должны оказаться в одной колонне.
3-4 предложение. Движения выполняются в обратном направлении.
На последний такт: 1 колонна перестраивается в шеренгу у пр. кулисы, 2 колонна – у лев. кулисы. Дев. поднимают руки в стороны–вверх, соединяя между собой, образуя «воротики».

3 куплет.

1предложение. Дев, которая стоит справа от центровой Дев. в шеренгах, прокруживаются под своей лев. р. и отходят назад, подняв пр.р. вверх, лев. вытянув в сторону. Центровая Дев. опускает пр. р. вниз.
2 предложение. Дев, которая стоит слева от центровой Дев. в шеренгах, прокруживаются под своей пр. р. и отходят назад, лев. р. вытянув в сторону, пр.р. соединяя с уже стоящей там Дев., образовав «звездочку». Центровая Дев. опускает лев. р. вниз.
3 предложение. Центровая Дев. подходит к 2 стоящим Дев., образуя «карусель».
4 предложение. Дев. двигаются в 2-х «каруселях».
Повторение 3-4 предложения. Дев. двигаются в 2-х «каруселях».
На последний такт: Дев перестраиваются в 2 шеренги, как в 1 куплете.
1 шеренга поворачивается спиной к зрительному залу и смещается к лев. кулисе, 2 шеренга – к пр. кулисе:
2 шеренга
1 шеренга.

4 куплет.

1 предложение. 1 шеренга двигается боковым галопом, руки на поясе к пр. кулисе, 2 шеренга – к лев. кулисе.
2 предложение. Перекруживаясь широкими шагами на полной стопе шеренги меняются местами.
3-4 предложение. Движения повторяются в обратном направлении.
Повторение 3-4 предложения. Дев. перестраиваются в 1 колонну в центре зала и выполняют «пружинку», руки – «полочкой».
Проигрыш. Дев. расходятся на 2 колонны приставным шагом с пятки и возвращаются обратно.

5 куплет.

1предложение. Дев. по очереди с продвижением вперед выполняют поклон: пр.р. кладется на лев. плечо, поклон, при этом пр.р. опустить вниз. 1 Дев. обходит колонну с пр. стороны, 2 Дев. – с лев. стороны и образуют пару.
2 предложение. Движения повторяют Дев. 3-4.
3 предложение. Движения повторяют Дев. 5-6.
4 предложение. 1 пара с продвижением вперед выполняет поклон, отходят назад, останавливаясь «подковой».
5 предложение. 2 пара с продвижением вперед выполняет поклон, отходят назад, останавливаясь «подковой».
6 предложение. 3 пара с продвижением вперед выполняет поклон, отходят назад, образуя круг.
Coda. Дев. двигаются по кругу дробным шагом, положив пр.р. на плечо впереди стоящей Дев, лев. р. отводят в сторону.
С окончанием музыки: Дев. перестраиваются в 2 шеренги лицом к зрительному залу, и выполняют поклон.

Надеемся, что приведённые описания танцев помогут педагогам детских садов провести праздник, приобщить детей к народному искусству и подтолкнут к творческим поискам.